Урок 64. В. Осеева. «Плохо». В. Лунин. «Никого не обижай»
Литературное чтение, 1 класс
Урок 64. В. Осеева. «Плохо». В. Лунин. «Никого не обижай»
Цели: познакомиться с произведениями В.Осеевой «Плохо» и В.Лунина «Никого не обижай»; создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Задачи: обучиться правильному, выразительному чтению; развить умения понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; тренировать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать ответственность и внимательное отношение к животным.
Ожидаемые результаты: на уроке мы научимся выразительно читать произведение, отражая его настроение; сможем высказывать свое мнение о прочитанном; определять главную мысль текста; узнаем, как важно любить и ценить окружающих существ; научимся внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием окружающего мира и мира животных; сформируем представления о добре и зле.
Планируемые результаты
Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1.Что значит поступать по совести.
2. Почему необходимо заботиться о животных.
ПЛАН УРОКА:
I.Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей, повернемся и им тоже улыбнемся. Хорошо, теперь садитесь - проверяем свою осанку, прямая спина, ноги стоят на полу, руки сложены на парте. Проверяем наличие учебника по литературному чтению, тетради по литературному чтению, ручки и простого карандаша. Напоминаю правила поведения на уроке – если вы хотите ответить, поднимаете руку, не выкрикивая с места, когда говорит учитель или другой ученик – нужно внимательно слушать.
II.Актуализация знаний.
Начнем урок (2 слайд)
1. – Отгадайте загадку:
Знают взрослые и дети,
Кто самый верный друг на свете. (Собака.)
– Объясните, вы как догадались?
III. Постановка цели урока. (слайд 3)
И сейчас мы узнаем, о ком же сегодня пойдет речь на нашем уроке.
– Прочтите слова в каждом столбике:
большой маленький
лохматый пушистый
зубастый усатый
страшный беззащитный
– Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)
– С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)
Итак, вы отгадали, о ком будем мы говорить – это …. и …, а как одним словом можно их назвать? Правильно, молодцы, мы будем говорить о животных.
Но какой же проблемный вопрос, связанный с животными, мы сегодня с вами рассмотрим – об этом нам подскажет стихотворение Виктора Лунина «Никого не обижай» и его прочтет нам… (ФИ ученика – заранее дать выучить).
Никого не обижай — ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка — тёмненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве, скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого…
Ни за что, никогда не обижай живого.
Ребята, что же автор настоятельно требует от читателей – правильно, это призыв, последние строчки стихотворения - никого и никогда не обижайте! Любое живое существо имеет способность чувствовать боль, а уж насколько тяжело совсем маленьким букашкам, которых опасность ожидает на каждом шагу!
Поэт Виктор Лунин не просто перечисляет тех, кого нельзя обижать. В его стихотворении чувствуется такое пожелание – берегите и цените окружающих вас существ! Начиная от малюсенькой мушки, заканчивая, конечно же, человеком.
Не причиняйте боль и близким людям тоже. Необходимо хранить в себе только добро и сострадание.
– Сегодня мы с Вами прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке. А для того, чтобы хорошо, четко и с выражением прочитать текст, давайте , как всегда, проведем РЕЧЕВУЮ МИНУТКУ (слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорки. Но не просто читаем, а дополняем каждое предложение последним словом. Давайте попробуем!
Ча-ча-ча – горит в комнате ……свеча.
Чу-чу-чу – молоточком …..я стучу.
Оч-оч-оч – наступила …..ночь.
Су-су-су – было холодно …..в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся …..гусь.
Вы - большие молодцы! Здорово справились!
2. Отработка навыка чтения. (слайд 5)
Итак, а теперь немного посоревнуемся – по очереди читаем,
– Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!
роза трава телефон
дым слон соловей
конь дрозд раковина
перо копьё ромашка
дыня сокол корзина
пояс рог русалка
коза топор тарелка
рама пенал дорожка
– А теперь следующее задание! Внимание! Итак, поочереди читаем слова, которые начинаются на букву «Р»; далее - на букву «Д»; на букву «К».
– Читайте слова – названия животных, названия растений.
Молодцы, вы справились со всеми заданиями – теперь открываем учебник на стр. …. (слайд 6)
3. Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла (плохо)».
– Прочтите название рассказа.
– Кто его автор?
Давайте откроем тетради и запишем – Название произведения и автора.
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?
– Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
я-рост-но – яростно
при-па-да-я – припадая
на пе-ред-ни-е – на передние
при-жав-шись – прижавшись
взъе-ро-шен-ный – взъерошенный
рас-кры-вал – раскрывал
не-по-да-лё-ку – неподалёку
по-спеш-но – поспешно
у-ди-ви-лись – удивились
– Прочтите рассказ цепочкой по очереди по предложению.
4. Анализ произведения. (слайд 9)
Что это: Сказка? Рассказ? Стихотворение? Докажите?
давайте запишем в тетради Жанр этого произведения - РАССКАЗ
– О ком вы прочитали?
– На кого лаяла собака?
– Что чувствовал котенок, когда на него лаяла собака? Посмотрите на экран (слайд 8)
– Где стояли ребята и как они себя вели?
– Кто спас котёнка от собаки?
– Чему удивились мальчики?
– Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, испугом, равнодушием, любопытством, плохим воспитанием?
– Как отнеслась к их поступку женщина?
– Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?
- О чём этот рассказ? Давайте подумаем, какая главная мысль этого рассказа!
Запишем в тетради – ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ: попавшим в беду нужно помогать. Нельзя быть равнодушным.
Примечание для учителя: Этот небольшой рассказ очень ярко показывает разницу в отношении людей к окружающему их миру. Мальчики стоят в стороне и наблюдают, как собака старается обидеть маленького беззащитного щенка. Почему они так поступают, что руководит их бездействием? Скорее всего дело в равнодушии, отсутствии сострадания и жалости, а возможно и в плохом воспитании. Им невдомек, что в такой ситуации жизненно необходимо прийти на помощь слабому!
В отличии от них, женщина не раздумывая вступается за котенка. Она не боится гневной собаки, ее главная цель – спасти и позаботиться о бессильном зверьке. Про такого человека мы можем однозначно сказать, что он поступает по совести, что он смел и душевно силен. Только человека, готового спешить на помощь, желающего оберегать все живое, можно считать истинно добрым и чутким.
При этом В. Осеева в своем рассказе не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.
Физкультминутка
IV. Закрепление нового материала.
1. Выразительное чтение рассказа
– С какой интонацией надо прочитать слова автора?
– Как автор относится к котёнку?
– Как надо прочитать слова женщины?
– С какой интонацией звучат слова мальчиков?
– Прочтите рассказ выразительно по ролям.
2. Подготовка к пересказу. ПЛАН – ПИШЕМ В ТЕТРАДИ
Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст?
– Прочтите первую часть. Озаглавьте её.
– Кто пришел на помощь?
– Прочтите вторую часть. Как её озаглавить?
– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.
Запись плана на доске:
1. Собака и котёнок.
2. Спасение котёнка.
3. Вам не стыдно?
– Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой .
(слайд 10) Итак, давайте подведем итоги
- С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Чему нас учит рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла и стихотворение В.Лунина «Никого не обижай»?
– Какой совет вы дадите мальчикам?
Видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4057/start/195747/ (с 28 сек по 1 мин 9 сек)
Текст из видео: В нашей жизни есть множество моментов, когда необходимо сделать выбор. Довольно часто то, что мы выбираем, определяет такое внутреннее чувство, как совесть. Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.
Сегодня мы рассмотрели произведения, посвященные чувству совести по отношению к животным.
V. Итог урока. Рефлексия.
Мы хорошо поработали, а теперь внимание, давайте оценим свою работу на уроке– похлопайте, ребята, те, кому урок был полезен и он много узнал нового на уроке
-А теперь потопайте, кому было сегодня очень тяжело на уроке.
Похлопайте те, кому урок был интересен и вы считаете, что хорошо поработали на уроке.
Потопайте те, кто ничего интересного и нового на уроке не узнал.
Литература
Основные и дополнительные источники по теме урока:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2 — М.: Просвещение, 2016., С. 60, 70.
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/4057/start/195747/
- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс, авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В