12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сахарова Валентина Владимировна70
Россия, Брянская обл., с. Воробейня Жирятинский район
2

Урок по литературе «Неисчерпаемая сила природы» ( пейзажная лирика А.С. Пушкина)

Литература 9 класс

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Воробейнская СОШ

Жирятинского района

Брянской области

Сахарова Валентина Владимировна

Цели и задачи урока:

( слайд №2)

-расшить представление о творчестве А.С. Пушкина путём знакомства с пейзажной лирикой;

-уяснить разницу между пейзажем романтическим и реалистическим, акцентировать внимание учащихся на постепенный переход поэта к романтическим зарисовкам пейзажей северной и средней полосы России, на постижение пафоса стихотворения « К морю»;

-выяснить в чём притягательная сила стихотворения «Осень» и как изображён Пушкиным процесс творчества;

-через стихи о природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств

 

Оборудование:

мультимедийные слайды;

книги, плакаты;

раздаточный материал.

Методы:

индуктивный метод при языковом исследовании;

аналитическая беседа;

стимулирования творческой деятельности.

Технологии:

-сотрудничество « ученик- учитель»;

элементы критического мышления.

Формы работы:

-коллективная, парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный





Предварительное домашнее задание

Сочинение – миниатюра «Мой Пушкин»

Повторить биографию писателя , особенное внимание на годы ссылок ( южная, Болдино)

Выразительное чтение стихотворений « Погасло дневное светило…», « К морю», « Осень»

Индивидуальные задания: анализ стихотворений

« Погасло дневное светило», « К морю», « Осень»



Ход урока

Оргмомент

Сообщение темы и целей урока

Вступительное слово учителя

Сколько живёт человек на свете, столько он учится, узнаёт новое, открывает что-то неизвестное. Сегодня на уроке каждый из нас откроет для себя новую страничку в книге творчества с А.С. Пушкина. И, может быть откроет что-то новое в себе, своей душе.

Некоторым из вас было нужно написать миниатюру «Мой Пушкин», когда впервые вы услышали это имя. Давайте послушаем.

(Слайд№3.Чтение миниатюр)

Но сегодня для работы нам понадобятся знания некоторых изобразительно- выразительных средств, поэтому мы с вами выполним вначале как всегда небольшой тест, который в дальнейшем нам поможет.


Тест- разминка ( Слайд№4)

1 .Соотнесите тропы и их определения

А) Синекдоха 1. Уподобление одного предмета другому на основании общего признака

Б) Аллегория 2. Перенос значения одного явления на другое по признаку количественного

отношения между ними

В)Сравнение 3. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи

конкретного, жизненного образа

Г) Гипербола 4. Приписывание неодушевлёнными

предметам признаков и свойств живыхсуществ

Д) Олицетворение 5. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета

1. Соотнесите стилистические фигуры и их определения ( Слайд№5)

 

1) Анафора а) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ

2) Оксюморон б). Расположение членов предложения в особом порядке,

нарушающем обычный ( прямой) порядок

3)Инверсия в). Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда

( стиха, строфы, прозаического отрывка)

4) Парцелляция г).Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другого

5)Риторический вопрос д). Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной,

а в двух или нескольких интонационно- смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы


Проверь себя( Слайд№6)

1.

1 –б

2 -в

3- а

4 –д

5 –г

2.

1 –в

2 –г

3 –б

4 –д

5 -а

Восприятие нового материала

Вспомним, что же такое пейзаж? ( Слайд7)

Пейзаж - это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С. Пушкина

Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы , но и открыл его прелести читателям

С огромной поэтической силой и любовью рисует А.С. Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы.

Мысли и настроения, волновавшие поэта в период южной ссылки ( Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса), а также во время пребывания в селе Михайловском

( 1824-1825 гг.) и в Болдине ( 1830г.), переданы в замечательных художественных образах, которые развивают умение слышать и чувствовать природу нашей родины.

Во время ссылки на юг Пушкин впервые увидел суровый и величественный Кавказ со снеговыми вершинами, бурные горные речки, бесконечные морские просторы, залитое ослепительным солнцем побережье Крыма. Поэт был потрясён всем увиденным. Поэтому не писать о чудесной южной природе он не мог.

Годы южной ссылки сыграли важную роль в идейно – творческом развитии Пушкина. Это период расцвета пушкинского романтизма. Но можно ли отнести стихи « Обвал» И « Кавказ» к роман-

тическим?

(Нет, описания кавказской природы даны реалистически, Пушкин был свидетелем снегового обвала на Кавказе ст. « Обвал», любовался, стоя на горе, природой Кавказа « Кавказ»)

- Сегодня мы с вами рассмотрим романтические и реалистические произведения Пушкина ( слайд)

Романтические произведения ( Слайд№8)

А.С. Пушкина

« Редеет облаков летучая гряда…»

« Погасло дневное светило…»

« К морю»,

Зимний вечер»

« Зимняя дорога»

Реалистические произведения( Слайд№9)

« Осень»

« Вновь я посетил…»…

Выступления учащихся

Вы готовили анализ произведений. Давайте посмотрим , что у вас получилось

. « Погасло дневное светило» ( Слайд№10)

 

1 уч. Погасло дневное светило» написано в 1820 году

А.С. Пушкин путешествовал вместе с семьёй Раевский

из Феодосии в Гурзуф. Поэт ехал на корабле ночью. Вот что он вспоминал: « Проснувшись, я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоски кровли хижин татарских издали казались ульями, прилеплёнными к горам, тополи, как зелёные колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю- Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный» ( чтение отрывка наизусть)

Это стихотворение называется элегией.

А что такое Элегия, давайте с вами вспомним?

( Ответы учеников) ( слайд)

Элегия – жанровая форма лирики- представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, судьбе человека.

Что же ты увидела в этой элегии?

Что в центре элегии- личность самого автора, вступающего в новую пору жизни.» Биография души Пушкина созвучна с « биографией века», а потому в элегии современники ценили, по словам Зинаиды Рез, « обобщенный и значительный романтический характер лирического героя, для которого свойственны разочарованность, недовольство и смутное стремление к лучшему». Таким образом, главный мотив элегии- возрождение свободы и нравственного очищения души

В стихотворении автор использует изобразительные средства языка, например, метафоры: родились слёзы, душа кипит,

эпитеты - потерянная младость, угрюмый океан, волшебные края.

Интересно было узнать, чем наказанием или благом была для поэта южная ссылка? Я нашла ответ на этот вопрос у самого Пушкина, он писал брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских»

Учитель вывод А.С. Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе.

2уч.«К морю»

2 уч. Элегия « К морю» написано в 1824 году ( Слайд11)

Первоначальная редакция стихотворения- элегии – создана Пушкиным в Одессе, окончательная – В Михайловском. « К морю»- своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина (годы южной ссылки) ; это прощание поэта с морем и романтической поэзией. ( чтение отрывка)

Пушкин характеризует мощь, силу моря, называя его « свободная стихия», « гордою красотой», « своенравные порывы», « волны голубые», « торжественная краса»

Мне было интересно, почему поэта так увлекает море, что его сближает с ним? Образ моря величествен и прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.

Вот какие необычные эпитеты я нашла в элегии: шум « грустный, призывный». Своё настроение поэт характеризует словами: «Бродил я тихий и туманный». Также использует он и сравнения, говоря о шуме моря « Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час».

А ещё говоря оморе поэт называет его « Моей души предел желанный. Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего – либо. « Моей души предел желанный» - море- символ свободы, а Пушкин стремился к свободе Это и был его « предел желанный.

В стихотворении есть противопоставление двух великих людей: Байрона и Наполеона, эти имена использовали и другие поэты в своих произведениях,. Как же они связаны с образом моря. Оказалось « Властители дум» Наполеон и Байрон, воин и поэт- носители идеи свободы и в то же время они её жертвы. Да это стихотворение относится к романтическим: здесь романтическое настроение; романтический пейзаж, романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращение к морю, океану, ка будто стирается грань между природой и человеком. По мнению М И. Цветаевой :

« Прощай свободная стихия…» – стихотворение романтическое, найромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»

Вывод учителя

Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты: все « элементы» образа моря взяты из действительности, « образ моря реален», но он « слит» с душой поэта, освещён его романтической мечтой. Он чувствует своё единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной

 

 

3 уч. Сейчас вместе с вами обратимся к стихотворению «Осень»

( Слайд12)

5 -а

 

Стих-ние написано Пушкиным в 1833 г. Это реалистическое

произведение относится к пейзажной лирике Пушкина. Почему к реалистическим? («Октябрь уж наступил…»Поэт точно указал на время года, месяц.) Основной темой является тема рождения творчества. Она возникает в заключительных строфах стих-ния, связывает воедино всё повествование. Впечатления, полученные от природы, порождают поэтическое вдохновение.

За что Пушкин из всех времён года больше всего любил осень?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно

( Осень приятна и дорога поэту: « Из годовых времён я рад лишь ей одной. Вот строки из письма А.С. Пушкина

П.А. Плетнёву «от 31 августа 1830 г. : « Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт» «…душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявлением»

Он восторгается пышной красотой осенней природы, воспринимает её увядание как знак обновления жизни:

(учитель читает отрывок)

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. ( ученик 8 строфу)

Ощущение здоровья душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это сти-ние. Придаёт ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание.

Пушкинский пейзаж реалистичен и конкретен - это обобщённая типичная картина русской природы.

Эмоциональная окрашенность текста не нарушает точности и наглядности картин изображения. Стих-ние « Осень» относится к лиро-эпическому роду лит-ры, гармонично соединяющему поэзию и прозу. В этом сти-нии присутствует повествователь, ведущий непринуждённый разговор с читателем, позволяя себе многочисленные отступления от темы. Стихотворение- элегия заканчивается вопросом «Куда же нам плыть?» В нём отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно- крепостнического строя в России.

Текстуальный анализ

Давайте посмотрим, какими красками рисует Пушкин осенний пейзаж? Назовите « приятные взору и душек « поэта прелести осени

( яркими красками изображает Пушкин осень: « пышное природы увяданья», « в багрец и золото одетые леса»,

« мглой волнистою покрыты небеса» В осенней природе

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса… - поэт находит подлинную красоту И всё же , как сказала Женя, какой здесь пейзаж: романтический или реалистический, докажите.( октябрь уж наступил. Поэт точно указал на время года, на месяц.

Далее картина осени обрастает живописными деталями, предметными образами ( дорога промерзает, дохнул осенний хлад, будит лай собак уснувшие дубравы.

Учитель:

А теперь обратимся к композиции стихотворения. Красота осени дана в сравнении с весной и летом.

( выразительное чтение отрывков, Весна)

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен.

Лето

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучаешь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя-

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив её блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Здесь в описании, например весны он использует авторскую иронию

И, посмотрите, через какой приём ( приём антитезы – противопоставления) подчёркивает притягательную прелесть осень.

Композиционное своеобразие « Осени» заключается ещё в том, что поэтическое повествование перемеживается с лирическими отступлениями. Именно эти отступления, замечания и рассуждения поэта по поводу осени и составляют сюжетную основу сти- ния. В этом и заключается художественное своеобразие взаимосвязи композиции и сюжета.

В стихотворении Пушкин использует широкую палитру изобразительных средств, прежде всего это метафоры и метафорические сравнения. Найдите их в тексте

Несмотря на то, что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он использует сравнение осени с чахоточной девой, какой приём используется им здесь

( Ирония)

Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится…

Перечитайте 10 и 11 строфы. Как проходит творческий процесс « рождения, создания стихов»?

Обратите внимание, какое изобразитльно-выразительное средство использует автор, завершая стихотворение.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Так дремлет, недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу!- матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз- и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.( метафора)

Обратим внимание как написано стихотворение- такой размер называется октава ( Слайд 13 с пояснение запись в тетради) Она используется в лироэпических произведениях Разберёмся с рифмовкой абабабвв

-Каким размером написано?(Шестистопный ямб)

Сочетание такой объёмной строфы с данным сти-ным размером даёт возможность в пределах одной строфы вместить большое содержание. Поэтому каждая строфа обладает тематической самостоятельностью и законченностью.

Обобщение

А.С. Пушкин из всех времён года отдаёт предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как « могучее проявление жизни». Таким образом в « осени» поэт говорит о « неисчерпаемой жизни природы», о её круговом движении по временам года, о ритме её увядания и расцвета, о её творческой силе, сосредоточенной в человеке.

Мы с вами увидели особенности пейзажной лирики поэта. Ю. Чумаков писал: « Человек и природа выступают самостоятельно, но их самостоятельность никогда не переходит в состояние разорванности… Поэт свободно погружается в творческую дремоту природы, находя у её корней источники живой воды».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой приём в своём творчестве вслед за Пушкиным использовали многие известные поэты и писатели, такие как А.А. Фет, Ф.И. Тютчев,Б.ЛПастернак.

Стадия рефлексии

Вернёмся к целям урока ( слайд)смогли ли мы с вами их решить?

Как вы оцениваете нашу работу?

Подвести черту нашему разговору о пейзажной лирике поэта мне хотелось бы необычным способом, составление синквейна- пятистишия. ( по возможности в парах)Озвучивания ученических работ, показ своего

                                                 Мой синквейн( Слайд№14) 

Пейзаж

Чудесный, богатый

Завораживает, манит, очаровывает

Пушкин рисует окружающий мир

                                                                         Природа

 


Домашняя работа( Слайд№15)

Написать ответ на вопрос

Какие произведения русской лирики тематически перекликаются с данными стихотворениями. « К морю», « Осень», « Погасло дневное светило»

Спасибо за приятное сотрудничество( Слайд№16)

Приложение

Алгоритм написания синквейна

В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом

1- я строка ( одно слово)- существительное, главная тема, мысль

2-я строка ( два слова) – прилагательные, качества первого слова

3-я строка ( три слова) – глаголы, действие первого слова.

4- строка - суждение из 4 слов по теме первого слова, мысль

5 – строка ( одно слово) - существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.