Урок 2. Культура речи в экологическом аспекте (Русский язык, 11 класс)
Урок 2. Культура речи в экологическом аспекте
Цели урока – повторить основные синтаксические нормы: согласование сказуемого с подлежащим, правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова, употребление однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов, построение сложных предложений; повторить изобразительно-выразительные средства синтаксиса.
УМК по русскому языку для 10–11 классов С.И. Львовой и В.В. Львова.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Словарно-орфографическая работа.
Выбор управляемой формы в словосочетании; подлежащее, выраженное количественно-именным сочетанием; согласование по грамматическому принципу, предлоги в синонимических конструкциях, при попарном сочетании однородных членов, невозможность замены причастного оборота придаточной частью сложноподчинённого предложения.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | -Какой темой объединены слова словарного диктанта? -Что вам известно о синтаксических нормах? Какие ошибки, связанные с синтаксическими нормами, вы чаще всего допускаете в своих творческих работах? Какие синтаксические нормы проверяются в задании 8 на ЕГЭ? | Высказывают предположения. Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
3. Первичное усвоение знаний (Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом Приложение 1, записи основных положений в тетради).
4. Проверка понимания.
Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ задание 8.
Задание: прочитайте предложения. Выпишите те из них, в которых допущена грамматическая ошибка, в исправленном виде. Устно назовите вид ошибки.
1.Брату и сестре, которым совсем недавно исполнилось пятнадцать лет, не только предстояло впервые посетить самостоятельно ярмарку, но и сделать там несколько покупок.
2. Николаас Витсен впоследствии стал известен как ученый географ и этнограф, изучавший страны, через которые проходят торговые пути и интересные своей историей.
3. Слух о том, что Петр Первый вовсе не был сыном царя Алексея, а был подменен мальчиком из Немецкой слободы, широко ходил по Руси и до сих пор имеет сторонников.
4. Именно благодаря хлопот окольничего Матвеева девушка из бедной дворянской семьи Наталья стала царской невестой, а потом и царицей.
5. В августе 1689 года, в критический момент борьбы с Софьей, молодой царь Петр призвал к себе иноземных офицеров и их солдат.
6. Петру и раньше не очень-то хотелось заниматься государственными делами, предоставив их сначала сестре Софье, а потом Наталье Кирилловне и ее родне.
7. Историки прежде не обращали внимания на скрывающуюся фигуру в тени дьяка Посольского приказа.
8. Лишь недавно появились работы, проливающие свет на то огромное влияние, которое Виниус оказывал на Петра I.
9. Вся Москва видела то, как в триумфальном шествии по случаю взятия Азова царь Петр в немецком платье шел пешком за богатыми санями Лефорта.
5. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Домашнее задание: выполнить задание 8 вариантов 1,2,3 (сентябрьские варианты) на сайте Решу ЕГЭ.
Использованная литература
1. Синтаксические нормы русского языка. Общие замечания.
2. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.
https://gigabaza.ru/doc/139357-pall.html
3.Нефедов С. Загадка Петра Великого.
https://new.nm1925.ru/articles/2021/05-2021/zagadka-petra-velikogo/
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна