Урок 64. В. Осеева. «Плохо». В. Лунин. «Никого не обижай»

3
0
Материал опубликован 27 May

Литературное чтение, 1 класс

Урок 64. В. Осеева. «Плохо». В. Лунин. «Никого не обижай»


Цели: познакомиться с произведениями В.Осеевой «Плохо» и В.Лунина «Никого не обижай»; создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Задачи: обучиться правильному, выразительному чтению; развить умения понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; тренировать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать ответственность и внимательное отношение к животным.

Ожидаемые результаты: на уроке мы научимся выразительно читать произведение, отражая его настроение; сможем высказывать свое мнение о прочитанном; определять главную мысль текста; узнаем, как важно любить и ценить окружающих существ; научимся внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; сформируем представления о добре и зле.

Планируемые результаты

Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.


Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Что значит поступать по совести.

2. Почему необходимо заботиться о животных.


ПЛАН УРОКА:

I.Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей, повернемся и им тоже улыбнемся. Хорошо, теперь садитесь - проверяем свою осанку, прямая спина, ноги стоят на полу, руки сложены на парте. Проверяем наличие учебника по литературному чтению, тетради по литературному чтению, ручки и простого карандаша. Напоминаю правила поведения на уроке – если вы хотите ответить, поднимаете руку, не выкрикивая с места, когда говорит учитель или другой ученик – нужно внимательно слушать.

II.Актуализация знаний.

Начнем урок (2 слайд)

1. – Отгадайте загадку:

Знают взрослые и дети,

Кто самый верный друг на свете. (Собака.)

Объясните, вы как догадались?

III. Постановка цели урока. (слайд 3)

И сейчас мы узнаем, о ком же сегодня пойдет речь на нашем уроке.

Прочтите слова в каждом столбике:

большой маленький

лохматый пушистый

зубастый усатый

страшный беззащитный

Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

Итак, вы отгадали, о ком будем мы говорить – это …. и …, а как одним словом можно их назвать? Правильно, молодцы, мы будем говорить о животных.

Но какой же проблемный вопрос, связанный с животными, мы сегодня с вами рассмотрим – об этом нам подскажет стихотворение Виктора Лунина «Никого не обижай» и его прочтет нам… (ФИ ученика – заранее дать выучить).

Никого не обижай — ни пчелу, ни мушку,

Ни улитку, ни жучка — тёмненькое брюшко,

Ни кузнечика, в траве, скачущего ловко,

Ни блестящую в листве божию коровку,

Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого…

Ни за что, никогда не обижай живого.


Ребята, что же автор настоятельно требует от читателей – правильно, это призыв, последние строчки стихотворения - никого и никогда не обижайте! Любое живое существо имеет способность чувствовать боль, а уж насколько тяжело совсем маленьким букашкам, которых опасность ожидает на каждом шагу!

Поэт Виктор Лунин не просто перечисляет тех, кого нельзя обижать. В его стихотворении чувствуется такое пожелание – берегите и цените окружающих вас существ! Начиная от малюсенькой мушки, заканчивая, конечно же, человеком.

Не причиняйте боль и близким людям тоже. Необходимо хранить в себе только добро и сострадание.

Сегодня мы с Вами прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке. А для того, чтобы хорошо, четко и с выражением прочитать текст, давайте , как всегда, проведем РЕЧЕВУЮ МИНУТКУ (слайд 4)

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Прочтите чистоговорки. Но не просто читаем, а дополняем каждое предложение последним словом. Давайте попробуем!

Ча-ча-ча – горит в комнате ……свеча.

Чу-чу-чу – молоточком …..я стучу.

Оч-оч-оч – наступила …..ночь.

Су-су-су – было холодно …..в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасётся …..гусь.

Вы - большие молодцы! Здорово справились!

2. Отработка навыка чтения. (слайд 5)

Итак, а теперь немного посоревнуемся – по очереди читаем,

Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!

роза трава телефон

дым слон соловей

конь дрозд раковина

перо копьё ромашка

дыня сокол корзина

пояс рог русалка

коза топор тарелка

рама пенал дорожка

А теперь следующее задание! Внимание! Итак, поочереди читаем слова, которые начинаются на букву «Р»; далее - на букву «Д»; на букву «К».

Читайте слова – названия животных, названия растений.

Молодцы, вы справились со всеми заданиями – теперь открываем учебник на стр. …. (слайд 6)



3. Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла (плохо)».

Прочтите название рассказа.

Кто его автор?

Давайте откроем тетради и запишем – Название произведения и автора.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?

Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

Прочтите рассказ цепочкой по очереди по предложению.

4. Анализ произведения. (слайд 9)

Что это: Сказка? Рассказ? Стихотворение? Докажите?

давайте запишем в тетради Жанр этого произведения - РАССКАЗ

О ком вы прочитали?

На кого лаяла собака?

Что чувствовал котенок, когда на него лаяла собака? Посмотрите на экран (слайд 8)

Где стояли ребята и как они себя вели?

Кто спас котёнка от собаки?

Чему удивились мальчики?

Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, испугом, равнодушием, любопытством, плохим воспитанием?

Как отнеслась к их поступку женщина?

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

- О чём этот рассказ? Давайте подумаем, какая главная мысль этого рассказа!

Запишем в тетради – ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ: попавшим в беду нужно помогать. Нельзя быть равнодушным.

Примечание для учителя: Этот небольшой рассказ очень ярко показывает разницу в отношении людей к окружающему их миру. Мальчики стоят в стороне и наблюдают, как собака старается обидеть маленького беззащитного щенка. Почему они так поступают, что руководит их бездействием? Скорее всего дело в равнодушии, отсутствии сострадания и жалости, а возможно и в плохом воспитании. Им невдомек, что в такой ситуации жизненно необходимо прийти на помощь слабому!


В отличии от них, женщина не раздумывая вступается за котенка. Она не боится гневной собаки, ее главная цель – спасти и позаботиться о бессильном зверьке. Про такого человека мы можем однозначно сказать, что он поступает по совести, что он смел и душевно силен. Только человека, готового спешить на помощь, желающего оберегать все живое, можно считать истинно добрым и чутким.

При этом В. Осеева в своем рассказе не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение рассказа

С какой интонацией надо прочитать слова автора?

Как автор относится к котёнку?

Как надо прочитать слова женщины?

С какой интонацией звучат слова мальчиков?

Прочтите рассказ выразительно по ролям.

2. Подготовка к пересказу. ПЛАН – ПИШЕМ В ТЕТРАДИ

Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст?

Прочтите первую часть. Озаглавьте её.

Кто пришел на помощь?

Прочтите вторую часть. Как её озаглавить?

Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

1. Собака и котёнок.

2. Спасение котёнка.

3. Вам не стыдно?

Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой .

(слайд 10) Итак, давайте подведем итоги

- С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Чему нас учит рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла и стихотворение В.Лунина «Никого не обижай»?

Какой совет вы дадите мальчикам?

Видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4057/start/195747/ (с 28 сек по 1 мин 9 сек)

Текст из видео: В нашей жизни есть множество моментов, когда необходимо сделать выбор. Довольно часто то, что мы выбираем, определяет такое внутреннее чувство, как совесть. Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

Сегодня мы рассмотрели произведения, посвященные чувству совести по отношению к животным.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мы хорошо поработали, а теперь внимание, давайте оценим свою работу на уроке– похлопайте, ребята, те, кому урок был полезен и он много узнал нового на уроке

-А теперь потопайте, кому было сегодня очень тяжело на уроке.

Похлопайте те, кому урок был интересен и вы считаете, что хорошо поработали на уроке.

Потопайте те, кто ничего интересного и нового на уроке не узнал.


Литература

Основные и дополнительные источники по теме урока:



- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 — М.: Просвещение, 2016., С. 60, 70.

- https://resh.edu.ru/subject/lesson/4057/start/195747/

- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей