Урок литературы «Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения "К Чаадаеву"» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 17 January 2016

Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Анализ стихотворения « К Чаадаеву» ( 1818).

Класс : 9

Программа литературного образования для 5-11 классов В, Я. Коровиной, В.П. Полухиной, В.П. Журавлёва.

Авторы учебников: В.Я.Коровина, И.С. Забарской и В. И. Коровин. М.; просвещение, 2001-2003.

Выполнила : учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга

Фёдорова Наталья Вячеславовна

Цели и задачи:

Продолжить знакомство с творчеством поэта, узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.

Развивать внимание, мышление. Творческие навыки при анализе лирического произведения.

Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.

Словарная работа: вольнолюбивая лирика, свобода, тлетворный.

Оборудование:

- портрет Пушкина;

- стихотворение « К Чаадаеву» ( на каждый стол распечатано)

Предварительное домашнее задание:

Прочитать стихи Пушкина « Узник», « Птичка», « Арион», « К Чаадаеву».

Оформление доски:

Дата Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Анализ стихотворения « К Чаадаеву».

Ассоциативный ряд

к слову « свобода» портрет А. Пушкина рисунки и творчес-

кие работы

детей

Свобода – основа дружбы.

Свобода – условие творчества.

 

Этапы

время

Основное содержание

Рекомендации

1.Орг. момент

1

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Особо хочется остановиться на свободолюбивой лирике поэта. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

 

2.Изучение темы урока

 

- Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы.

Свобода для Пушкина – важнейшая, высшая человеческая ценность, без неё уже в юности он не может представить своего существования. ( стихотворение «Узник») .

Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Именно к этому мы с вами должны подойти в конце урока.

Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Учитель опорные слова записывает на доске.

А. словарная работа

7

- С чем у вас ассоциируется слово «свобода»?изобразите с помощью символов, опишите словами. Представьте всему классу ( можно по желанию).

- Хорошо, а я предлагаю вам следующую цепочку слов: вольность, воля, свобода – это ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях поэта эти слова выражают его мысли о движении, о цели жизни, о смысле его существования. (выразительное чтение стих из списка , предложенного на дом)

- Свобода – это его точка зрения на мир. На людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношение между людьми, общества и истории. Уже в стихах 1817-1819 года свобода становится общественным благополучием « похвального слова».

Ребята высказывают свои точки зрения, выслушиваются все мнения.

Б. Работа с текстом

11

- Среди стихотворений подробнее остановимся на стихотворении «К Чаадаеву».

1) Рассказ учащихся об этом стихотворении;

2) Читают «про себя».

- Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте, какова основная мысль этого стихотворения? Изобразите её на листе бумаги.

(* высказывания детей).

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3)

Показать портрет Чаадаева

Следят по тексту, текст вслух читает учитель. В ходе разбора стихотворения идёт словарная работа.

В. Работа в группах (или по рядам)

15

Каждый ученик читает задание, предложенное для их группы (ряда):

- Зачитать часть.

- Подумайте , о чём она; какие ключевые слова можно выделить, выпишите.

- Найдите художественные средства выразительности, объясните их назначение.

* Представление ответа учениками, остальные записывают материал к себе в тетрадь.

- Итак, как понимается свобода в этом стихотворении?

( Свобода и здесь представляется как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны… призыванья…» ).

-Какая у Пушкина свобода на первом плане: внешняя или внутренняя?

(на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения свободы общественной).

- Какими словами в этом стихотворении определяется свобода?

(желанье, страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью)

- Изменилось ли настроение стихотворения в начале и в конце? Почему?

(сон и пробуждение)

Выступление 1-2 учеников от каждой группы.

Раздаются листочки с заданиями.

Беседа

3. Вывод, осознание темы урока

5

- Итак, Пушкин, благодаря выразительным средствам языка, показывает, что в финале возникает образ будущего, в котором существует обновление России; она, словно богатырь, «воспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу.

- Я вам предлагаю продолжить предложение, которое начинается так «свобода»- это…

Рефлексия. Оцените свою работу по 10-бальной шкале.

По желанию дети зачитывают

4. Домашнее задание

1

1 вариант - выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»;

2 вариант - проанализировать стихотворение «Анчар», выучить его наизусть.

 

Анализ урока

1.Общие сведения об уроке.

Класс: 9

Предмет: литература.

Количество учащихся по списку: 20. Из них 9 девочек и 11 мальчиков. По выявлению модальности в классе 11 человек аудиалов, 4 – визуала, 5 – кинестетиков. Поэтому для таких детей новую информацию лучше преподносить в словесных инструкциях, при проверке должен преобладать устный ответ. Это было учтено при составлении конспекта урока. Для возникновения стабильной мотивации учащимся необходимы творческие задания.

2.Оборудование: к уроку подготовлена доска, где написана тема урока, вывешен портрет А.С. Пушкина, тетради учеников, фломастеры.

3. Тема урока: « Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворения « К Чаадаеву».

Данный урок имеет целью продолжить изучение творчества поэта, знакомство с особенностями его лирики. Тип урока по образовательной цели: урок применения знаний, навыков и умений, по признаку основного способа их проведения6 урок с разнообразными видами занятий. Форма работы: общеклассная, групповая, парная.

Виды самостоятельных работ: творческие, поисковые. При разработке урока были учтены следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, наглядность, доступность, оптимальное сочетание форм обучения. Режим работы: учитель – ученики, ученики- ученики. Методы обучения, которые наиболее удачны при изучении данной темы: словесный, проблемно- поисковый, дедуктивный.

На уроке были поставлены следующие задачи:

Обучающая – узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.

Развивающая – выработать умение работать с текстом, обобщать, классифицировать, развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического стихотворения.

Воспитательная – ученики должны быть внимательны к прошлому своей родины, быть ответственны, формировать положительные мотивы обучения, умение работать в группах.

При планировании и разработке урока были учтены особенности учащихся. Для аудиалов основные понятия, задания проговаривались; для визуалов и кинестетиков имелся наглядный материал (распечатка стихотворения « К Чаадаеву», карточки с заданиями для групп).

Сангвиники и холерики принимают активное участие в ходе бесед во время урока, высказывают свою точку зрения, доказывают её, подтверждая примерами из стихотворений поэта, которые они читали дома. Меланхоликам я помогаю индивидуально.

В ходе урока была организована работа индивидуально, в группах. Работа в группах помогает слабым учащимся лучше понять изучаемый материал, а сильным - прочнее закрепить свои знания, учит детей работать в коллективе.

В ходе урока на определённых этапах были использованы приёмы из ТРКМ (критическое мышление), обучение в сотрудничестве:

* резюме

* ключевые слова ( ассоциативный ряд слов)

*чтение с пометами ( при анализе стихотворения)

Многие из заданий требовали обращение к жизненному опыту учеников, это очень важно при изучении уроков литературы. На самом деле, литература – это жизнь, изучая какое – либо произведение, мы становимся более воспитанными, добрыми, по – другому смотрим на окружающий нас мир.

В целом структура данного урока направлена на развитие у учащихся навыков самообразования, умения работать с текстом.

В конце урока было предложено написать резюме, которое показало положительные стороны урока, по нему стало понятно: усвоена ли тема урока учениками, прожили ли они её до конца. Домашнее задание предложено дифференцированно, поэтому 1 вариант может успешно выполнить слабый ученик, 2 вариант- анализ стихотворения « Анчар» для сильных учеников позволит применить им полученные навыки анализа стихотворения, углубить их.

Комментарии
Комментариев пока нет.