Урок ОБЖ в 7 классе по теме «Лесной пожар»
Пояснительная записка к презентации
Урок ОБЖ в 7 классе по теме «Лесной пожар»
Цель: Ознакомить со стихийным бедствием «лесной пожар» и выявить порядок действий для сохранения жизни, здоровья и имущества в случае его возникновения.
Задачи: 1)Рассмотреть подробнее природное явление « лесной пожар», выявить его особенности и характеристики;
2)сформировать логические УУД (выявлять главное-существенное, анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать критерии для изучения материала);
3) определить порядок действий при лесном пожаре и отобразить его в виде плаката;
4) воспитание качеств ситуационного лидера, умения работать в команде.
Оборудование: фломастеры, ватман, чистые листы бумаги (А4), картинки, ножницы, клей, скотч, компьютер, мультимедийный проектор.
Демонстрируемый опыт: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ с использованием ИКТ.
Мультимедийные средства обучения: презентация выполнена учителем с использованием картинок, взятых с различных сайтов сети Интернет, видеоролик «Лесной пожар» взят с официального сайта МЧС России http://www.mchs.gov.ru
Ход урока
Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о гидрологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать лесные пожары (слайд 1). Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится лесной пожар? (заслушиваются ответы учеников). А кто может своими словами дать определение понятию лесному пожару (выслушиваются версии) (слайд 2). Чем же опасны такие пожары? (заслушиваются ответы).
Выявление и формулировка цели урока. Постольку поскольку мы изучаем природные пожары именно на уроках ОБЖ, то целью изучения этого явления в рамках нашего урока будет что? Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии). А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при лесном пожаре?
Обучение элементам классификации. На пришлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему «Классификация лесных пожаров», используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? Вашему вниманию представлена лучшая схема на параллели 7-х классов, составленная ученицами нашего класса (слайд 3). А ваша задача - ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды лесных пожаров (заслушиваются версии). А вот третья группа не была описана в учебнике, поэтому подумайте, что это за признак? (заслушиваются версии, показывается ссылка на виды). Затем показываются названия признаков.
Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения лесных пожаров – это определение порядка действий в случае его возникновения, а также мер безопасности во время пребывания на природе. Как вы думаете, что нам необходимо знать о лесном пожаре, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются.
Работа в группах по систематизации материала. Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения в лесу зависят от вида пожара, от того, начался он или нет, от того, что или кого необходимо спасти.
Работа с видеороликом. Для более четкого представления об изучаемом явлении и действиях при нём вам предлагается посмотреть следующий видеоролик. (Показывается ролик о лесном пожаре).
Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат «Лесной пожар», используя предложенные картинки, материалы учебника на с.102 – 106 или печатной тетради на с.52-54, а также информацию из видеоролика. Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями. Но если вам не нравятся предложенный вариант, то разрешается придумать свой. (Как предотвратить пожар, Пожар приближается, Вы попали в лесной пожар – две группы).
В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС (слайд 5).
Распределение по ролям: для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: «мозговой центр», который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат.
Защита плакатов, обсуждение. От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при лесном пожаре согласно оформленному плакату, который приклеивается на ватман.
Подведение итогов урока. Ребята отвечают на вопросы фронтально: что нового узнали на уроке, что запомнилось? Когда можно применить полученные знания? Оценки за урок. При наличии времени – сообщение сведений от МЧС о природных пожарах.
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1460260436.pptx (Презентация лесной пожар)
Здесь будет файл: /data/edu/files/l1460260554.zip (Картинки лесной пожар)