Сценарий урока биологии в 7 классе «Отряд Непарнокопытные»
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами биологии 7класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Систематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.
Планируемые результаты
Предметные
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями, которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
Коммуникативные:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Основные понятия
Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.Ход урока
Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.
1.Размер большинства парнокопытных
Мелкий
Средний
Средний и крупный
2. На сколько подотрядов разделены парнокопытные?
2
3
4
3. Особенности клыков не жвачных парнокопытных
Находятся во рту
Отсутствуют
Выдвинуты за пределы рта
4. Строение желудка не жвачных
Сложное
Схоже со строением жвачных
Простое
5. Сколько семейств входит в подотряд не жвачных?
4
5
3
6. Сколько видов насчитывает подотряд нежвачных?
65
12
35
7. Имеют ли рога не жвачные?
Некоторые виды
Нет
Да
8. Сколько семейств входит в подотряд жвачных?
8
6
4
9. Сколько видов насчитывает подотряд жвачных?
180
176
345
10. Что называется жвачкой парнокопытных?
Комок почвы
Растительный комок пищи
Слюна
Отряд Непарнокопытные объединяет 16 видов крупных животных (рис. 140). Представители отряда обладают общими признаками: конечности у большинства из них снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными. В скелете непарнокопытных отсутствуют ключицы. Питаются эти животные только растительной пищей.
Отряд включает 3 семейства: Тапиры, Лошади, Носороги.
Их отличительная черта – копыта, которые образует нечетное число пальцев. Список непарнокопытных животных включает в себя различные виды носорогов, тапиров и лошадей. Представители дикой природы встречаются лишь в разрозненных популяциях из-за сокращения жизненного пространства и охоты на них. Общие сведения Во все времена непарнокопытные животные играли большую роль в жизни человека, особенно, одомашненные виды. Ослы и лошади, которыми в большей степени представлен список непарнокопытных животных, встречаются по всему миру, включая районы, где изначально их не существовало, например, в Австралии. Некоторые из видов отряда служат объектами охоты, в ряде стран лошадиные используются в качестве верховых животных.
Территориальное расположение влияет на образ жизни, наибольшую активность непарнокопытные проявляют в ночное время суток или сумеречное. Современные виды тапиров – одиночки, они населяют леса, в том числе и тропические. Такой же образ жизни ведут и носороги, обитающие в болотистых азиатских местностях, а также саваннах Африки. Лошади же, наоборот, всегда держатся группами. Среда обитания – степи, саванны, полупустыни. Все представители отряда – травоядные животные, питаются частями растений, включая листья и корни, а также травы.
Отряд непарнокопытных: список На различных ресурсах можно найти много информации о представителях плацентарного отряда. По данным интернет-ресурса под названием «Виды млекопитающих мира» в список непарнокопытных животных входит три семейства, шесть родов, а также семнадцать видов, один из которых – вымерший.
Семейство лошадиных включает в себя:
горных зебр; лошадей; куланов; диких ослов; саванных зебр (второе название – бурчеллова зебра); киангов; домашних лошадей; пустынных зебр, которых называют зебрами Греви.
Лошади очень красивые
Кулана, Дикий Осёл, Примитивная Лошадь
Еще один вид лошадиных – квагга (вымерший вид).
Большой интерес для ученых представляют тапиры – необычные, с глубокой историей, непарнокопытные животные. Список тапировых выглядит следующим образом: горные тапиры; центральноамериканские тапиры, называемые Бэрда; равнинные тапиры; чепрачные тапиры.
Носороговое семейство включает в себя несколько видов и родов. Представители отличаются внешне и средой обитания. Это довольно крупные непарнокопытные животные. Список (фото одного из представителей можно увидеть ниже) составлен из расчета разделения каждого рода на виды: Носороги: Носорог яванский; Носорог индийский; Белые носороги: Носорог белый; Суматранские носороги: Носорог суматранский; Черные носороги: Носорог черный.
Основные виды одомашненных лошадей. В процессе того, как человек занимался одомашниванием лошадей, он старался их усовершенствовать. В результате список непарнокопытных животных значительно пополнился. Среди самых знаменитых видов выделяют: тяжеловозных; рысистых; упряжных; верховых. Первые отличаются массивностью, развитой мускулатурой и большой головой. Это лошади владимирская и русская тяжеловозная, бельгийский брабансон, французский першерон. Рысистые лошади – это очень быстрые и грациозные непарнокопытные животные.
Список состоит из многих пород, но самой известной считается орловская рысистая.
Орловские рысаки !
Орловский рысак - национальное достояние России
Упряжные лошади считаются одними из самых сильных среди всех представителей, которые отличаются массивностью и средним ростом. Это такие породы, как торийская упряжная, латвийская, а также белорусская. Верховые породы были выведены человеком специально для верховой езды. Их отличительная особенность – длинные тонкие ноги по сравнению с лошадьми рабочих пород. Широко известны среди них: украинская порода, арабская, а также ахалтекинская.
Распространенные виды носорогов.
Саванны и редколесья населяют черные и белые носороги, относящиеся к африканскому виду. Их ареал обитания – это полуостров Индостан, где есть открытые берега рек и обширные влажные луга. Суматранский носорог обитает на острове Борнео разрозненными популяциями, а яванский – остался только на острове Ява в национальном парке. Эти два вида предпочитают, в отличие от остальных, болота с густой разросшейся растительностью, а также лесистые местности.
Чёрные носороги! Их больше нет на земле!
Вымирающий подвид носорога пытаются сохранить в Кении (новости)
ПОСЛЕДНИЙ БЕЛЫЙ НОСОРОГ
Разновидности зебр.
Все существующие на сегодняшний день виды зебр обитают в Африке. Это красивые кочующие непарнокопытные животные (список животных с фото представлены выше). Самый массовый вид – саванные зебры, которых можно встретить натерритотиях с травянистой и кустарниковой растительностью. В южной части Африки обитают горные и пустынные зебры. Первые населяют горные плато, а вторые, соответственно, районы пустынь с малым количеством растительности. Зебры собираются в группы, никогда не передвигаются поодиночке в поисках травы. Иногда встречаются стада, в которых насчитывается больше ста особей. Самые масштабные передвижения наблюдаются у саванных зебр, а в некоторых случаях, они объединяются вместе со страусами или антилопами.
Зебра. Дикая Африка.
Скакуны саванны зебры
Ресурсы
Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учреждений/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.
Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А
Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.
Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»
Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9
Природа мира
https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let
FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada
Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»
http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций