Урок окружающего мира в 4 классе «У Чёрного моря»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне». Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – осуществлять поиск необходимой информации, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи. Использовать общие приемы решения задач.
Р. – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, совершенного результата.
К. – формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Основные понятия и определения
Черноморское побережье Кавказа, субтропики
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о природе и экологических проблемах Черноморского побережья Кавказа. Будем учиться правильно вести себя у моря.
Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.
Найди на карте Черноморское побережье Кавказа. Здесь расположена субтропическая зона, или субтропики. Что ты можешь рассказать по карте об этой природной зоне? Научись показывать её на карте.
Изучение нового материала
У Чёрного моря
Удивительна, не похожа на природу других мест нашей страны природа Черноморского побережья Кавказа.
Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Как ты уже знаешь, здесь расположена субтропическая зона, протянувшаяся узкой полосой по побережью Чёрного моря. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она лишь «заглядывает» и дарит настоящее чудо южной природы.
В этой зоне умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, а если и выпадает снег, то он быстро тает. Почему здесь такие тёплые зимы? Благодаря морю и горам. Море за лето нагревается, а зимой отдаёт тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодные северные ветра.
Почвы Черноморского побережья Кавказа плодородны, а растительность богата.
Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения Черноморского побережья Кавказа. Поду майте, по каким признакам вы узнаете эти растения в природе.
2.По рисунку учебника (с. 128—129) познакомьтесь с животным миром Черноморского побережья Кавказа. Информацию о животных найдите в тексте учебника
3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в природе Черноморского побережья Кавказа. Изготовьте модель характерной цепи питания.
1.Буковая роща. 2. Грецкий орех. 3. Кипарисы. 4. Косуля. 5. Чайки. 6. Цикада.
Олеандровый бражник. 8. Бакланы. 9. Медуза-корнерот. 10. Дельфин. 11. Ящерица кавказская. 12. Богомол. 13. Краб. 14. Морские коньки. 15. Морские иглы.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА
Растительны мир Черноморского побережья Кавказа очень разнообразен. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб, бук, каштан настоящий. В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы. Эти растения круглый год остаются зелёными. В садах зреют грецкие орехи, инжир, абрикосы, персики.
Животный мир Черноморского побережья Кавказа тоже очень разнообразен. Прекрасны насекомые этих мест. Издалека слышно громкое стрекотание сидящих на веточках цикад (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол, который поджидает добычу — мух и других насекомых.
Под камнями прячется редкий крупный жук — жужелица кавказская, который питается улитками. В лесах в ночные часы зажигают свои огоньки жуки-светляки.
Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Много и других красивых бабочек.
Из крупных животных назовём живущую в лесах косулю. На берегу моря живут чайки, бакланы, которые кормятся рыбой
Очень интересны морские обитатели: дельфины, диковинные рыбки морские коньки и морские иглы, а также крабы, медузы
ЧЕЛОВЕК У МОРЯ
Берега Чёрного моря — это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысячи людей. Здесь расположен красивейший город- курорт Сочи. В нём построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.
В городе-курорте Сочи
Внимание! Во время отдыха у моря нужно быть осторожными, купаться только под присмотром взрослых, не заплывать за ограничительные буйки, ни в коем случае не купаться в шторм. На солнце можно находиться только в головном уборе. Загорать нужно постепенно, начиная с нескольких минут, чтобы не получить ожогов. Необходимо пользоваться солнцезащитным кремом, который оберегает кожу от опасного воздействия солнечных лучей. Лучшее время для отдыха на море — утренние и вечерние часы, когда не так жарко, как днём.
Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий (от греческого слова «дендрон» — дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи, заросли кактусов и, конечно же, высокие, устремлённые к небу кипарисы — одно из главных украшений парка.
К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его.
Люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, вырезают надписи на стволах, пишут на скалах, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца...
В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская (1), самшит колхидский (2), тис ягодный (3). В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина (4) и уже известная тебе жужелица кавказская (5).
Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский». Он непосредственно примыкает к городу-курорту Сочи и включает его окрестности, в основном горные леса. По территории парка проходит множество экскурсионных и туристических маршрутов. Например, многие туристы посещают знаменитые Ворон- цовские пещеры — таинственное подземное царство. Для удобства туристов здесь проведено освещение, устроены дорожки, лестницы.
Каждый, кто живёт на Черноморском побережье Кавказа или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этого замечательного места
Осмысление и понимание полученных знаний
Обсудим!
1.Как вы объясните названия животных: морской конёк, морская игла, богомол? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
2.В книге «Великан на поляне» прочитайте рассказ «В пещере» и обсудите его. Почему пещеры нуждаются в охране?
Проверь себя
1. Покажи на карте зону субтропиков. Объясни, где она расположена. 2. Как нужно вести себя у моря? 3. Дай краткую характеристику зоны субтропиков по плану на с. 71.
Вывод
На Черноморском побережье Кавказа расположена субтропическая зона. Чтобы сохранить красоту и разнообразие природы этих мест, необходимо доброе, заботливое отношение к ней каждого человека.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: Черноморское побережье Кавказа, субтропики.
2.Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега
3.Если тебе не приходилось бывать у Чёрного моря, подумай, какие вопросы ты задашь ребятам, которые там были.
4.С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в национальный парк «Сочинский». Что интересного можно там увидеть? Что сотрудники национального парка делают для охраны природы Черноморского побере
У Черного моря
На природе. Побережье Черного моря.
Черное море. Его обитатели. Водный мир.
Черноморское побережье
Красота Чёрного моря(Ялта)
Подводные красоты Черного моря. Фиолент.
Рыбы Черного моря.
На дне Чёрного моря
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html