12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пенкина Ольга Андреевна41


 

Пояснительная записка.

Уроки развития речи имеют своей целью коррекцию дефектов общего и речевого развития младших школьников с ОВЗ, их познавательной деятельности.

Изучение тем, предлагаемых предметом, формируют у обучающихся элементарные представления и понятия, расширяя и обогащая представления об окружающем мире. Аналитико-синтетическая деятельность развивается через обучение видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь обучающихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Обучающиеся упражняются в более точном сочетании слов, построении предложений, составлении связных текстов. Основным методом обучения является беседа. В процессе беседы реализуется возможность задавать вопрос, давать ответ на поставленный вопрос, вести диалог между обучающимися и педагогом. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Роль учителя заключается в активизации речевой деятельности, наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в природе, наблюдением за жизнью людей и животных в различные времена года. Чаще всего беседа используется на экскурсии, в обсуждении увиденного, во время демонстрации материала к уроку. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме, тем самым закрепляя у обучающихся умение правильно строить предложения, формулировать связные высказывания.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

Тема «Насекомые вредные и полезные» изучается после экскурсии на тему «Сезонные изменения природы. Апрель – середина весны». Данная последовательность позволяет сделать вывод о том, что с наступлением тёплой погоды в природе происходят новые качественные изменения: таяние снега, увеличение дневной температуры за счёт роста светового дня, пробуждение растительного и животного мира. Материал для повторения и изучение нового материала рассчитаны на интеллектуальный уровень и психофизические возможности данного контингента. Все задания составлены с учётом возрастных особенностей, развития речи обучающихся класса.


     

Технологическая карта урока развития речи

1.ФИО учителя: Пенкина Ольга Андреевна

2.Класс: 4

3.Тема урока: Насекомые вредные и полезные 

4.Тип урока: комбинированный урок

5.Цель урока: расширение и актуализация знаний о полезных и вредных насекомых.

6.Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с делением мира насекомых на вредных и полезных;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе через знакомство с особенностями мира насекомых;

Коррекционные:

Расширение кругозора и активного словарного запаса;

Формирование умения составлять распространённые предложения.

7.Оборудование:

Иллюстративный материал (цветные картинки, картинки-раскраски)

Конверты с раздаточным материалом

Рабочая тетрадь по чтению и развитию речи

Мультимедийный проектор

Презентация по теме урока (НАСЕКОМЫЕ. ПОЛЬЗА И ВРЕД)

Физкультминутка (видео)

Пальчиковая игрушка для зрительной гимнастики

Задания на карточках:

Первое задание на карточке:

Про кого эти фразы:

«Дарит человеку целебные продукты; опыляет растения для их роста; из их продуктов делают лекарство». (2 человека – в паре)


 

Второе задание:

Найти неверное выражение: «Переносят заразные болезни; в прохладный день обмахиваю человека крылышками». (2 человека – в паре)

Третье задание: на доске

Выберите правильный вариант названия жука:

Июньский, июльский, январский, майский. (1 чел)

Четвёртое задание: на доске

Вставьте пропущенные слова в текст:

Трудолюбивые муравьи (копают, рыхлят ) землю. Муравьи (поедают, разбрасывают) гусениц, червей и слизней. Муравья называют (доктором, санитаром) леса) (1 чел)

Пятое задание:

У кого из названных сегодня насекомых нет крыльев? (1 чел)

Шестое задание:

На карточке записать предложение их данных слов и прочитать его. (1 чел)

Человек, природы, и, часть, насекомые.

Доска

Магниты

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Слова для определения темы урока (НАСЕКОМЫЕ: ПОЛЬЗА И ВРЕД)


 

Вопросы по рефлексии

Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Меня удивило…

Я бы хотел узнать, почему…

8.Я могу рассказать на следующем уроке про…

 

Интернет-ресурсы:

detskie- raskraski.ru

ru.depositphotos.com


 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

БУДы

1.Организационный этап

Создание психологического настроя обучающихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке.

 

Приветствие обучающихся, просьба проверить наличие необходимых школьных принадлежностей, выражение уверенности в успехе; включение в ритм урока

 

- Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, как мы подготовились к уроку, всё ли у нас на месте. Молодцы! Все готовы, но сядет только тот, кто правильно ответит на вопрос, который написан на карточке.

Приветствие учителя, проверка наличия необходимых школьных принадлежностей

Регулятивные: готовность к уроку

Коммуникативные:

приветствие учителя стоя

2. Постановка цели и задач урока

Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала, определение темы урока

Организует работу по повторению знаний и определению темы урока.

- Карточка находится на партах.

Карточки:

Назвать весенние месяцы.

Назвать время года, идущее перед весной.

Назвать время года, идущее за весной.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Назвать приметы весны.

Отгадать загадку.

(Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

 

Создаёт проблемную ситуацию, задавая вопрос; активизирует познавательную деятельность обучающихся.

 

- Молодцы! Вы правильно ответили на мои вопросы. Но можете ли вы сказать, какова тема сегодняшнего урока?

 

Организация работы в парах и индивидуально.

- У каждого из вас есть на парте конверт с разрезной картинкой. Ваша задача собрать её.

 

 

 

 

 

Организует смену динамических поз

разнообразием форм деятельности обучающихся.

- Ребята, по мере выполнения заданий вам следует:

Подойти к столу

Найти свою картинку в цвете

Вывесить на доске цветной вариант

Подписать название

Сказать, что это? или кто это?

 

 

 

 

 

 

 

Организует осуществление межпредметных связей (с русским языком)

- Что? или кто? у нас здесь изображён?

 

 

 

 

 

 

- У вас получились вот такие иллюстрации. Вы правильно задали к ним вопрос КТО?

Это:

бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха. 

 

Ставит учебную задачу

- Назовите одним словом, кто изображён на иллюстрациях?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Это насекомые.

Ставит новую учебную задачу.

- А кто догадается, почему я разместила их в две группы?

 

 

 

 

 

 

 

Подводит к правильному ответу для определения темы урока, если обучающиеся не дадут правильный ответ

- Маленькая подсказка: человек по-разному к ним относится именно по этой причине.

 

 

 

 

 

Определение темы урока.

- Умники! Вы совершенно верно дали ответ и у нас получилась тема сегодняшнего урока:

Насекомые вредные и полезные. Наша цель: расширение знаний о полезных и вредных насекомых.

 

Организация работы в тетради.

- Записываем в тетрадь тему урока.

Читают задание и готовят ответы на предложенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются догадаться, какая может быть тема урока, предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

Создают целый образ из его частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах и индивидуально за партой; складывают картинку, выходят к доске, находят подобный вариант в цвете, подписывают иллюстрацию, вступают в диалог с учителем, строят полные предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правила русского языка о вопросах, относящихся к живым и неживым предметам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся ищут ответ на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся анализируют ситуацию, пытаются найти ответ на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся снова ищут ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся работают в тетради

Познавательная: ищут ответ на вопрос

Коммуникативная: слушают учителя

Регулятивные: выполняют задание учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная: предлагают варианты возможных тем;

Коммуникативные: строят речевые высказывания;

Регулятивная: выполняют учебную задачу

 

 

 

Познавательные: осуществляют операции синтеза;

Коммуникативные:

участвуют в совместной деятельности, предполагающей диалог;

Регулятивная: принимают учебную задачу

 

Познавательная:

Осуществляют операцию синтеза,

анализируют и соотносят готовый вариант и предложенный, записывают ответ на карточке;

Коммуникативная:

Вступают в диалог с учителем, развивают речь;

Регулятивная:

осуществляют самоконтроль, принимают и осуществляют учебную задачу

 

 

Коммуникативная:

Диалог с учителем, с обучающимися;

Познавательные:

Воспроизводят изученные правила по русскому языку, делают выводы

Регулятивные:

Принимают и решают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательная:

Воспроизводят изученный материал;

Коммуникативная:

Вступают в диалог с учителем и обучающимися;

Регулятивная:

Принимают учебную задачу и выполняют её.

 

Коммуникативная:

Коллективно предлагают свои варианты;

Регулятивная:

Принимают и решают учебную задачу;

Познавательная:

Пытаются узнать новое из предложенного варианта

 

Коммуникативная:

Коллективно предлагают свои варианты;

Регулятивная:

Принимают и решают учебную задачу;

Познавательная:

Пытаются узнать новое из предложенного варианта

 

Познавательные:

Готовятся к восприятию новых сведений;

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль при списывании с доски;

 

3.Объяснение нового материала.

Расширение знаний о пользе и вреде насекомых

Подготовка к восприятию нового материала.

- Скажите пожалуйста, а какого насекомого не было записано у нас на доске?

 

 

- Верно, бабочки.

 

Проведение гимнастики для глаз с целью осуществления охранительно-оздоровительного режима, смене динамических поз.

- Она хочет нам с вами помочь: мы сделаем гимнастику для глаз и тогда хорошо рассмотрим то, что я вам подготовила в презентации.

Рассказывает стихотворение и указывает направления движения глаз обучающихся.

 

Утро. Весь в цветах лужочек…

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул и полетел,

А потом на кустик сел!

Удивительный цветок:

Ножки, глазки, стебелёк.

Между крыльев складочка

Да ведь это ж бабочка!

(Груданов Евгений).

 

Настраивает на восприятие нового материала

 

 

Демонстрирует презентацию

 

 

 

 

 

Организует проведение физкультминутки для смены динамических поз

 

Обучающиеся вспоминают, какого насекомого не было записано на доске

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся повторяют действия за учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усаживаются за парты. Готовятся слушать и смотреть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в физминутке, снимают статическое напряжение в теле

Коммуникативные:

Диалогическая речь;

Регулятивные: принятие и осуществление выполнения учебной задачи

 

 

Регулятивные: самоконтроль при выполнении повторяющихся действий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Принимают учебную задачу и выполняют её;

Коммуникативные:

Отвечают на поставленные вопросы;

Познавательная:

Расширяют знания по теме урока

 

Регулятивное:

Принимают и выполняют учебную задачу.

4. Первичное закрепление полученных знаний

Выяснение степени усвоения новых знаний через различные виды работ

Организует проверку усвоенного материала в разнообразных видах работы

 

- Мы с вами посмотрели презентацию о насекомых. Давайте проверим, что вы запомнили из увиденного.

 

 

- Я предлагаю вам поработать как самостоятельно, так и в парах, как у доски, так и в тетради и на карточках, но ваши ответы должны прозвучать для всех.

 

Первое задание на карточке:

Про кого эти фразы:

«Дарит человеку

целебные продукты;

Опыляет растения для их

роста;

Из их продуктов

делают

лекарство».

(2 человека – в паре)

 

Второе задание:

Найти неверное выражение:

«Переносят

заразные

болезни;

В прохладный день обмахиваю человека крылышками». (2 человека – в паре)

 

Третье задание: на доске

Выберите правильный вариант названия жука:

Июньский, июльский, январский, майский.

(1 чел)

 

Четвёртое задание: на доске

Вставьте пропущенные слова в текст:

Трудолюбивые муравьи (копают, рыхлят ) землю. Муравьи (поедают, разбрасывают) гусениц, червей и слизней. Муравья называют (доктором, санитаром) леса)

(1 чел)

 

Пятое задание:

У кого из названных сегодня насекомых нет крыльев? (1 чел)

 

Шестое задание:

На карточке записать предложение их данных слов и прочитать его. (1 чел)

 

Человек, природы, и, часть, насекомые.

 

- Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

 

 

Обучающиеся выполняют задания учителя, работая у доски, в парах, в тетрадях, по индивидуальным заданиям.

Коммуникативные:

Вступают в диалог, делают выводы;

Познавательные:

Вспоминают увиденное и воспроизводят то, что запомнили, отвечают на вопросы;

Регулятивные:

Принимают учебную задачу и выполняют её, осуществляют самоконтроль при выполнении заданий.

5.Рефлексия

Развитие у обучающихся рефлексивной деятельности

Способствует самостоятельному определению обучающимися тех знаний, которые им больше всего запомнились или вызвали затруднения, что понравилось, не понравилось через формулировку ответов на предложены вопросы.

На доске вопросы:

Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Меня удивило…

Я бы хотел узнать, почему…

Я могу рассказать на следующем уроке про…

Читают вопросы на доске и отвечают на них полным ответом

Коммуникативные:

Закрепляют (или восполняют ) новые знания;

Коммуникативные:

Развивают диалогическую и монологическую речь; расширяют словарный запас;

Регулятивная:

Самооценка деятельности

6.Подведение итогов урока и оценка знаний

Контрольно-оценочная деятельность

- На сегодняшнем уроке очень хорошо работали….

- старались….

- будут работать отлично на следующем уроке

Обучающиеся выставляют полученные оценки в дневники

Регулятивная:

Осуществляют самоконтроль

7.Домашнее задание

Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности

 

Дифференцировано распределяет домашнее задание.

 

- Насекомые живут на всей нашей планете, а давайте-ка мы подготовим материал про насекомых нашей Республики Коми.

4 человека готовят иллюстративный материал, 2 человека находят загадки про насекомых нашего края,

2 человека готовят небольшие рассказы про одного (каждый своего) насекомого нашей республики.

 

- Урок окончен.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.