Урок окружающего мира на тему «Новое время: встреча Европы и Америки» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять еȅ с длительностью периодов Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.
Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
К. - формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные результаты
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф.
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о географических открытиях, изобретениях, городах Нового времени. Сравним источники по истории Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Найдём на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками. Вспомни, что ты знаешь об открытии Америки
Изучение нового материала
Новое время: встреча Европы и Америки
Вслед за Средними веками наступил черёд Нового времени, которое продолжалось с 1500 до 1900 года. Почему историки называют это время новым? Можно ли считать новым то, что появилось пятьсот лет назад?
Мы знаем, что сотни тысяч лет длилась первобытная история, несколько тысяч лет насчитывает история Древнего мира, тысячу лет продолжалось Средневековье.
Для жизни человечества начало истории Нового времени совсем недавняя точка отсчёта! Но слово «новая» по отношению к этой эпохе имеет и другой смысл.
В Средние века люди думали, что всё должно идти по раз и навсегда заведённому порядку. В Новое время начинают цениться предприимчивость, стремление найти применение своим знаниям и талантам.
Новое время подарило миру великих творцов. До сих пор мы восхищаемся картинами итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, переживаем за судьбу Робинзона Крузо (героя романа англичанина ДаниЗля Дефо), погружаемся в мир приключений француза Жюля Вёрна. Вместе с героями произведений великих русских поэтов и писателей Александра Сергеевича Пушкина, Ивана Сергеевича Тургенева, Льва Николаевича Толстого размышляем о том, что такое добро и зло.
ВРЕМЯ ОТВАЖНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
В 1492 году великий мореплаватель Христофор Колумб открыл новую часть света — Америку. Её назвали Новым Светом в отличие от Старого Света — Европы, Азии и Африки.
Корабли Колумба и его высадка на берег Америки
Фернан Магеллан и его герб
Первую кругосветную экспедицию в 1519 — 1521 годах возглавил Фернан Магеллан. После неё стало окончательно ясно, что Земля имеет форму шара. В ту эпоху значительно изменилась карта мира. Были открыты неизвестные раньше океаны, материки, моря, острова.
Снаряжались экспедиции в глубь материков. Русские люди успешно осваивали просторы Сибири. В 1820 году русские путешественники Фадцёй Фаддеевич Беллинсгаузен (1) и Михаил Петрович Лазарев (2) открыли Антарктиду.
ЧТО ОСТАВИЛО НАМ НОВОЕ ВРЕМЯ?
Удивительные технические изобретения были сделаны в XIX веке
Давайте мысленно перенесёмся в 1872 год. Именно в этом году почтенные жители Лондона поспорили, сможет ли один из них, мистер Фогг, совершить кругосветное путешествие за 80 дней. Эту историю рассказал Жюль Верн в своём знаменитом романе «Вокруг света за восемьдесят дней». Как известно, мистер Фогг выиграл спор, а помогли ему в этом два величайших изобретения XIX века — пароход (1) и паровоз (2). Описывая приключения своего героя, Жюль Верн упоминает и другие технические новинки того времени — фотографию (3) и телеграф (4). К концу XIX века появились электрическое освещение (5), автомобиль (б), радио, телефон (7), метро.
В Новое время сложился облик многих городов — Парижа, Лондона, Вены, Санкт-Петербурга.
Опишите города по фотографиям. Сравните здания в этих городах с известными вам древними и средневековыми постройками.
Париж
Лондон Вена
Обсудим!
1.Для изучения какой исторической эпохи археологические раскопки важнее: Древнего мира или Нового времени? Почему?
2.Какие новые профессии появились в 19 веке?
Проверь себя
1.Какую эпоху историки называют Новым временем? 2. Назови знаменитых людей Нового времени. Чем они прославились? 3. Какие изобретения были сделаны в то время?
Вывод
Новое время — это время выдающихся географических открытий. В XIX веке появились
величайшие технические изобретения. Железные дороги, пароходы, телеграф связали
между собой страны и континенты.
Задания для домашней работы
1.Сочини рассказ об одном дне из жизни европейца конца XIX века. Используй в нём свои знания о технических новинках того времени.
2.Найди в учебнике слова, которые, по твоему мнению, отражают историю Нового времени.
Великие Географические Открытия (рус.) Новая история.
Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв
Как люди открывали и изучали Землю
Мир до и после Колумба / 1 серия
Великие путешественники и мореплаватели
Изобретения 18 века изменившие ход истории / часть 1
Изобретения 18 века изменившие ход истории / часть 2
Изобретения. Конец 19 века.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html