12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна832
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта (план-конспект)

урока окружающего мира,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 01.03.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Аксёнова Г.И.

Оценка:

Дата 01.03.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 5

Предмет: окружающий мир

Целевой блок

Тема урока:

«Объединение русских земель вокруг Москвы. Залесская земля»

Цель урока:

- ознакомление учащихся с историческим периодом, названным в истории «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с последствиями Ордынского нашествия

- ознакомление с былиной «Щелкан Дюдентевич»

- углубление исторических знаний

Личностные УУД:

- формирование личного отношения

- развитие мышления и умения слушать

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение высказывать свое мнение

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

3.Саморегуляция своего поведения

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи.

2.Давать определения понятиям.

3.Отличать новое от уже известного
4.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
5.Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок прохождения нового материала

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

Конспект урока

1. Организационное начало.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте готовность к уроку. Молодцы.

2. Актуализация раннее изученного.

- И так, ребята, прежде чем начать наш урок, давайте проверим ваши знания и то, как вы усвоили предыдущие темы. Ваша задача – сопоставить имена известных людей с фактами из их биографии.

Чингисхан

Крестил Русь

Монах Нестор

Внук великого хана

Князь Владимир

Основал Золотую Орду

Илья Муромец

Великий русский богатырь, собравший войско против хана Батыя

Батый

Одержал победу в Ледовом Побоище

Евпатий Коловрат

Победил Соловья-Разбойника

Александр Невский

Создатель «Повести временных лет»

 

- Отлично, молодцы!

- Сегодня мы с вами продолжим путешествие по Руси.

- Давайте вспомним, какая беда постигла Русь в 1237 году? (Нашествие Золотой Орды)

- Мы с вами уже неоднократно говорили о том, какой ущерб они нанесли Великой Русской земле.

- Какие же последствия имело данное нашествие? (Разорение, смерти, люди стали платить дань и т.д.)

3. Изучение нового материала.

- Каждый год приезжали на Русь алчные и жестокие ханские сборщики дани – баскаки. Часто они забирали у крестьян не только сбережения, но и всё имущество. Вот мы с вами и встретились с новым понятием «баскаки».

- Слово «баскак» пошло от слова «нападать». Помните, мы с вами говорили о Евпатии Коловрате? Знайте же, что летописи писали не только о русских богатырях, но и об ордынских баскаках. Одним из таких являлся Щелкан Дюдентевич.

- Из летописей не видно, зачем Щелкан пришел в Тверь; вероятнее всего, за получением дани. Щелкан, по обычаю всех послов татарских, сильно притеснял жителей Твери и даже прогнал тверского князя Александра Михайловича с его двора, поселившись в нём сам. Свита Щелкана поступала с людьми по примеру своего начальника. Оскорблённые несколько раз жаловались своему князю, прося его защитить их от насилия татар, но Александр Михайлович не смел заступиться за свой народ и только советовал им терпеть. Но 15 августа 1327 года долго сдерживаемое негодование против татар внезапно вылилось в восстание, во время которого татары были перебиты, а Щелкан, скрывшийся на княжеском дворе, был сожжён.

- Вот такая необычная легенда.

- А теперь посмотрите на портрет этого человека. Как бы вы его охарактеризовали?

Давайте сравним Евпатия Коловрата с Щелканом Дюдентевичем. Чем похожи эти люди? Кто внушает вам большее доверие?

- Сейчас вашим заданием будет правильно соотнести слова, описывающие характер этих людей.

Евпатий Коловрат

Щелкан Дюдентевич

Смелый

Кровожадный

Сильный

Беспощадный

Самоотверженный

Злой

Настоящий воин

Жадный

Мужественный

Трус

- После Ордынского нашествия пришли в упадок ремёсла, хозяйство, торговля. Многие князья стали неграмотными, так как не то было время, что обучаться грамоте. Но, тем не менее, настало время русским землям объединиться и восстановить Русь.

- Как вы думаете, русские земли начали объединяться сразу все вместе? Или как-то по-другому? (ответы учащихся)

- Так вот, восстановление Руси началось с далекой Залесской земли. Как вы думаете, по её названию мы можем что-то сказать о ней? (Она находится за лесами)

- Ребята, вот и мы с вами сейчас окажемся в лесу. Встаньте все пожалуйста. Сейчас мы проведем физминутку.

4. Физминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко собери. (Наклоны)

Вон на дереве орех,

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили (Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Сели дети отдохнуть. (Присели за парты)

- У этой земли есть и другое название. Дело в том, что Залесская земля является окраиной Владимиро-Суздальского княжества. Именно в эти годы славяне стали расселяться на этой земле, между Волгой и Окой. Эта земля отделялась мощной полосой леса. Населяли эти земли кривичи и вятичи.

- Ребята, а что же это за странные названия племен?

- Ученые утверждают, что название «кричиви» пошло от места их обитания. То есть кривичами называли обширную группу людей занимавших первоначально холмистую местность. Для костюмов кривичей характерна многочисленность украшений: подковообразные пряжи, браслеты, стеклянные бусы, подвески.

- Вятичи - одно из крупных славянских племен, которое пыталось сохранить свою независимость. Властью был народ, так как князей у этого племени не было. А название произошло от родоначальника племени – Вятко.

- Как вы думаете, а чем привлекала эта местность племена? (Ответы учащихся)

- Ребята, помимо того, что леса стали препятствием для врагов, почва в этих лесах была очень плодородной, что бесспорно была очень полезно. Владение этой землей обуславливалось службой князю. Как вы это понимаете?

- В годы княжеских усобиц и набегов монголо-татар, люди просто сбегали на эти земли в поисках свободы, поэтому были готовы пойти на любые условия. Позже Залесская земля стала развивать торговлю с соседями. Так началось взаимодействие Залесской земли с другими княжествами.

- Как мы уже говорили, Залесская земля была часть какого княжества? (Владимиро-Суздальского)

- Позже в этом княжестве появилась своя династия. Подождите, а что же такое династия? (ответы учащихся)

- Династия – это ряд последовательно сменяющихся правителей из одного рода. Другими словами – это поколение.

- Скажите, а с какой династией вы уже сталкивались? (с династией Рюриковичей)

- Молодцы. Кого из этой династии вы знаете? (ответы учащихся)

- А смогли бы вы правильно расположить карточки с именами этих людей? Давайте попробуем. (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир)

- Понимаете, в династии очень важно знать последовательность. Мы ведь с вами точно знаем, что в наших семьях, к примеру, сначала были наша прабабушки и прадедушки, затем бабушки и дедушки, потом наши родители, затем мы и так далее. Также происходит и в династиях. Родоначальником Владимиро-суздальской династии стал Юрий Долгорукий, который сделал столицей княжества город Суздаль.

- Но знаете, как оказалось, леса на этой земле известны не только плодородными землями. Скажите, вы знаете, кто это? (портрет Ильи Муромца)

- Конечно же, все вы знаете этого известного богатыря Илью Муромца. А благодаря чему он прославился? (Одолел Соловья-разбойника)

- Хорошо, так вот по легенде, именно через эти леса он шел.

- А сейчас, давайте с вами поразмышляем, даже побудем исследователями. Скажите, чем характерна жизнь в степях? (ответы учащихся) А в лесах?

- Как вы думаете, в какой местности лучше было жить людям? Почему вы пришли к такому выводу?

- Послушайте и скажите, о чем эти слова?

- «Она чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, Бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем!»

- Особенностью климата степей является засушливость и преобладание ветреной погоды. Вместе с тем наблюдается большое количество солнечных дней в году.

- Растительность состоит главным образом из злаков, растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов — строящие сложные норы (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонок. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

- В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить — голодному не быть. Лес — богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

Источник пищи (грибы, ягоды, дичь, мёд).

Источник энергии (дрова, а сейчас и сырьё для производства биотоплива).

Источник сырья (древесина, смола, дёготь, кора и т. д.)

Кормовая база животноводства

Благоприятная среда для развития пчеловодства

- Леса - это живое чудо нашей планеты. Они не только украшают землю, но и очищают воздух, насыщая его кислородом. Леса поддерживают водный баланс, защищают землю от засухи. Их называют "легкими планеты".

Там, где шумят леса, текут полноводные реки, блестят ожерелья озер. Трудно переоценить пользу, которую приносят нам леса...

Что может быть лучше прогулки по светлой, солнечной березовой роще или по таинственному, сказочному ельнику... Лес прекрасен в любое время года. Но лес - это еще и родной дом, убежище для его обитателей : насекомых,птиц, зверей.

5. Закрепление

- Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы усвоили эту тему. У вас на партах листы с небольшим тестом. Даю вам пару минут на то, чтобы пройти его, после чего мы вместе проверим его.

1) Слово «баскак» произошло от слова…

А) побеждать

Б) защищать

В) нападать

2) Какой город был взят Щелканом Дюдентевичем?

А) Тверь

Б) Новгород

В) Владимир

3) С Залесской земли началось…

А) восстановление Руси

Б) Ордынское нашествие

В) крещение Руси

4) Какие племена населяли Залесскую землю?

А) кривичи и древляне

Б) древляне и вятичи

В) кривичи и вятичи

5) Династию другими словами можно назвать…

А) поколением

Б) империей

В) историей

(Проверка результатов)

6. Подведение итогов.

- Ребята, вы все молодцы. Все старались. А те, кто хотел бы результат лучше, в этом вам поможет домашнее задание. Запишите, страница 34-36.

- Так давайте же, в завершении нашего урока, ответим на вопрос «Почему же люди переселялись в Залесские земли?» (Ответы учащихся)

- Вы отлично поработали, молодцы! Спасибо. Урок окончен.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.