12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головина Ольга Владимировна40
Россия, Иркутская обл., п.Верхнемарково

Головина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть-Кутского Муниципального образования Иркутской области

Урок – калейдоскоп

«Это НАША литература!»

6 класс

Изучение литературы Восточной Сибири в 5-6 классах вызвало большой интерес у учащихся. Использование приёмов технологии управления творческой деятельностью учащихся позволило направлять интерес в продуктивное русло: в процессе изучения курса детьми выполнялись разнообразные творческие упражнения, способствующие развитию и воспитанию личности.

Итоговый урок также строился в русле названной технологии, что позволило учащимся не только показать знания, но и раскрыть свой творческий потенциал. Урок получился ярким, эмоциональным, вспоминается детьми как один из самых интересных.

Тема урока: «Это НАША литература!»

Цели урока:

1) подвести итог изучения учебного курса «Литература Восточной Сибири» (5 -6 кл.) путём творческого обобщения знаний, читательских наблюдений;

2) активизировать работу эмоциональной сферы, развивать умения и навыки проектной деятельности ( умения осмыслить задачу, планировать, осуществлять и оценивать собственную деятельность, презентационные навыки: монологическая речь, уверенность во время выступления);

3) воспитывать уважительное отношение к литературе родного края, прививать чувство сопричастности судьбе малой родины.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: нетрадиционный; урок-калейдоскоп.

Технология управления творческой деятельностью учащихся.

Методы: познавательный (выполнение творческих заданий), эвристический.

Приёмы: работа с учебником, беседа, ассоциирование, выявление восприятия, викторина, презентация творческих проектов, выразительное чтение наизусть, взаимооценка деятельности, рефлексия.

Предварительная подготовка: учащиеся составляют сборник « Мои любимые из книги «Писатели Восточной Сибири» со вступительной статьёй и комментариями, готовятся к презентации.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (желательно); выставка творческих работ учащихся по курсу «Литература Восточной Сибири» за 5-6 класс; выставка авторских работ ученицы 6 класса Просковой Наташи; задания на печатной основе для викторины.

ХОД УРОКА

Слово учителя

- Откроем первые страницы учебника – хрестоматии «Писатели Восточной Сибири» (стр.6). Напомню вам напутственные слова автора-составителя О.Н. Шахеровой, с которых мы в 5 классе начинали знакомство с литературой родного края: «Итак, в путь. Перед вами – открытая книга, в ней живые слова, вобравшие опыт поколений, живущих на общей для нас земле – Восточной Сибири. Пусть эти слова станут вашими». |Последнее предложение интонационно выделяется при чтении|.

Сегодня, когда мы прошли путь, предложенный авторами учебника, можете ли вы сказать, что это пожелание сбылось? Стала ли литература Восточной Сибири близкой вам?

Пусть наш урок – калейдоскоп покажет искренность ваших высказываний.

Установочная беседа

- Вас удивляет слово калейдоскоп? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

|Звучат варианты: это игра; это весёлое, красивое и т.п.|.

Это что-то простое и в то же время сложное, яркое и многогранное, неуловимо меняющееся, но в чём-то постоянное. Калейдоскоп – символ неисчерпаемости мира, одаряющего человека новыми узорами. Но чтобы увидеть их, необходимо приложить усилие. Вот мы и будем сами создавать узоры в нашем уроке-калейдоскопе. Это будут узоры из эмоций, знаний, творческих поисков и жизненных наблюдений – всего того, чем обогатило вас знакомство с литературой Восточной Сибири.

Творческое осмысление, обобщение изученного

Узор эмоций

- Так как литература у нас сибирская, а Сибирь – снежный край, то пусть снежные цветы, снежинки помогут вам выразить свои впечатления.

|У каждого на столе лежит большая красивая снежинка|.

Я предлагаю всем, кому было интересно изучать литературу родного края, прикрепить свою снежинку на классной доске. | Дети с удовольствием устремляются к доске и каждый «устраивает» свою снежинку|.

Спасибо! Вот и сложился наш первый узор, он получился довольно красноречивым. Вижу, что интересно было всем!

Узор интеллекта

- А теперь так же быстро и легко вы ответите на вопросы.

| Каждый ученик вытягивает билет с вопросом, читает его вслух, выслушивает ответы желающих. Если нет правильного ответа, он сам отвечает на него. Вопросы по количеству учащихся /.

Сказки каких народов мы изучали?

Что такое «ГЭСЭР»?

Назовите произведение, в которых есть такие строчки: «На базаре сидела старушка с большим мешком. В мешке, похоже, были капустные кочаны…» (Ю. Самсонов «Мешок снов»).

Узнайте героиню произведения по её реплике: «Всё зависит от свадьбы: чем быстрее свадьба, тем скорее родится. Ну как, шеф, отпускаешь меня замуж?» (Телефонная трубка из рассказа Г. Михасенко «Тётя Атиса»). Почему рассказ назван фантастическим?

Что вы знаете о сибирских летописях?

Какой художественный приём и для чего использует К.Ф. Рылеев в балладе «Смерть Ермака»: Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали…

Кому посвящены «Воспоминания сибиряка» Николая Белоголового? Что вы узнали об этих людях? (декабристах)

В каком произведении мы увидели образ интеллигентного образованного человека из Сибири? (Рассказ В. Михеева «Учитель»).

Расскажите наизусть стихотворение Дм. Давыдова «Думы беглеца на Байкале».

Каких иркутских поэтов – фронтовиков вы узнали? Расскажите наизусть их произведения (по выбору).

Какие фрагменты из повествования В.Распутина «На Ангаре» вы можете вспомнить? Прокомментируйте их.

Объясните смысл названия рассказа Алексея Зверева «Ласточки».

Какие выразительные средства использует Сергей Иоффе в стихотворениях «Ледоход», «Акварели» (стр. 284-285)?

Какую роль играет пейзаж в стихотворении А. Горбунова «Апрель» (стр. 299)?

Узор творчества

- Ваши проекты имеют общее название, но «узор» у каждого будет свой. Слушайте друг друга внимательно, чтобы оценить и выбрать победителей по следующим номинациям /Запись на доске/:

1. Интересное содержание.

2. Уверенная защита.

3. Красивое оформление.

|Презентация творческих проектов учащихся – сборников «Мои любимые строки из учебной хрестоматии «Писатели Восточной Сибири» - основной этап урока. После выступлений учащиеся и присутствующие учителя пишут имена лучших, по их мнению, выступавших. Награждаются победители, отмечаются достоинства других работ|.

Узор мудрости

- Чему научились, изучая литературу Восточной Сибири?

- О чём задумались?

|Отвечая на эти вопросы, учащиеся 6 класса рассуждают о серьезных жизненных уроках, полученных в процессе изучения конкретных произведений сибирской литературы: есть много общего в фольклоре разных народов: темы, образы, идеи; мы узнали о жизни, быте, истории своего края, учились быть добрыми и смелыми, внимательными к природе; узнали имена замечательных писателей, благодаря которым было не скучно, интересно на уроках|.

Рефлексия

- О чём вы задумались и какие чувства испытали на уроке?

- Сумели ли мы доказать, что литература Восточной Сибири стала для нас действительно родной?

V. Обобщающее слово учителя

- Да, это действительно НАША литература, и урок – калейдоскоп показал её разные грани, но далеко не все. Поэтому учебнику «Писатели Восточной Сибири» мы говорим: «Прощай!», а литературе Восточной Сибири вместе скажем: «До свидания! До новых встреч!»

Фотографии с урока

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.