Урок русского языка на тему «Культура речи в экологическом аспекте» (11 класс)
Урок 1. Культура речи в экологическом аспекте
Цели урока - углубить представления одиннадцатиклассников об экологии как науке, экологии языка, обсудить проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое), повторить понятие синтаксиса как раздела лингвистики, порядок выполнения синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторить изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
Домашнее задание 1DOCX / 13.99 Кб
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Словарно-орфографическая работа.
Предотвращение регресса, проблематика лингвоэкологии, профессиональная культура речи медиаработников, степень экологичности речи, коммуникативное воздействие, лингвоэкологические проблемы перевода.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | -Какой темой объединены слова словарного диктанта? -Что вам известно о понятии экология языка, экология речи? Почему мы, россияне, должны проявлять заботу о родном языке? Во-первых, состояние национального государственного языка, высокий уровень речевой культуры — показатели благополучного состояния общества. Во-вторых, речь не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания в любом государстве. Д.С. Лихачев отмечал: «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает ». | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний (Лекция учителя, учащиеся составляют конспект)
Проблема нарушения экологии русского языка актуальна и требует широкого освещения, ведь если исчезнет язык, то мы перестанем существовать как нация. Важно отметить, что значимость проблемы определена на государственном уровне политикой и президентом: в России действовала федеральная целевая программа «Русский язык» 2016 - 2020, нацеленная на сохранение, изучение национального языка, пропаганду речевой культуры и повышение имиджа языка.
Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Экология языка – новое направление в лингвистике, которое изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году.
Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает «дом», «родина», отсюда – и более широкое современное значение: «среда обитания». Вторая часть многозначна, обозначает: «слово», «понятие», «мысль», «определение», «речь», «учение». Значит, термин «экология языка» можно трактовать, как «домостроительство», как «родное слово», «домашняя речь» или «словесная среда обитания». И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие – непременное условие социальной коммуникации.
Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа. Ведь если не будет активных носителей литературного слова, язык станет мертвым. Поэтому и появилась экология слова как наука о сохранении самобытности словесного богатства, его чистоты и здоровья. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о связи с языком живой природы, это, наконец, понятие о духовном значении слова и его связи с личностью человека.
Существует много понятий «экология слова». Обратимся к определени. Известного лингвиста В.С. Миловатсого: «Что такое экология слова - определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. И хотя экология слова пока еще формируется, мы все ж попробуем сказать, что это такое. Да, это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его связи с биосферой, с языком живой природы. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой его связи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами, с Творцом».
Итак, если экология в биологическом плане уже получила множество видовых подклассов, то и в экологии языка (лингвоэкологии) в настоящее время представляется возможным говорить о трех сторонах.
Первая - интралингвальная (связана с культурой речи, стилистикой, риторикой и включает исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи).
Вторая - интерлингвальная (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).
Третья - транслингвальная (связана с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе, фольклоре, публицистике).
Таким образом, лингвоэкология выделяется в самостоятельную дисциплину. Предмет этой дисциплины – экология языка как его состояние в пространственно-временном аспекте, определяемое взаимоотношением с пользователями в прямом контакте или через посредство другого /других языков.
4. Проверка понимания.
(Учащиеся обмениваются конспектами, взаимопроверка)
Уч-ль: Почему лингвоэкология особенно важна сегодня?
Уч-ся: Потому что неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа. Ведь если не будет активных носителей литературного слова, язык станет мертвым.
Уч-ль: Как связано с лмнгвоэкологией понятие культура речи?
Уч-ся: Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов.
Уч-ль: Какие проблемы современной речевой культуры мы можем отметить?
Уч-ся:
-Слова-паразиты
-сквернословие
-жаргонная лексика и молодежный сленг
-неоправданные заимствования
-просторечие
Уч-ль: с чем связаны тревожащие моменты в культуре речи?
Уч-ся:
1. Резко расширился состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщились к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. Возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.
2. Резкое снижение количества читающих людей.
3. Возросло личностное начало в лексике. Безликое и безадресное слово сменяется речью, которая приобрела конкретного адресата.
4. Расширилась сфера спонтанного общения не только личного, но и публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные тексты.
5. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.
6. Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого (так называемого новояза).
7. «Клиповое сознание» у современников (многие люди видят картинками).
8. Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.
9. Оскудение словарного запаса, забвение многих значимых в русской картине мира, ценных в духовном и нравственном отношении слов и фразеологизмов.
Уч-ль: какой раздел языкознания регулирует нормированность речи?
Уч-ся: все разделы в разной степени, но синтаксис, изучающий словосочетания и предложения, является высшей ступенью в освоении культуры речи.
Уч-ль: Какие изобразительно-выразительные средства синтаксиса вам известны?
Уч-ся: Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.
Свободный диктант
Культура речи как наука является обобщением опыта оценки речевой деятельности с позиций многоаспектного, не поддающегося однозначному определению понятия «культура». В современном языкознании существует пять точек зрения на предмет культуры речи, где она, во-первых, отождествляется с ортологией, изучающей литературно нормированную речь, во-вторых, понимается как часть риторики, где на первый план выступает необходимость эффективного воздействия на аудиторию. Третья точка зрения – культура речи признается частью прагматики, актуальными аспектами которой являются искусство ведения переговоров, дискуссии, полемики, в-четвертых, культура речи трактуется как наука о коммуникативных качествах речи, способствующих оптимизации речевого взаимодействия субъектов, и последнее, культура речи определяется как раздел стилистики, изучающий языковые нормы в зависимости от функционального стиля.
Таким образом, словосочетание «культура речи» — это соблюдение этики общения, владение языковыми нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях научной коммуникации в соответствии с целями и задачами, решаемых в ней.
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления и т. п. обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.).
Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителем (грамотная речь, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова и др.). Чем больше словесный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает, точно и ясно выражает свои мысли и чувства, понимает себя и других и т. д.
Кроме того, языковая культура характеризуется коммуникативным аспектом — коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В процессе научной коммуникации рекомендуется:
-следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;
-не использовать обороты, содержащие лишние слова (например, «абсолютно новый», вместо «новый»);
-избавляться от слов-паразитов (например, «так сказать», «такая», «ну» и т. д.);
-избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Домашнее задание 1 (см. приложение).
Использованная литература
1. Новикова А.С. Экология русского языка и культуры речи.
https://school-science.ru/8/10/41537
2. Триус Л. И., Папка Н.В. Особенности манипулирования в социальной сети «Instagram» (на примере англоязычного презентационного дискурса компании Pfizer). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. №1. С. 82–94.
3. Языковая норма и культура речи.
https://studme.org/322523/pedagogika/yazykovaya_norma_kultura_rechi
Фокина Лидия Петровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волдина Марина Николаевна