12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тиханкина Анфиса Викторовна102
Россия, Ленинградская обл.
2

Урок «Средневековье. Время рыцарей и замков», 4 класс



Тема урока: Средние века: время рыцарей и замков

Основная цель урока: сформировать представление о Средневековье, об образе жизни рыцарей, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, понимание и сохранение учебной цели и задач.

Осуществление самоконтроля.

познавательные: умение выделять существенную информацию, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта,

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и самооценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

создание условий для формирования представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни.

Материал для работы учащихся на партах:

Правила работы в группе

Материал для работы в группах

Тесты.

Учебник “Окр. мир” А.Плешаков. 4 класс, ІІ часть

Техническое оснащение:

Компьютер и мультимедийный проектор. (Презентация)


Презентация к уроку
PPT / 58.77 Мб

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

І. Самоопределение к деятельности

2 мин

Создаю эмоциональный настрой на урок./data/files/c1510144143.mp3 (Средние века, дорожка)

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок у нас необычен тем, что у нас много гостей. Поприветствуйте их, улыбнитесь друг другу.
Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и
интересного.

Предлагаю учащимся написать на лучиках пожелание на урок с целью мотивации.

- Возьмите лучики и напишите на них пожелание на урок себе, своим одноклассникам, гостям. При желании прикрепите на доску.

 Стоят, приветствует учителя и гостей.

Пишут на лучиках пожелание на урок и прикрепляют лучики на доску.

 

Внутренняя позиция

школьников

ІІ. Актуализация полученных знаний.

8 мин

Организую фронтальную беседу.

– История – это процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд.

С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках?

 ( Первобытный мир, Древний мир.)


 

Организую самостоятельную работу с целью проверки изученного материала.

Чтобы узнать, как хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. 

Возьмите лист–тест и выполните задания.

Организую взаимопроверку работ.

Поменяйтесь листами и проверьте работу соседа.
Проверяя работу, вы сделали для себя выводы: кому надо доработать,а кто - молодец!

А как вы дополнили предложение под №10?

Ответ на ваши гипотезы вы получите в ходе урока.

История не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по «ленте времени»

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Работают с заданием самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку и делают выводы.

Знание Древнего Египта, Греции и Рима.

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Введение в тему урока.

Цель: Формулирование темы и целей урока.

1 мин

Через организацию побуждающего диалога подвожу к формулированию темы урока.
 

Какая эпоха следующая?

Средние века

- Вы что-нибудь знаете об этой эпохе?

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Формулируют тему урока.

 

Мотивационная основа учебной деятельности

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 


 

ІІІ. Открытие новых знаний.

 

 

Создаю эмоциональный настрой на открытие новых знаний.

Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.

Плывя по “ленте времени”,
От древности до наших дней,
Мы видим славных рыцарей,
И замки, и коней.
Тишина стоит вокруг,
Вышли рыцари на круг,
Шлем одев, закрыв забрало,
Выхватив из ножен меч,
Стал рубить врага он с плеч,
После боя, славный рыцарь,
Положив и щит, и меч,
Сделав вдох и выдох длинный,
Отдохнуть решил присесть.

Через организацию побуждающего диалога подвожу к формулировке задач урока.

Итак, Средневековье. Что бы вы хотели узнать об этой эпохе?

Организую работу групп учащихся.

Чтобы достичь поставленной цели, я предлагаю начать работу «Исследовательских лабораторий». Для этого мы разделимся на группы постоянного состава. Вспомним правила работы в группе, распределим обязанности членов группы. У каждой группы своя задача и вспомогательные материалы.

    1. Исследователи Эпохи

      Исследователи Религии

      Исследователи Замков

      Исследователи Рыцарства

       

( 5 групп )

 

Учащаяся читает стихотворение.

Учащиеся слушают стихотворение.

Формулируют вопросы- задачи урока.

Формирование представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач,

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей.


 

 3 мин

 

 10 мин

Занимаю позицию фасилитатора.

1 группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на странице 15 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Учащиеся работают в группах и отвечают на поставленные вопросы.

Формирование представления о средневековье, рыцарях, их образе жизни

 

 

2 группа «Исследователи религии»

Прочтите текст на странице 16-17 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

   


 


 


 


 


 

 

 

3 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст на странице 18-19 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

 

 

 

4 группа «Исследователи рыцарей»

Изучите текст и ответьте на вопросы.

5 группа «Исследователи книгопечатания»

Прочтите текст на странице 20 и найдите ответы на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

     

IV. Презентация работ в группах

5 мин

Организую работу «спикеров» групп.

«Спикеры» групп озвучивают ответы, подготовленные группой.

Учащиеся задают вопросы.

формирование представления об эпохе средневековье, рыцарях, их занятиях, образе жизни

 

V. Закрепление изученного материала

6 мин

Организую коллективную работу по первичному закреплению в учебнике на стр.21.

Каждая группа ответила на поставленные вопросы. А насколько это хорошо у нас получилось, мы проверим, выполняя тест для закрепления.

Организую самостоятельную работу, контролирую самопроверку.

Проверьте. Есть ли учащиеся, которые выполнили работу на отлично? Кто поставил себе хорошо?

Молодцы!

Читают в учебнике на с. 21 вывод.

Проверяют свои работы и оценивают по заданным критериям.

   

VІ. Рефлексия.

3 мин

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с развитием истории дальше.

Ребята, исчезли ли ваши опасения, которые возникли у вас в начале урока?

Исполнились ли ваши ожидания?

Подводя итог урока, мы с вами составим синквейн (о Средневековье, о рыцаре, о замке.)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Составляют синквейн и зачитывают их.

 

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VІІ. Домашнее задание

2 мин

Даю комментарий к домашнему заданию.

РТ выполните на с 7 №1, с 8 № 3.

Слушают и записывают домашнее задание.

 


 


 


 

Приложение к уроку.

Тест № 1.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

1. Центр общественной жизни Рима - …………………………………………………………………………….

2. Храм всех богов в Древнем Риме - …………………………………………………………………………….

3. Бог Солнца в Древнем Египте - …….…………………………………………………………………...……..

4. Родина Олимпийских игр - ……………………………………………………………………………………..

5.Египетское государство возникло на берегу реки - …………………………………………..……………….

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим? - … ……………………………………………..………………

7.Какие мероприятия проводились в Колизее? - …………………………………………………………….….

8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать - ……………………………………

9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы фараонов - …………………….…

10. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………..

___________________________________________________________________________________________


 

Приложение к уроку.

Тест № 1.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

1. Центр общественной жизни Рима - …………………………………………………………………………….

2. Храм всех богов в Древнем Риме - …………………………………………………………………………….

3. Бог Солнца в Древнем Египте - …….…………………………………………………………………...……..

4. Родина Олимпийских игр - ……………………………………………………………………………………..

5.Египетское государство возникло на берегу реки - …………………………………………..……………….

6. Кто, согласно легенде, основал город Рим? - … ……………………………………………..………………

7.Какие мероприятия проводились в Колизее? - …………………………………………………………….….

8. Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать - ……………………………………

9. Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы фараонов - …………………….…

10. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………..

___________________________________________________________________________________________





Плывя по “ленте времени”,
От древности до наших дней,
Мы видим славных рыцарей,
И замки, и коней.
Тишина стоит вокруг,
Вышли рыцари на круг,
Шлем одев, закрыв забрало,
Выхватив из ножен меч,
Стал рубить врага он с плеч,
После боя, славный рыцарь,
Положив и щит, и меч,
Сделав вдох и выдох длинный,
Отдохнуть решил присесть.
___________________________________________________________________________________________








 

1 группа «Исследователи эпохи»

Прочтите текст на странице 15 учебника и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы исследования

п\п

Вопросы

Ответы

1

Сколько лет длилась эпоха?



 

 

2

Что произошло в эту эпоху?



 

 

3

Какие города возникли?




 

 


Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу………….








 

2 группа «Исследователи религии»

Прочтите текст учебника на странице 16-17 и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы исследования.

п\п

Вопросы

Ответы

1

С развитием общества изменились ли верования людей?

 

 

2

Христианство. Что узнали?



 

 

3

Ислам. Что узнали?



 

 

4

Буддизм. Что узнал?



 

 


Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….




 


 

Памятка для работы в группе

1. Выберите лидера группы.
Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чём они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.




3 группа «Исследователи замков»

Прочтите текст учебника на страницаx 18-19 и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу группы.

Вопросы для исследований.

п\п

Вопросы

Ответы

1

Для чего строились замки?




 

 

2

Какое место выбирали для
строительства замка?





 

 

3

Как строились замки?




 

 

4

Как выглядели замки внутри?




 

 


 

Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….





















 

4 группа «Исследователи рыцарей»

Прочтите текст и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Вопросы для исследований.

п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто такие рыцари?



 

 

2

Как выглядели рыцари?



 

 

3

Каким должен быть рыцарь?



 

 

4

Чем занимались рыцари?




 

 



Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….

























5 группа «Исследователи книгопечатания»

Прочтите текст и ответьте на вопросы. Спикер, защити работу своей группы.

Вопросы для исследований.

п\п

Вопросы

Ответы

1

Кто изобрёл способ книгопечатания?

 

2

Как работал печатный станок?



 

 

3

Годом рождения книгопечатания является…
 

 

4

В чём важность изобретения книгопечатания?
 

 



Начни ответ так: Исследуя предложенные нам вопросы, мы пришли к следующему выводу…….








Памятка для работы в группе

1. Выберите лидера группы.
Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чём они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.


 

Дополнительный материал для группы «Исследователи рыцарства»

Слово «рыцарь первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей хозяев больших земельных владений герцогов, графов, баронов.

Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились личными слугами знатных феодалов или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось не обязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю,

Становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец нёс доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы, отличившихся в боях оруженосцев, посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или на щеке. А чтобы в мирное время не пропустить их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами.



Памятка для работы в группе

1. Выберите лидера группы.
Роль лидера состоит и в том, чтобы предоставить всем членам группы возможность участвовать в работе, высказывать свои идеи.
2. Распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
Не перебивай других членов группы. Выражайся ясно, так, чтобы твои слова были понятны всем. Когда говорят другие, внимательно слушай то, о чём они говорят, не перебивай. В ходе обсуждений делай записи.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
Компромисс может быть достигнут лишь тогда, когда каждая из сторон будет уверена в том, что другая сделает ей шаг навстречу. Таким образом, группа сможет достигнуть единства даже в том случае, когда принятое ею решение будет устраивать далеко не всех ее членов.
6. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.







 

Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием б) постигали научные знания в) военным делом г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия б) Кааба в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство б) буддизм в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………………
Тест для закрепления

1. Замки строили для

а) защиты от нападений б) красоты

2. Замки строились

а) в лесу б) на высоком берегу реки

3. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу б) королевских приближённых

4. Чем занимались рыцари?

а) земледелием б) постигали научные знания в) военным делом г) ремеслом и торговлей

5. Чем был вооружён рыцарь?

а) мечом, копьём, палицей, топором б) кольчугой, латами, забралом, конём

6. Как называлась священная книга христиан?

а) Библия б) Кааба в) Коран

7. Какая религия объединила арабские племена?

а) христианство б) буддизм в) ислам

8. Рыцари жили в эпоху - ………………………………………………………………………………………………

Опубликовано


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 19.11.17 в 07:20 0Ответить Пожаловаться
Замечательный урок! Большое спасибо Вам, Анфиса Викторовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.