Урок окружающего мира в 1 классе «Что такое хвоинки?»

14
0
Материал опубликован 11 November 2016 в группе

Технологическая карта урока «Что такое хвоинки?».

Тема:

Что такое хвоинки?

Цель:

Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.

Учить различать лиственные и хвойные деревья.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

осознавать и воспитывать необходимость бережного отношения к природе

Предметные результаты: Познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.

Учить различать лиственные и хвойные деревья, знать, что хвоинки — это лис­тья хвойных деревьев.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; сравнивать ель и сосну;

развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов,

формировать умение работать в паре, в группе,

описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Прогнозируемые результаты:

Первоклассники научатся классифицировать деревья; распознавать сосну и ель по общему виду: шишкам, веточкам, хвоинкам

Этапы урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Содержание

I этап. Организационный момент.

Формулировать правила поведения на уроке .

Настраивать детей на работу.

Коммуникативные

личностные УУД

Вот опять звенит звонок, начинается урок.

Мы за парты дружно сели и на доску поглядели.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Как всегда на урок “Окружающего мира” к нам пришли наши помощники Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Я желаю вам успешной работы на уроке.

II этап. Актуализация знаний.

Работать с информацией,

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

Организовать и

включить учащихся

в обсуждение

Регулятивные УУД,

познавательные

На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев., отвечали на вопрос Муравьишки «Что это за листья?»

 

Посмотрим, как хорошо вы все запомнили.

Предлагаю вам игру.“ С какого дерева листок?”.

Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.

III этап. Мотивация учебной деятельности

Участвовать в практической работе по различию лиственных и хвойных деревьев.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Организовать практическую исследовательскую работу по различию листьев и хвоинок.

Организовать работу в группах

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

-Какие деревья растут возле нашей школы?

Сегодня мы продолжим разговор о деревьях О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки.

Муравьишка приготовил для вас загадки.

Её всегда в лесу найдёшь , пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

-К какой группе можно отнести эти растения?(деревья)

-Чем похожи эти деревья?

2. Проблема:

Чем похожи эти деревья? Как же мы назовём деревья, на которых есть хвоинки?

Кто знает, как называют их? А почему хвойные?

3.О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какую тему будем изучать на уроке?

-Обычными листьями мы с вами назвали те, которые имеют вид пластинок. А иголки - это тоже листья, только другой формы. Такие листья называются хвоинками. Вот мы и ответили на вопрос «Что такое хвоинки?»

4.Практическая работа в группах: на столах листья и хвоинки.

1.Как называется растение?

2.Сравните листовую пластинку и хвою. Чем они отличаются?

3. Разделите на две группы: лиственные и хвойные деревья.

4. Рассмотрите шишки, чем они отличаются?

Делается вывод: « У разных растений разные листья. По форме листьев различаются

IV этап. Закрепление изученного.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания. Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные УУД

1.Работа по учебнику с 31.

Цель – Научиться находить, показывать и называть хвойные деревья

Рассмотрите рисунок на с.30. перечислите название деревьев, которые вы узнали(береза, дуб, клен, ель).

Какое дерево здесь лишнее? Почему? (ель, потому что вместо листьев у неё иголки).

Перечислите известные вам хвойные деревья

Сходство: Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие . Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва

2.Различия

Даже если мы вначале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки- значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели.

Оказалось, что она не такая как сосна . (ель)

Иллюстрация: Еловый лес называют – ельник. Ель живёт 300-500 лет. Из древесины изготавливают бумагу, искусственный шёлк

.

Иллюстрация: Сосна любит свет, растет на любой почве. Сосновый лес называется бором. В бору целебный воздух. Древесина является хорошим строительным материалом.

Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.

Загадка. Есть у родственницы елки неколючие иголки.

Но, в отличие от елки опадают те иголки . (лиственница)

Иллюстрация:-Почему это дерево назвали лиственницей? (хвоинки дерева желтеют и опадают осенью так же, как листья березы, клена и других деревьев).

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина не гниет.

3.Практическая работа в группах: хвоинки

Каждая группа получает ветки, хвоинки и шишки ели и сосны.

Цель: Чем ель отличается от сосны?

Найдите веточку сосны, посмотрите, как расположены хвоинки (попарно) и какие шишки.

Найдите веточку ели, посмотрите, как расположены хвоинки (одиночно) и какие шишки.

Наблюдение 1. «Ветки и хвоинки».

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют, что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны по 2 хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. «Хвоинки и их длина».

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что у сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. Затем дети дорисовывают хвоинки на веточках в рабочей тетради (с. 20, задание 3).

Наблюдение 3. «Шишки».

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.

4.Выполнение заданий в рабочей тетради №3 с.20

Приведите примеры лиственных деревьев.

Приведите примеры хвойных деревьев.

5.Тест 1.Что лишнее?

2.Как правильно назвать лист хвойного дерева? а) колючка; б) иголка; в) хвоинка.

4.Какое из хвойных деревьев сбрасывает хвою на зиму? а) сосна; б) лиственница; в) ель.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

-Как же определить лиственное дерево и хвойное? - Как отличить ель от сосны?

Учащиеся оценивают свои достижения на уроке при помощи знаков (смайликов на с.31) и объясняют свой выбор.

Комментарии
Комментариев пока нет.