Урок по ОБЖ в 5 классе по теме «Шагая осторожно, за улицей следи»

0
0
Материал опубликован 30 March 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Открытый урок

по ОБЖ в 5 классе

по теме

«Шагая осторожно, за улицей следи».

 

 

Составила: Будилова Татьяна Алексеевна,

Преподаватель ОБЖ Средней школы № 14,

1 квалификационной категории

Пояснительная записка

Урок составлен по учебнику ОБЖ 5 класса

под редакцией Ю. Л. Воробьева

по программе Министерства общего и профессионального образования РФ и МЧС России.

Урок по теме «Правила дорожного движения»

Тип урока: комбинированный

Урок проводился в 5 «а» классе, в 2010 – 2011 учебном году, урок соответствует программе общеобразовательной школы.

На данном уроке была реализована триединая цель: развивающая, познавательная, воспитательная.

Содержание учебного материала осуществлялось в подборе разнообразных видов заданий.

Этапы урока связаны между собой.

Для организации учебного процесса на уроке использованы разнообразные формы работ: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического мышления применялись различные методы:

методы, обеспечивающие передачу учебной информации (словесные, наглядные, информационные),

методы стимулирования и мотивации учения (поощрения, учебные дискуссии),

методы контроля и самоконтроля (устные, фронтальные)

Осуществлялся принцип воспитательного обучения на уроке (любовь к знаниям, предмету, взаимопомощь)

Материал урока выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся, приобщает к творческой деятельности, укрепляет успех.

Урок позволяет проверить знания учащихся по правилам дорожного движения,

знание дорожных знаков, развивает мышление, познавательные силы, активность,

познавательный интерес.

Знания, полученные учащимися на уроке, могут использоваться ими в повседневной жизни, позволят правильно вести себя в чрезвычайной ситуации и не допустить чрезвычайную ситуацию.

В конце урока была проведена рефлексия, подведен итог урока.

На уроке полностью реализованы все поставленные цели и задачи.

Цель урока:

закрепить и проверить знания учащихся по знанию основных понятий, знанию дорожных знаков, знанию правил ПДД.

Задачи урока

Обучающие: обобщение и расширение знаний учащихся по ПДД, реализовать принцип взаимосвязи урочной и внеклассной работы с целью повышения интереса учащихся к учению, приобщить учащихся к чтению художественной, научной и научно-популярной литературы

Развивающие: побуждение учащихся к познавательной деятельности, развитие логического мышления, реализация межпредметных связей, развитие сообразительности, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитание любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности, воспитание патриотизма.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

раздаточный материал на каждую парту


 

Форма организации учебной деятельности учащихся : групповая, парная, индивидуальная

Методы обучения

Методы, обеспечивающие передачу учебной информации (словесные, наглядные, информационные)

Методы стимулирования и мотивации учения (поощрения, учебные дискуссии)

Методы контроля и самоконтроля (устные, фронтальные)

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный. момент (3 мин)

Цель: проверить готовность учащихся к уроку, настроить на урок.

Вхождение в тему

Приветствие детей, проверка готовности к уроку:

- Здравствуйте, ребята

- Я рада вновь вас видеть

- Я вижу, вы все готовы к уроку, настрой на урок хороший

- Садитесь

- Урок я хочу начать словами

Город, в котором мы с вами живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

- Скажите, пожалуйста, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Действительно, ребята ,тема нашего урока «Шагая осторожно, за улицей следи»

(тема урока записывается на доску)

Приветствие учителя

Учащиеся отвечают:

- Сегодня мы будем говорить о правилах дорожного движения.

II.Подготовка к изучению нового материала ( 2 мин)

Цель: подвести учащихся к изучению нового материала

- Сегодня мы с вами отправимся в «дорожный марафон»

- А что такое «марафон»?

- Молодцы, это правильный ответ.

- Мы побываем с вами на различных этапах, прежде чем достигнем финиша

- На слайде №1 мы видим игровое поле, которое состоит из пяти этапов

- Правила просты. Каждый сектор имеет свой номер, нужно бросить кубик :сколько точек на выпавшей грани – в сектор с таким номером мы и попадаем.

- Для этого мне нужен один ученик

- Марафон – это длительное, многоэтапное соревнование.

Ученик выходит к доске и бросает кубик, выпадает сектор номер 1

III. Обучающая игра (33 мин)

Цель: проверить знания учащихся по знанию ПДД, основных понятий, знаков.

- Первый этап нашего марафона «Дорожный лабиринт»

- Что такое «лабиринт»?

- На этом этапе мы должны отгадать кроссворд.

- На слайде № 2 вы видите кроссворд, который мы должны разгадать.

- Молодцы ,наш кроссворд полностью разгадан, и мы можем двигаться дальше.

- Лабиринт – это запутанная сеть дорожек, сообщающихся друг с другом.

Учащиеся по очереди читают задание, отвечают, а ответ записывают в кроссворд.

- По горизонтали:

1 - Пересечение двух дорог (перекресток)

5 - Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (троллейбус)

7 - У машины – есть,

У телеги – есть,

У велосипеда – есть,

А у поезда не счесть. (колесо)

8 - Через реку во всю ширь

Лег огромный богатырь.

Он лежит - не дорожит,

По нему трамвай бежит. (мост)

9 - Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части. (поребрик)

- По вертикали:

2 - Этот конь не ест овса,

Вместо ног- два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед)

3 - Где бы нам через дорогу

К магазину перейти?

Вот за этими ларьками,

Там, где стрелка у ворот,

Мы на стрелке этой сами Прочитали… («Переход»)

4 - Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

6 - Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И хочу тебе помочь. (светофор)

Ученик выходит к доске и бросает кубик, выпадает сектор номер 2

 

- Второй этап нашего марафона «Площадь ребусов»

- на слайде № 3 изображены 4 ребуса, которые вы должны разгадать.

- Что означает первый ребус

- Молодец! Правильно.

- Второй ребус

- Умница! Правильно.

- Третий ребус

- Хорошо! Молодец.

- И четвёртый ребус

- Все молодцы ,мы успешно прошли второй этап нашего марафона. Пора двигаться дальше.

Ученик:

- Водитель

Ученик:

- Улица

Ученик:

- Машина

Ученик:

- Дорога

Ученик выходит к доске и бросает кубик, выпадает сектор номер 3

 

- Третий этап нашего марафона «Песенная остановка»

- На этом этапе мы разделим класс на три группы (можно по рядам)

- Каждая группа должна вспомнить и спеть как можно больше песен, в которых говорится о пешеходах, водителях, каком-либо транспорте.

- Вам дается время на совещание, по истечении которого группы по очереди будут исполнять песни, они не должны повторяться.

- Выигрывает та команда, которая исполнила больше песен

Учащиеся по группам исполняют песни.

(«Зелёный свет», «Девятка», «Крепче за баранку держись шофёр», «Дорогой длинною», «Я буду долго гнать велосипед», « Автомобили», «Чёрный бумер». И другие)

Ученик выходит к доске и бросает кубик, выпадает сектор номер 4

 

- Мы подошли с вами к четвёртому этапу нашего марафона «Загадочный знак»

- Дома вы должны были нарисовать дорожный знак и представить его, а остальные ребята должны назвать этот знак и группу, к которой он относится.

- Скажите, пожалуйста, к какой группе относятся все эти знаки?

- Молодцы , это действительно предупреждающие знаки.

- Хорошо ,продолжим и разберём следующую группу знаков.

- Спасибо! Молодцы! Какая же это группа знаков?

- Действительно , это знаки группы сервиса.

- А мы двигаемся и рассматриваем следующую группу знаков.

- Молодцы, и какая же это группа знаков?

- Это запрещающие знаки.

- И у нас осталась последняя группа знаков.

- Хорошо и какая же группа знаков у нас осталась?

- Вот и четвёртый этап нашего марафона завершён. Мы вспомнили основные группы знаков, которые должны знать для своей безопасности.

- Наш марафон подходит к концу, у нас остался последний этап.

-Я хочу спросить про знак, Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята со всех ног бегут куда-то.

Мой приятель говорит:

«Детям путь сюда закрыт!»

- Это знак «Дети»

- Машина мчит во весь опор,

И вдруг навстречу знак:

Изображен на нем забор.

Я тру глаза, гляжу в упор:

Шоссе закрыто на забор?

А это что за знак?

- Этот знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

- Землю роет человек.

Почему проезда нет?

Может быть, здесь ищут клад,

И старинные монеты в сундуке большом лежат?

Их сюда, наверно, в старь Спрятал очень жадный царь.

- Этот знак «Дорожные работы»

- Это всё предупреждающие знаки.

- Здесь заправится машина,

Выпьет три ведра бензина. Поможет знак машине каждой,

Если та страдает жаждой.

- Это знак «Автозаправочная станция»

- Ната с куклою в тревоге: Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом,

Помощь близко! Доктор рядом!

- Это знак «Пункт первой медицинской помощи»

- Эти знаки относятся к группе знаков сервиса.

- И зайчишку, и Маришку,

И соседского мальчишку

Четко знак оповещает:

Въезд машинам запрещает!

- Это знак «Въезд запрещен».

- Ездят здесь одни машины,

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значит – стоп! Дороги нет!

- Это знак «Движение на велосипеде запрещено»

- Эти знаки относятся к группе запрещающих знаков.

- У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут. Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

- Это знак «Место остановки автобуса и троллейбуса»

- Этот знак такого рода:

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте.

- Это знак «Пешеходный переход»

- Все эти знаки относятся к группе информационно-указательных знаков

 

- Последний этап нашего марафона «Чёрный ящик»

- На этом этапе вы должны ответить на вопросы небольшого теста, которые вам выданы на партах

- Все ответили на вопросы, а теперь свой тест отдайте соседу по парте, а его возьми себе.

- Это нужно для того, чтобы проверить правильность ответов и выставления оценок.

- Сдайте ваши тесты. Всем за урок будут выставлены оценки с учётом работы на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы теста.

Учащиеся меняются тестами и вместе проверяют ответы, за каждый правильный ответ ставится один балл и выставляется общая оценка.

 

- Вот мы с вами и подошли к финишу марафона. Все этапы нами успешно пройдены, все хорошо поработали.

 

IV. Рефлексия ( 5 мин)

- А сейчас я хочу, чтобы вы подумали, выбрали и передали мне из выданных вам значков только один.

- Если вам было на уроке интересно и вы узнали много нового, передайте мне солнышко.

Если вам было интересно на уроке, но вы все уже знали, передайте мне солнце, выглядывающее из-за тучи.

Если вам было неинтересно и вы ничего не узнали нового ,передайте тучку.

Учащиеся выбирают , передают значки.

V. Подведение итогов урока. ( 2 мин)

Подводятся итоги рефлексии

Подводятся итоги урока

Выставляются оценки

Задается домашнее задание

Записывают домашнее задание

 

По горизонтали:

Пересечение двух дорог (перекресток)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (троллейбус)

7. У машины – есть,

У телеги – есть,

У велосипеда – есть,

А у поезда не счесть. (колесо)

Через реку во всю ширь

Лег огромный богатырь.

Он лежит - не дорожит,

По нему трамвай бежит. (мост)

Специальный камень, отделяющий край тротуара от проезжей части. (поребрик)

По вертикали:

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног- два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

Где бы нам через дорогу

К магазину перейти?

Вот за этими ларьками,

Там, где стрелка у ворот,

Мы на стрелке этой сами

Прочитали… («Переход»)

Что за чудо этот дом!

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

6. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И хочу тебе помочь. (светофор)

Тест

1.Из каких элементов состоит дорога в населенном пункте:

А) проезжая часть, кювет, тротуар

Б) обочина, проезжая часть

В) проезжая часть, тротуар

2. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину:

А) конфеты

Б) фоторужье

В) велосипед

3. У велосипедиста поднята вверх правая или левая рука означает:

А) поворачиваю налево

Б) останавливаюсь

В) поворачиваю направо

4. Какой деталью автомобиля можно пользоваться для чтения, если у вас отключили свет:

А) педаль тормоза

Б) руль

В) свеча

5. Что должен иметь при себе пешеход при движении по дороге в темное время суток:

А) флажок

Б) фонарь или светоотражающий предмет

В) карту местности

6. Как оказать на месте первую медицинскую помощь при простой и не глубокой ране:

А) наложить стерильную повязку

Б) промыть рану лекарством

В) обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.