Урок окружающего мира в 4 классе «Средние века: время рыцарей и замков»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Сопоставлять длительность периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия, место их возникновения, особенности храмов. Понимать важность книгопечатания. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать историю средних веков, понятия - Средние века, христианство, ислам, буддизм,
рыцарь, замок.
Уметь находить на карте местоположение крупных городов Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия, место их возникновения, особенности храмов.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. - формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
историю средних веков, понятия - Средние века, христианство, ислам, буддизм,
рыцарь, замок
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о мире Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознаем важность начала книгопечатания. Сравним источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья
Вспомни, какие города и государства Европы тебе известны.
Изучение нового материала
Средние века: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ
Тысячу лет — с конца V до конца XV века— продолжались Средние века, или Средневековье.
Многие современные государства возникли в Средневековье — Россия, Франция, Англия, Германия и другие. Были основаны Москва, Амстердам, Берлин, Копенгаген, бело и ещё много других городов. Оживлённые дороги пролегли из города в город, из страны в страну.
И сейчас сохранились средневековые кварталы! Рассмотри главную площадь города Сиены в Италии (1). В Средние века (в XIII веке) были изобретены механические башенные часы, многие из которых действуют и сегодня, например в столице Чехии — Праге (2). Опиши по фотографиям эти достопримечательности.
ИУДАИЗМ. ХРИСТИАНСТВО. БУДДИЗМ. ИСЛАМ
Многочисленные боги древних народов были наделены достоинствами и недостатками людей. Одни были жестоки и завистливы, другие добры и щедры
Но ещё в древности появилась вера в единого Бога — всемогущего и справедливого. Древние евреи из поколения в поколение передавали сказания о сотворении мира Богом и истории своего народа. От имени одного из родоначальников евреев Иуды их вера называется иудайзмом.
В Древней Палестине (страна в составе Древнего Рима) появилось христианство. Его основателем был Иисус Христос. Христиане верят, что Иисус — Сын Божий, который воскрес после смерти и вознёсся на небо. Иисус учил милосердию, добрым делам. Христиане считают, что те, кто следует заповедям Иисуса Христа, после земной жизни попадут в иной, Божественный мир.
В Древней Индии возник буддизм, названный в честь Будды (что означает «Просветлённый»). Мудрость Будда обрёл после долгих лет странствий и лишений. Он призывал не стремиться к почестям, богатству. Только так можно избавиться от всех земных страданий.
В Средневековье появился ислём. Его основателем был пророк Мухаммад, который призывал уверовать в единого Бога. Верующих в исламе называют мусульманами.
Удивительно красивы здания для молитв — христианский храм (1), синагога (2) (молитвенный дом в иудаизме), буддистский храм (3), мусульманская мечеть (4).
Иудаизм, христианство, буддизм, ислам и сегодня исповедуют многие люди во всём мире, в том числе и в России.
РЫЦАРИ И ЗАМКИ
Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Кто из мальчишек не восхищается средневековым рыцарем — благородным воином на коне, в латах и шлеме, с мечом и щитом?!
Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев, служили им надёжной защитой. И сегодня эти каменные крепости поражают наше воображение
Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца крепостных стен с башнями и бойницами.
Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. При угрозе нападения мост поднимали. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие постройки.
Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно было в зимние дни в стенах замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями. Для обитателей этой каменной громады были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у пылавшего камина. Чем занимались обитатели замка? В мирную пору хозяин охотился, принимал гостей, устраивал пиры. Женщины проводили время за рукоделием. Одним из любимых рыцарских развлечений были турнйры.
Осмысление и понимание полученных знаний
Опиши по фотографиям средневековый замок и историческую реконструкцию рыцарского турнира
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу (1). К этому времени в Европе стала известна бумага, изобретённая ещё в Древнем Китае.
Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы — лйтеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст — строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок (2) работал вручную. Когда книга была напечатана, набранный текст можно было рассыпать на отдельные буквы и из них составить новый текст. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.
Обсудим!
1.Сравните источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков.
2.В чём важность изобретения книгопечатания?
Проверь себя
1.Какая эпоха в истории называется Средними веками? 2. Когда появились иудаизм, христианство, буддизм и ислам? 3. Почему Средние века в Европе часто называют временем рыцарей и замков?
Вывод
В Средневековье возникли многие современные государства и города. С тех пор сохранились замечательные памятники архитектуры. Было изобретено книгопечатание.
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: Средние века, иудаизм, христианство, ислам, буддизм, рыцарь.
2.Придумай рассказ о своём воображаемом путешествии в Средневековье.
Презентация средние века время рыцарей и замков.Презентация для 4 класса
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЫЦАРИ И ЗАМКИ
Рыцарский замок (рус.) История средних веков.
Воспитание, быт и нравы рыцарства (рус.) История средних веков. Жизнь и нравы горожан (рус.) История средних веков.
Ремесло и торговля в средневековом городе (рус.) История средних веков.
Средневековые города (рус.) История мировых цивилизаций
Жизнь и быт средневекового крестьянина (рус.) История средних веков.
Осмысление и понимание полученных знаний
Самостоятельное применение знаний
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html