12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика класса, классификация земноводных: отряд Безногие, отряд Бесхвостые, отряд Хвостатые, представители, значение в природе и жизни человека.

Ход урока

Актуализация знаний

1.Если в террариум с голодной лягушкой положить мертвых насекомых, то лягушка их не тронет. Почему? Проверьте на опыте и докажите верность своего предпо­ложения

2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи их, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах, — в сумерки. Почему?

3. Известно, что лягушку можно приучить брать корм с деревянной палочки. В дальнейшем она будет хва­статься за палочку, даже если на ней не будет корма.

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Из скольких семейств состоят безногие?

1

2

3

2. что отсутствует у червяг?

органы слуха и зрения

химическое чувство и осязание

обоняние и химическое чувство

3. С помощью чего осуществляется дыхание червяг?

легкие

левое легкое

правое легкое

4. Каких размеров червяги?

30-40см

40-50см

50-60см

5. Как называется самая крупная червяга?

исполинская червяга

гигантская червяга

оливковая червяга

6. Где обитают червяги?

влажные тропики

умеренный климат

засушливый и жаркий

7. Что развито у червяг лучше всего?

слух

зрение

осязание

8. Что характерно для червяг?

откладывание яиц

живорождение

икра

9. Когда червяги становятся половозрелыми?

в 2 года

в 3 года

в 4 года

10. Какая особенность состояния покоя у червяг?

потребляют в 5 раз меньше кислорода

снижают скорость обмена веществ

впадают в анабиоз

О ком эта загадка:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (О лягушке)

2. Какая лягушка самая маленькая в мире? ( Лягушка-чесночница с Сейшельских островов. Ее длина составляет 2 см.)

3. Какая лягушка самая большая в мире? ( Лягушка-голиаф, длина тела которой составляет 25–30 см)

4. Каков вес лягушки-гиганта? (Около 3,5 кг)

5. Этот предмет необходим для подводного плавания. Его в 1929 г. создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь?( О ластах.)

Изучение нового материала

Хвостатые земноводные: самые яркие представители этого отряда

Хвостатые земноводные, представители которых совсем немногочисленны, имеют большую схожесть в строении с лягушками. Но, в отличие от лягушек, видов хвостатых насчитывается около 340. К хвостатым земноводным относятся тритоны, саламандры и углозубы.

Внешнее строение хвостатых земноводных. Так же как и у лягушек, кожа у хвостатых голая, есть четыре конечности, но присутствует хвост. Внешне хвостатые земноводные похожи на ящериц, хотя у них имеются жабры. Линии тела плавные, без резких углов. Конечности используются только для передвижения по суше, в воде хвостатые земноводные ими не пользуются. Глаза, так же как и у лягушек, прикрыты прозрачными веками, которые предохраняют их от грязи и попадания солнца.

Места обитания. Практически только в северном полушарии живут хвостатые земноводные. Виды некоторых предпочитают жить в воде и только очень редко появляться на суше. Другие же, наоборот, постоянно проживают на суше и заходят в воду по необходимости. Эти виды почти беспомощны в воде. А любящие жить в воде, наоборот, не смогут нормально передвигаться по берегу. У таких видов очень короткие лапки.

Хвостатые земноводные ведут преимущественно ночной образ жизни и проводят день в норах, под камнями, в пнях или других убежищах

Углозубы. Эти земноводные семейства хвостатых живут в Юго-Восточной Азии. Но один из его представителей, сибирский тритон, проживает за Полярным кругом. Это, наверное, единственный вид хладнокровных, который забрался так далеко на север. Сибирский тритон - очень древний вид, и, скорее всего, выжил благодаря тому, что в краю вечной мерзлоты у него нет конкурентов. Сибирский тритон способен переживать низкие температуры, и бывали случаи, когда находили замерзшего сто лет назад во льдах «сибиряка», а он оживал после растапливания льда.

Огненная саламандра. Саламандры издревле известны не как земноводное, бесхвостое, а как мифический песонаж. Считалось, что саламандра не боится огня, живет в печке или камине и оберегает дом от пожара. По другой версии она была духом огня . Но самый яркий представитель – огненная саламандра - была названа так не по этой причине. Просто у нее красивый окрас шкурки: яркие красные и оранжевые пятна на черном фоне. И, как отпечатки пальцев человека, форма пятен не повторяется. Огненная саламандра обитает рядом с другими видами так называемых настоящих саламандр. Они проживают в Северной Америке, Европе и Азии. Саламандра имеет длинный хвост и лапки без плавательных перепонок.

Исполинская саламандра Представляет семейство скрытожаберников, отряд хвостатые земноводные. Это самый крупный представитель из всего вида хвостатых земноводных. Длина исполинской саламандры может достигать полутора метров

В основном проживает возле крупных рек Китая и Японии. Она любит быстрое течение. Под крупными или нависающими камнями проводит светлое время суток, а ночью выходит за добычей. Питается исполинская саламандра мелкими рыбками, лягушками, насекомыми и ракообразными. Ее пасть снабжена мелкими зубами, которые используются для удержания добычи. Тело этой саламандры приплюснуто с боков, как и голова. Хвост тоже сжат по бокам и учувствует в передвижении по воде. Передние конечности исполинской саламандры толстые и имеют четыре пальца. На задних конечностях пальцев пять. Окрас у этого вида неоднородный, спина раскрашена в темно-серый цвет, с еле заметными пятнами, а брюхо светлое и тоже с пятнами темного цвета. В настоящее время исполинская саламандра редко встречается в природе. У нее очень вкусное мясо, и она стала предметом охоты.

Аллегамский скрытожаберник. Обитает в Северной Америке и имеет в длину чуть более полуметра. По внешнему виду близок к исполинской саламандре. Окрас шкуры светлый или бурый, от боков к краям задних лап тянутся кожные складки. Обитает в реках с быстрым течением, в самых мелководных местах. Ведет ночной образ жизни, кроме брачного периода. Охотится аллегамский скрытожаберник в воде и очень редко поднимается на поверхность.

Тритоны. В Древней Греции тритонами именовали мужской вариант русалки. Но сейчас тритонами называют земноводных хвостатых, которые живут преимущественно в воде. Строение тела тритонов немного отличается от сложения саламандр: тело сплющено с боков, а хвост имеет небольшую оторочку, которая напоминает рыбий плавник.

 

Ноги тритона не слишком развиты и плохо приспособлены для передвижения по суше. В воде он чувствует себя намного увереннее и плавает с помощью хвоста. Во время движения земноводное закидывает передние конечности за спину и пользуется ими в качестве руля. Тритоны ведут ночной образ жизни – днем отсиживаются в укрытии, а ночью выходят на охоту. Питаются они червями и насекомыми. Зимой прячутся небольшими группами в листву около водоема, куда планируют выбраться весной.

Тигровая амбистома Эти хвостатые земноводные не вырастают большими. Их длина всего 15-20 сантиметров. Существует восемь подвидов. Голова у тигровой амбистомы круглая и большая, а туловище толстое. Окрас животного темно-коричневый или темно-оливковый с желтыми пятнами. Эти хвостатые земноводные предпочитают жить у спокойных вод – прудов или озер. Очень редко селятся у рек. Как и все другие земноводные, ведут ночной образ жизни, а ночью добывают еду. Питается тигровая амбистома насекомыми, червями, моллюсками и другими мелкими беспозвоночными. Этот вид могут держать дома в аквариуме. Также в некоторых штатах США тигровая амбистома внесена в список охраняемых животных.

Тихоокеанская саламандра Обитает в лесах Канады и США. Саламандры селятся в норах, причем не роют их сами, а пользуются убежищами мелких грызунов. Или находят какой-нибудь предмет на земле и обустраиваются там.

Наиболее интересная особенность – это защита от врагов. Тихоокеанская саламандра способна отбрасывать свой хвост подобно ящерице. Также она может выбрасывать из хвоста яд. При нападении она напоминает кошку: вытягивает хвост трубой, выгибает спину и выстреливает ядом. Чаще всего таким образом она охраняет свою кладку, но в отдельных случаях может переносить ее с места на место.

Чернобрюхая безлегочная саламандра. Обитает в горах Апалачи, которые находятся в США. Любит селиться близ горных холодных ручьев. Окрас саламандры черный, с еле различимыми темными пятнами на спине. Чернобрюхая саламандра очень юркая и агрессивная. В отличие от других саламандр, любит выходить из воды и передвигаться по окрестностям своего водоема. Может прыгать по камням, склонам и ветвям. В случае опасности молниеносно прячется в воду и маскируется среди подводной листвы.

Обмен веществ у чернобрюхой саламандры замедленный, поэтому она ест нечасто и мало. Этот вид относится к безлегочным саламандрам.

Тритон обыкновенный. Проживает в умеренной климатической зоне материка Евразия. Тритон небольших размеров, взрослая особь может вырасти до 12 сантиметров. Из них 6 – это длина хвоста. Окрас тритона обыкновенного – бурый, а брюшко желтоватого цвета. По шкурке разбросаны разноцветные пятна. Чтобы привлекать самок, самцы раскрашены намного ярче. В брачный период у самца появляется красивый зубчатый гребень оранжево-голубого цвета. Он начинается от головы и заканчивается на кончике хвоста. Самка в брачный период тоже может становиться ярче. Для того чтобы дать потомство, тритон должен быть старше двух лет. Питается тритон насекомыми, червями, мелкими беспозвоночными. В основном живет и охотится на суше, прячась днем и выходя на охоту ночью, а на зиму впадает в спячку.

Гребенчатый тритон. Этот тритон похож на обыкновенного, но побольше в размерах. В длину может достигать двадцати сантиметров. Кожа у гребенчатого тритона усыпана маленькими бородавками. Шкура окрашена в бурый цвет, а брюшко оранжевое. По всему телу рассыпаны черные пятна. Гребень во время брачного сезона приобретает голубой цвет, чтобы привлекать самку. Что характерно, самка во время брачных игр не «наряжается». Так же как и практически все земноводные, гребенчатый тритон ведет ночной образ жизни. Днем отсиживается в убежище, а ночью добывает еду.

Малоазиатский тритон Представляет класс земноводные, отряд хвостатые, семейство настоящих саламандр, род тритонов. Длина малоазиатского тритона может колебаться от 15 до 17 сантиметров. Хвост широкий и немного превосходит длину тела. В брачный период у самцов появляется нарядный гребень. На спине он напоминает плавники рыб.

Раскраска малоазиатского тритона свинцово-оливковая и вся поверхность тела усыпана пятнами. По бокам есть черные и серебристые полосы. Цвет брюха – желтый. Это земноводное проживает на всей территории материка Евразия, любит селиться в горах и лесах. Водоемы выбирает с богатой водной растительностью. Покидает водоем только летом и в начале осени. Не переносит жару, может погибнуть потому, что не выходит охотиться. На зиму впадает в спячку. Охотится малоазиатский тритон на моллюсков, беспозвоночных, пауков, червей и мелких тритонов. Размножается тритон в воде. Личинка хвостатых земноводных выходит примерно через месяц и начинает питаться на вторые сутки. До полного появления тритона из личинки проходит четыре месяца. Самки живут почти в два раза дольше самцов – 21 год. А мужская особь - только 12 лет.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Летом в деревнях нередко лягушку сажали в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло)

2. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает – к …(дождю)

б) Лягушка квакает вечером приятной трелью – к…(ясной погоде)

в) Зашумит река и закричит лягушка – к…(дождю)

3. Какой русский писатель создал известную сказку «Лягушка-путешественница»? (В. М. Гаршин.)

4. Какой русский писатель создал басню «Лягушка и Вол»? ( И. А. Крылов)

5. В каких странах поставлены памятники лягушке?( Во Франции и Японии)

Амфибии - древнейшие наземные позвоночные (рассказывает биолог Николай Поярков)

 

 

 

"Огненная саламандра". Документальный фильм.

 

 

 

ГИГАНТСКАЯ САЛАМАНДРА! Самая крупная амфибия в мире. Brave Wilderness на русском

 

 

 


 

Японская исполинская саламандра

 

 

 

Обыкновенный тритон

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli-etogo-otryada

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.