Урок окружающего мира на тему «Леса России» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон, определять с помощью атласа – определителя. растения лесов, моделировать цепи питания. Сравнивать природу тундры и лесных зон. Находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны лесов.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.
Р. – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. – проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Личностные результаты
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Найди на карте природных зон зону тайги; зону смешанных и широколиственных лесов. Что можно рассказать о них по карте? Научись показывать на карте лесные зоны.
Южнее зоны тундры становится теплее. Вместе с тем здесь выпадает довольно много осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра — лесами
Изучение нового материала
Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России.
Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее
Выберите для работы в группе одно из заданий
Познакомьтесь по учебнику с природой тайги. Рассмотрите в гербарии растения тайги. Определите их названия с помощью учебника и атласа-определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.
2.Познакомьтесь по учебнику с природой смешанных и широколиственных лесов. Рассмотрите в гербарии растения этой лесной зоны. Определите их названия с помощью учеб ника и атласа-определителя. Подумайте, какие признаки помогут вам узнать эти растения в природе.
3.С помощью рисунка учебника (с. 98 — 99) познакомьтесь с животным миром тайги. Найдите в тексте учебника информацию о некоторых животных. Чем они особенно интересны? По рисунку и тексту учебника расскажите об экологических связях в тайге. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тайги.
По результатам работы сделайте сообщения классу.
ТАЙГА
Хвойные деревья
Разным деревьям требуется разное количество тепла: одним меньше, другим больше. Хвойные деревья — ель ( ), сосна (2), лиственница ( ), пихта ( ), кедровая сосна (5) — менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса — тайгу.
Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на ббльшую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.
Познакомимся с некоторыми животными тайги
Кедровка — одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи — семена кедровой сосны. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться и расселяться
Бурундук похож на белку, но почти вдвое меньше её. Хорошо заметный отличительный признак бурундука — пять тёмных полосок вдоль спины. Этот зверёк ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим стволом или под пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.
Летяга — родственница белки, по размерам чуть меньше её. В отличие от белки летягаумеет не только ловко прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее, планировать на немалое расстояние — до 40 — 50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами
Соболь — хищник. Его основная добыча — грызуны. Соболь предпочитает жить в тёмной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого, дорогого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого замечательного зверя.
1. Кедровка. 2. Сокол-дербник. 3. Летяга. 4. Белка. 5. Благородный олень. 6. Соболь. 7.Лось. 8. Бурый медведь. 9. Бурундук. 10. Рысь. 11. Заяц-беляк. 12. Рябчик.
13. Глухарь. 14. Полёвка.
СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА
Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса. Здесь как бы смешались хвойные и лиственные деревья.
Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб ( ), клён ( :), липа (3), ясень (4), вяз (5). Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину
Лиственные деревья
Осмысление и понимание полученных знаний
Сравните природу тундры и лесных зон.
Проверь себя
1.Покажи на карте лесные зоны. 2. Какие природные условия лесных зон благоприятны для роста деревьев?
2.Раскрой особенности тайги, смешанных и широколиственных лесов.
3.Приведи примеры животных тайги. 5. Какие экологические связи сложились в тайге?
Вывод
Леса занимают больше половины территории России. Они составляют две природные зоны: зона тайги, зона смешанных и широко-лиственных лесов. В лесных зонах условия для живых организмов более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир здесь гораздо богаче.
Задания для домашней работы
1.Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу, смешанный и широколиственный лес.
2.С помощью Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных, изображённых на рисунке.
Леса России
Лесная природная зона
Леса России -виды
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Чистый воздух хвойного леса
Деревья лиственные и хвойные. Сайт - игра Разумейкин
Смешанные леса
Источники информации:
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html