Урок литературы «Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения "К Чаадаеву"» (9 класс)
Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.
Анализ стихотворения « К Чаадаеву» ( 1818).
Класс : 9
Программа литературного образования для 5-11 классов В, Я. Коровиной, В.П. Полухиной, В.П. Журавлёва.
Авторы учебников: В.Я.Коровина, И.С. Забарской и В. И. Коровин. М.; просвещение, 2001-2003.
Выполнила : учитель русского языка и литературы МОУ гимназия с. Малая Пурга
Фёдорова Наталья Вячеславовна
Цели и задачи:
Продолжить знакомство с творчеством поэта, узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.
Развивать внимание, мышление. Творческие навыки при анализе лирического произведения.
Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.
Словарная работа: вольнолюбивая лирика, свобода, тлетворный.
Оборудование:
- портрет Пушкина;
- стихотворение « К Чаадаеву» ( на каждый стол распечатано)
Предварительное домашнее задание:
Прочитать стихи Пушкина « Узник», « Птичка», « Арион», « К Чаадаеву».
Оформление доски:
Дата Тема урока: « Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Анализ стихотворения « К Чаадаеву». Ассоциативный ряд к слову « свобода» портрет А. Пушкина рисунки и творчес- кие работы детей Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. |
Этапы |
время |
Основное содержание |
Рекомендации |
1.Орг. момент |
1 |
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Особо хочется остановиться на свободолюбивой лирике поэта. Откройте тетради, запишите число и тему урока. |
|
2.Изучение темы урока |
- Одна из важнейших тем лирики Пушкина- тема свободы. Свобода для Пушкина – важнейшая, высшая человеческая ценность, без неё уже в юности он не может представить своего существования. ( стихотворение «Узник») . Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Именно к этому мы с вами должны подойти в конце урока. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. |
Учитель опорные слова записывает на доске. |
|
А. словарная работа |
7 |
- С чем у вас ассоциируется слово «свобода»?изобразите с помощью символов, опишите словами. Представьте всему классу ( можно по желанию). - Хорошо, а я предлагаю вам следующую цепочку слов: вольность, воля, свобода – это ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях поэта эти слова выражают его мысли о движении, о цели жизни, о смысле его существования. (выразительное чтение стих из списка , предложенного на дом) - Свобода – это его точка зрения на мир. На людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношение между людьми, общества и истории. Уже в стихах 1817-1819 года свобода становится общественным благополучием « похвального слова». |
Ребята высказывают свои точки зрения, выслушиваются все мнения. |
Б. Работа с текстом |
11 |
- Среди стихотворений подробнее остановимся на стихотворении «К Чаадаеву». 1) Рассказ учащихся об этом стихотворении; 2) Читают «про себя». - Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. Подумайте, какова основная мысль этого стихотворения? Изобразите её на листе бумаги. (* высказывания детей). - На сколько частей можно разделить стихотворение? (3) |
Показать портрет Чаадаева Следят по тексту, текст вслух читает учитель. В ходе разбора стихотворения идёт словарная работа. |
В. Работа в группах (или по рядам) |
15 |
Каждый ученик читает задание, предложенное для их группы (ряда): - Зачитать часть. - Подумайте , о чём она; какие ключевые слова можно выделить, выпишите. - Найдите художественные средства выразительности, объясните их назначение. * Представление ответа учениками, остальные записывают материал к себе в тетрадь. - Итак, как понимается свобода в этом стихотворении? ( Свобода и здесь представляется как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на «Отчизны… призыванья…» ). -Какая у Пушкина свобода на первом плане: внешняя или внутренняя? (на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения свободы общественной). - Какими словами в этом стихотворении определяется свобода? (желанье, страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью) - Изменилось ли настроение стихотворения в начале и в конце? Почему? (сон и пробуждение) |
Выступление 1-2 учеников от каждой группы. Раздаются листочки с заданиями. Беседа |
3. Вывод, осознание темы урока |
5 |
- Итак, Пушкин, благодаря выразительным средствам языка, показывает, что в финале возникает образ будущего, в котором существует обновление России; она, словно богатырь, «воспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу. - Я вам предлагаю продолжить предложение, которое начинается так «свобода»- это… Рефлексия. Оцените свою работу по 10-бальной шкале. |
По желанию дети зачитывают |
4. Домашнее задание |
1 |
1 вариант - выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»; 2 вариант - проанализировать стихотворение «Анчар», выучить его наизусть. |
Анализ урока
1.Общие сведения об уроке.
Класс: 9
Предмет: литература.
Количество учащихся по списку: 20. Из них 9 девочек и 11 мальчиков. По выявлению модальности в классе 11 человек аудиалов, 4 – визуала, 5 – кинестетиков. Поэтому для таких детей новую информацию лучше преподносить в словесных инструкциях, при проверке должен преобладать устный ответ. Это было учтено при составлении конспекта урока. Для возникновения стабильной мотивации учащимся необходимы творческие задания.
2.Оборудование: к уроку подготовлена доска, где написана тема урока, вывешен портрет А.С. Пушкина, тетради учеников, фломастеры.
3. Тема урока: « Свободолюбивая лирика Пушкина. Анализ стихотворения « К Чаадаеву».
Данный урок имеет целью продолжить изучение творчества поэта, знакомство с особенностями его лирики. Тип урока по образовательной цели: урок применения знаний, навыков и умений, по признаку основного способа их проведения6 урок с разнообразными видами занятий. Форма работы: общеклассная, групповая, парная.
Виды самостоятельных работ: творческие, поисковые. При разработке урока были учтены следующие принципы обучения: научность, связь с жизнью, наглядность, доступность, оптимальное сочетание форм обучения. Режим работы: учитель – ученики, ученики- ученики. Методы обучения, которые наиболее удачны при изучении данной темы: словесный, проблемно- поисковый, дедуктивный.
На уроке были поставлены следующие задачи:
Обучающая – узнать о роли свободолюбивой лирики в творчестве поэта, обучение анализу стихотворения, отработка навыков выразительного чтения.
Развивающая – выработать умение работать с текстом, обобщать, классифицировать, развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического стихотворения.
Воспитательная – ученики должны быть внимательны к прошлому своей родины, быть ответственны, формировать положительные мотивы обучения, умение работать в группах.
При планировании и разработке урока были учтены особенности учащихся. Для аудиалов основные понятия, задания проговаривались; для визуалов и кинестетиков имелся наглядный материал (распечатка стихотворения « К Чаадаеву», карточки с заданиями для групп).
Сангвиники и холерики принимают активное участие в ходе бесед во время урока, высказывают свою точку зрения, доказывают её, подтверждая примерами из стихотворений поэта, которые они читали дома. Меланхоликам я помогаю индивидуально.
В ходе урока была организована работа индивидуально, в группах. Работа в группах помогает слабым учащимся лучше понять изучаемый материал, а сильным - прочнее закрепить свои знания, учит детей работать в коллективе.
В ходе урока на определённых этапах были использованы приёмы из ТРКМ (критическое мышление), обучение в сотрудничестве:
* резюме
* ключевые слова ( ассоциативный ряд слов)
*чтение с пометами ( при анализе стихотворения)
Многие из заданий требовали обращение к жизненному опыту учеников, это очень важно при изучении уроков литературы. На самом деле, литература – это жизнь, изучая какое – либо произведение, мы становимся более воспитанными, добрыми, по – другому смотрим на окружающий нас мир.
В целом структура данного урока направлена на развитие у учащихся навыков самообразования, умения работать с текстом.
В конце урока было предложено написать резюме, которое показало положительные стороны урока, по нему стало понятно: усвоена ли тема урока учениками, прожили ли они её до конца. Домашнее задание предложено дифференцированно, поэтому 1 вариант может успешно выполнить слабый ученик, 2 вариант- анализ стихотворения « Анчар» для сильных учеников позволит применить им полученные навыки анализа стихотворения, углубить их.