Урок окружающего мира в 1 классе «Что такое хвоинки?»
Технологическая карта урока «Что такое хвоинки?».
Тема: |
Что такое хвоинки? |
Цель: |
Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели. Учить различать лиственные и хвойные деревья. |
Планируемые результаты: |
Личностные результаты: осознавать и воспитывать необходимость бережного отношения к природе Предметные результаты: Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели. Учить различать лиственные и хвойные деревья, знать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; сравнивать ель и сосну; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе, описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Прогнозируемые результаты: |
Первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду: шишкам, веточкам, хвоинкам |
Этапы урока |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Содержание |
|||
I этап. Организационный момент. |
Формулировать правила поведения на уроке . |
Настраивать детей на работу. Коммуникативные личностные УУД |
Вот опять звенит звонок, начинается урок. Мы за парты дружно сели и на доску поглядели. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. – Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке. |
|||
II этап. Актуализация знаний. |
Работать с информацией, Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, |
Организовать и включить учащихся в обсуждение Регулятивные УУД, познавательные |
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев., отвечали на вопрос Муравьишки «Что это за листья?»
Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам игру.“ С какого дерева листок?”. – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев. |
|||
III этап. Мотивация учебной деятельности |
Участвовать в практической работе по различию лиственных и хвойных деревьев. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. |
Организовать практическую исследовательскую работу по различию листьев и хвоинок. Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
-Какие деревья растут возле нашей школы? Сегодня мы продолжим разговор о деревьях О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. – Муравьишка приготовил для вас загадки. Её всегда в лесу найдёшь , пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. -К какой группе можно отнести эти растения?(деревья) -Чем похожи эти деревья? 2. Проблема: Чем похожи эти деревья? Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки? Кто знает, как называют их? А почему хвойные? 3.О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую тему будем изучать на уроке? -Обычными листьями мы с вами назвали те, которые имеют вид пластинок. А иголки - это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?» 4.Практическая работа в группах: на столах листья и хвоинки. 1.Как называется растение? 2.Сравните листовую пластинку и хвою. Чем они отличаются? 3. Разделите на две группы: лиственные и хвойные деревья. 4. Рассмотрите шишки, чем они отличаются? Делается вывод: « У разных растений разные листья. По форме листьев различаются |
|||
IV этап. Закрепление изученного. |
Работать с информацией, представленной в форме рисунка. |
Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Регулятивные Познавательные Коммуникативные УУД |
1.Работа по учебнику с 31. Цель – Научиться находить, показывать и называть хвойные деревья Рассмотрите рисунок на с.30. перечислите название деревьев, которые вы узнали(береза, дуб, клен, ель). Какое дерево здесь лишнее? Почему? (ель, потому что вместо листьев у неё иголки). Перечислите известные вам хвойные деревья Сходство: Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие . Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва 2.Различия Даже если мы вначале от сосны не отличали: Раз торчат иголочки- значит, это ёлочки. А когда на ветку ели мы получше поглядели. Оказалось, что она не такая как сосна . (ель) Иллюстрация: Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 300-500 лет. Из древесины изготавливают бумагу, искусственный шёлк . Иллюстрация: Сосна любит свет, растет на любой почве. Сосновый лес называется бором. В бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом. Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки. Загадка. Есть у родственницы елки неколючие иголки. Но, в отличие от елки опадают те иголки . (лиственница) Иллюстрация:-Почему это дерево назвали лиственницей? (хвоинки дерева желтеют и опадают осенью так же, как листья березы, клена и других деревьев). Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина не гниет. 3.Практическая работа в группах: хвоинки Каждая группа получает ветки, хвоинки и шишки ели и сосны. Цель: Чем ель отличается от сосны? Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки. Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки. Наблюдение 1. «Ветки и хвоинки». Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны по 2 хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. Наблюдение 2. «Хвоинки и их длина». Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что у сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. Затем дети дорисовывают хвоинки на веточках в рабочей тетради (с. 20, задание 3). Наблюдение 3. «Шишки». Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. 4.Выполнение заданий в рабочей тетради №3 с.20 Приведите примеры лиственных деревьев. Приведите примеры хвойных деревьев. 5.Тест 1.Что лишнее? 2.Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка. 4.Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) ель. |
|||
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. |
-Чему вы научились на уроке? -Как же определить лиственное дерево и хвойное? - Как отличить ель от сосны? Учащиеся оценивают свои достижения на уроке при помощи знаков (смайликов на с.31) и объясняют свой выбор. |