Вводный урок по ОБЖ в 5 классе
Тема урока: Вводный урок по предмету ОБЖ
Класс: 5
Продолжение учебного занятия: 40 минут
Цели и задачи учебного занятия:
Образовательные :
-Формировать умение быстро и правильно действовать при опасных ситуациях.
Развивающая:
- Умение логически мыслить;
- Развивать качества личности для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитательная:
- Воспитать чувство ответственности за личную безопасность;
- Воспитать чувство осторожности и самосохранение;
- Воспитать ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитывать личность безопасного типа; чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей.
- Метапредметные: учатся самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, сравнивают, анализируют, умеют вести диалог.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, серия мультфильмов в области ОБЖ; презентация, подготовленная к уроку, картинки
Учебник: Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. – (Академический школьный учебник).
Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией, картинками на классной доске.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые УУД |
1.Организационный момент |
Прозвенел звонок веселый, Всех собрал нас на урок. Чтобы каждый очень просто В жизни сам себе помог. |
Подготовка к уроку, настрой на совместную деятельность |
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
2.Актуализация знаний |
Показ фрагмента мультфильма «Спасик и его друзья». Как вы думаете: На какой предмет вы пришли и, зачем он нужен!? Сегодня мы начинаем изучение нового предмета ОБЖ. Начать урок хочется со стихотворения: (но стихотворение будет поделено на две части) 1 Часть. В школе новый есть предмет – Он спасет от многих бед! В каждом классе он введен, В каждом классе нужен он! В пятом классе и в шестом, И в одиннадцатом он! А названье: ОБЖ – Это знать пора уже… Буква «О» - это «Основы», Буква «Ж» - вы, как, готовы? Слово длинное идет: «Жизнедеятельность» - вот! В середине – буква «Б»: «Безопасность», мне, тебе. ОБЖ – это спасенье, Бед от многих избавленье! Чтоб опасность избежать, ОБЖ должны вы знать! |
Просматривают фрагмент мультфильма Обдумывают вопрос и дают ответы.
Прослушивают стихотворение |
Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух. |
3.Целеполагание. Мотивация |
Сегодня у нас первый (вводный урок). А как вы думаете, какая основная задача стоит перед вами?
Вы прослушали часть стихотворения. А теперь скажите: Как можно расшифровать аббревиатуру?! |
Отвечают на поставленные вопросы. Определяют с помощью учителя или самостоятельно задачи Вступают в дискуссию по определению задачи |
Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Преобразовать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: формирование грамотных, четких речевых высказываний; Познавательные: проводить анализ учебного материала. |
4.Изучение нового материала |
Опасностей вокруг нас хватает. Наша задача: знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении. А можете ли вы предположить, какие темы изучает предмет ОБЖ? А вот сейчас вы и узнаете темы, которые вы будете изучать! Но для этого вам нужно будет отгадать загадки. И по загадкам определите тему. Шипит и злиться, Воды боится. С языком, а не лает, Без зубов, а кусает. (огонь) Вот так мошка – Осиновая ножка! На стог села – Все сено съела. (спичка) О чем мы будем говорить?! пожар Тема: Пожарная безопасность Я глазищами моргаю Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю И тебе хочу помочь. (светофор) Не живая, а идет; Неподвижна, а ведет. (дорога) О чем здесь пойдет речь!? Тема: Правила дорожного движения Зимнее стекло Весной потекло. (лед) Два брата родных: Одного всякий видит, Да не слышит, Другого все слышат, Да не видят. (молния, гром) О чем здесь речь!? Тема: Погодные явления. ЧС природного характера Сейчас очень много создают для вас обучающие серии мультфильмов, программы, которые учат вести себя правильно. А можете ли вы назвать эти мультфильмы? - «Азбука безопасности»; смешарики - «У Лукоморья»; - «Аркадий Паровозов»; - «Спасик и его друзья»; - «Уроки тетушки Совы» Чтобы всегда быть готовым к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, существуют правила ОБЖ. Как вы думаете, какие это правила? Вашему вниманию предлагаются Главные правила ОБЖ! Правило 1. Изучай виды и причины опасностей. Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации. Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их. Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях. Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно. Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам. Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия. Правило 8. В трудной ситуации борись за себя. А вот на последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока». Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть. Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться. Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула. А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет». Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов. Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего, - думает, - пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!». И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся!». И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла. «Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?». Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила. «Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой. Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?! Мораль: Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный. Побеждает тот, кто не сдается. |
Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы Ответы учащихся Предположения учащихся Слушают учителя, отвечают на заданные вопросы, рассуждают Ответы учащихся |
Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Умение работать в заданном темпе. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Умение работать с информацией |
Вторая часть стихотворения ОБЖ – это наука! Праздник жизни, а не скука! Интереснейший предмет, Где на все готов ответ: Как в лесу не заблудиться, Как под лед не провалиться. Как пожара избежать, Как купаться, загорать! ОБЖ все вам расскажет, И поможет, и подскажет: Как узнать вороний глаз, Как надеть противогаз. Как вести себя в метро, Как идти, когда темно! Кто подскажет? ОБЖ! В нем ответ готов уже! |
|||
5. Обобщение и систематизация знаний |
А как вы думаете, могут ли сказки учить нас правильному поведению безопасности!? «Волк и семеро козлят»; «Красная шапочка»; «Буратино»; «Колобок»; «Снежная королева» и т.д. В этих сказках было нарушение ОБЖ, что привело к печальным последствиям? Объясните почему? А закончить урок мне хочется еще одним стихотворением: Знают взрослые и дети, Что ценней всего на свете: Безопасность и здоровье В жизни – главное условие. Мы хотим себя проверить И родителей заверить, Что в любой чрезвычайной обстановке Спасем, проявим быстроту, сноровку. Знаем, как себя вести С незнакомым на пути, Чем помочь при отравлениях, Переломах и землетрясениях, Как опасность избежать, Как болезней миновать. Многое уже известно, Больше знать всегда полезно! Друг, не мешкай, не пугайся, В мир увлечений ОБЖ скорей пускайся! |
Учащиеся пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос Обдумывают вопрос и дают ответы. |
Личностные: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: Умение распределять задачи для выполнения задания. |
6. Рефлексия |
Определение эмоционального личностного отношения к уроку. |
Организует оценку итогов урока |
Личностные: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Внутренняя рефлексивная самооценка деятельности. |
7. Домашнее задание |
На альбомном листе формата А4, придумать предупреждающий знак о правилах поведения, о правилах безопасности |
Учащиеся записывают домашнее задание |