Конспект урока по СБО «Каша – пища наша»
Шмыгалева Юлия Валерьевна
Конспект открытого урока в 5а классе по социально-бытовой ориентировке
Тема: Каша – пища наша
Цель: продолжать знакомить детей с основами здорового правильного питания
Задачи: - рассказать детям о каше, как традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
- познакомить детей с правилами приготовления каши и подбором нужных продуктов;
-воспитывать культуру питания ребенка ;
-способствовать формированию уважения к культуре собственного народа
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: гербарий растений (просо, пшеница, рис, овес ), мультимедийный проектор, диски ( на Романтической волне, школьные частушки), крупы ( пшено, овсяные хлопья, рис, гречка ), 4 миски, таблички с названием темы занятия ( Каша – пища наша ), с названием каш (пшенная, рисовая, овсяная, манная ), 2 мешочка с крупами, соль, сахар, тетрапаки молока, масла; сказки «Горшок каши» братьев Гримм, «Каша из топора», «Мишкина каша» Николая Носова ; памятки приготовления каш; чугунок, ведерко, изображение поваренка; русские народные костюмы: 2 сарафана, рубашка, фуражка; папка – раскладушка «Любимые каши детей»
1.Орг. момент
( слайд пшеничное поле)
-Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передает вам тепло этого дня (по кругу передается пожатие).
-Теперь мы согреты теплом этого дня.
-Посмотрите еще раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сейчас настроение (…)? С чем вы его можете сравнить? (…)
2. Введение в тему
( слайд колосок пшеницы)
- Я расскажу вам о приключениях зернышка. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил. В нем стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
3. Изучение нового материала
- Тема нашего урока: «Каша - пища наша»
На Руси одним из самых традиционных блюд была каша. На полях росло много дикой пшеницы – полбы. Помните, работника Балду. Он питался вареной полбой, был здоровым и сильным. ( изображение Балды из книги)
- В народе говорят: мало каши ел. Что означает данная пословица?(…)
-Кашу варили и в будни, и в праздники, как бедные, так и богатые люди. Отсюда и русская пословица: «Каша - мать наша». Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины- гречишницы 26 июня. В этот день просили хорошего урожая. Свадебные пиры называли кашей. Их обычно устраивали в доме невесты. Говаривали: «Заварил кашу - расхлебывай!»
-Почему же такой почет каше?
-Она содержит большое количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Дает нашему организму энергию, чтобы двигаться, хорошо мыслить и не уставать.
-Манная каша – одна из самых любимых у ребят нашего интерната, это самый калорийный продукт. Ее следует есть на завтрак перед контрольной. Кашу нужно есть ежедневно. Тогда будете бодры, здоровы и полны энергии.
-Какие каши вы знаете?(…)
-Самые старшие среди них – перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет.
Рисовую кашу – 5 тысяч лет, гречневую – 4 тысячи лет.
Стихотворение о каше
- Назовите крупы, из которых готовят кашу?(…)
4. ППД - на ощупь определите, какая крупа в мешочке.
5. –Из каких растений получают эти крупы(…)? гербарий
6.ППД - соотнесение каши, крупы и растения, из которого получены.
Проверка
7.Физминутка
Колосками чтобы стать,
Сперва, нам нужно поморгать.
Ветер клонит тихо вправо,
Глазками посмотрим вправо
Ветер клонит тихо влево,
Глазками посмотрим влево.
Вверх потянем мы росточки
(Глазки и ручки вверх)
Дождь польет нам корешочки.
(глазки вниз)
Самостоятельно сделайте пальминг.
7.- Смогли бы вы сами сварить кашу?(…)
-Отгадайте загадки и вы узнаете, что для этого нужно.
Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест, похвалит. (гречка) - Но кашу из одной крупы не приготовишь. Нужно масло. Знаете такую пословицу: «Кашу маслом не испортишь»? (…) Масло делает вкус каши более мягким, нежным.
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала-
И сразу пропала (соль)
-Ее тоже нужно обязательно добавлять в кашу.
Я бел, как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам (сахар)
И его добавляют в кашу.
Белое, а не вода,
Сладкое, а не мед.
От Буренушки берут,
Деточкам дают (молоко)
-Давайте, еще раз перечислим продукты, необходимые для приготовления каши.(…)
8. Игра «Знаток сказок»
- Есть много произведений о каше. Угадайте название сказки и автора по прочитанным мною отрывкам.
«Горшок каши» братьев Гримм,
«Каша из топора» Русская народная сказка
«Мишкина каша» Н. Носова
9.- Я прочитаю стихотворение, попробуйте найти ошибку в действиях мальчика.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой.
Дышит, пышит, как живой .
Из- под крышки пар клубится.
Крышка прыгает звеня,
Приходите все учиться
Кашеварить у меня.
(мальчик забыл помыть крупу)
-А какую крупу мыть нельзя? (манную)
-Теперь мы знаем, как сварить кашу и какие продукты для этого необходимы.
-Можно чуть-чуть пофантазировать и представить себе, что мы сварили кашу. Но чтобы она понравилась всем, нужно сделать ее еще более вкусной и привлекательной (различные добавки: изюм, орешки, семечки, варенье, яблоко и даже дольки апельсина). Каша вам сразу улыбнется - станет очень вкусной и полезной!
10. Предметно-практическая деятельность – наклеивание добавок для каш
11. –Давайте вернемся к героям Н.Носова «Мишкина каша».
-Скажите, так почему же не получилась каша у мальчиков? ( они ис -пользовали много крупы )
-При варке каш важно соблюдать меру крупы и меру жидкости. Для каждой каши свои соотношения .
1:2 гречневая каша 1 стакан крупы и 2 стакана воды (молока)
2:3 рисовая каша
-Совместно с родителями мы разработали памятки приготовления каш и выяснили, какие каши любят наши ребята (папка раскладушка).
12.Частушки про кашу
13. Итог урока: о каком полезном продукте мы сегодня говорили?
Для чего необходимо есть кашу?
Из каких продуктов можно приготовить кашу?