Урок биологии в 9 классе «Развитие представлений о возникновении жизни»
маршрутный листDOC / 48 Кб
/data/files/f1681992104.doc (маршрутный лист)
кроссвордDOC / 40 Кб
/data/files/t1681992137.doc (кроссворд)Тема:
презентация «Развитие представлений о возникновении жизни»PPTX / 2.54 Мб
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся, их творческих способностей на основе содержательного и деятельностного компонентов по теме “Развитие представлений о возникновении жизни”.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представления о происхождении жизни на Земле;
о возникновении живого из неживого естественным путем в процессе длительного исторического развития;
Развивающие:
развитие умения использовать полученные знания в нестандартных условиях
развитие навыков работы с различными источниками информации
развитие самостоятельности в учебной работе
Воспитательные:
способствовать формированию коммуникативных навыков, формирование материалистического мировоззрения на проблему возникновения жизни на Земле.
воспитание ответственного отношения к жизни в целом и своей собственной
Тип урока: Урок усвоения и закрепления нового материала с использованием современных цифровых образовательных ресурсов.
Ход урока
Организационный момент “Настроимся на урок” - 1 мин.
Приветствие, пожелания успеха на уроке.
II. Актуализация опорных знаний – 3 мин
Для начала предлагаю вам обратить свое внимание на слайд. Какое слово объединяет этот ассоциативный ряд? Выделите ключевое слово. Этим словом является жизнь.
Что же такое жизнь?
Наиболее удачное определение жизни дал Фридрих Энгельс.
Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является непрерывный обмен веществ с окружающей их внешней природой. С прекращением обмена веществ, прекращается и жизнь, разлагается белок. (Ф.Энгельс)
Но однозначного, полного определения жизни пока нет. Единственный способ описать жизнь – это перечислить основные свойства живых организмов.
В тетради запишите: Свойства живых организмов и перечислите эти свойства.
Свойства живого: способность к движению, способность к росту и развитию, обмен веществ, дыхание, питание, раздражимость, размножение, клеточное строение.
Как вы думаете, какие проблемы можно рассматривать в контексте понятия “жизнь”? Ученики отвечают: (На слайде выносится схема)
Что такое жизнь?
Как возникла жизнь на Земле?
Как развивалась жизнь?
Предположите тему сегодняшнего урока?
Давайте обобщим все сказанное вами в одну тему «Развитие представлений о происхождении жизни на Земле».
Всегда ли жизнь была,
Иль создана могучею рукою?
Из космоса она пришла,
Иль зарождаться может заново, в покое?
Мы будем спорить, это обсуждать,
Доказывать, опровергать.
Нам чашу знаний нужно до конца испить...
Загадку жизни мы сумеем разрешить!
Вернемся к нашим вопросам,
Что такое жизнь?
Как возникла жизнь на Земле?
Как развивалась жизнь?
Что такое жизнь, мы разобрались, а вот с остальные вопросы нам только предстоит изучить.
Вы знаете как возникла и развивалась жизнь? Молодцы, хорошо, но более полной картины, давайте посмотрим видеоролик.(выключить проектор)вот так за несколько минут, мы увидели историю планеты и появление жизни. Развитие жизни, а именно эволюцию мы будем изучать на следующих уроках, а сегодня нас интересуют теории и гипотезы, тайны и открытия возникновения жизни.
С глубокой древности и до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении жизни на Земле. Во второй половине ХХ века было предложено 120 теорий и гипотез возникновения жизни, одни были самостоятельными, другие представляли собой продолжение уже существующих.
III. Постановка проблемных вопросов – 1 мин
Поставим перед собой проблемные вопросы, – Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле? Какая из них наиболее убедительна?
Все теории можно разделить на две группы, для того чтобы понять на какие прочитайте пожалуйста п.30 и заполните схему в маршрутном листе (заполняют схему в маршрутном листе). Проверяем. Молодцы.
Жизнь — это процесс существования сложных систем, состоящих из больших органических молекул и неорганических веществ и способных самовоспроизводиться, саморазвиваться и поддерживать свое существование в результате обмена энергией и веществом с окружающей средой.
В настоящее время выделяют всего несколько основных теорий и гипотез возникновения жизни. Давайте разберем их вместе и попутно заполним таблицу на маршрутном листе:
Креационизм – Божественное сотворение мира.
Гипотеза стационарного состояния - Земля и все живые организмы никогда не возникали, а существовали вечно.
Гипотеза панспермии – жизнь была занесена из космоса с метеоритами и космической пылью.
Гипотеза самозарождения, которую мы наглядно рассмотрели сегодня
Гипотеза биохимической эволюции – белково-коацерватная теория (А. И. Опарин, С. Миллер)
А какой гипотезы придерживаетесь вы? Сейчас мы это и узнаем. Для этого по Q-коду перейдите на сайт опросника и выберете ту гипотизу которая вам больше нравится.
(ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕТОР)Подводим итог анкетирования.
И так, гипотеза биохимической эволюции является наиболее правдоподобной, пользуясь материалом учебника выпишите этапы процесса возникновения жизни на Земле по Опарину:
1. Возникновение органических веществ.
2. Образование из простых органических веществ биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов и др.). Так же образование коацерватных капель – структур типа геля.
3. Образование полинуклеотидов – ДНК и РНК, и включение их в коацерваты. Возникновение примитивных самовоспроизводящихся организмов.
Земля возникла около 4, 5 млрд. лет назад. Образовалась земная кора, затем атмосфера и мировой океан. В “первичном бульоне” мирового океана зародилась жизнь.
Найдите, пожалуйста, в учебнике как звучит гипотеза Опарина-Холдейна?
Жизнь возникла на земле абиогенным путем (из неживых элементов) и этому есть экспериментальное подтверждение. В настоящее время живое происходит только от живого (биогенное происхождение). Но в этой теории есть и недостаток: не удалось решить проблему как произошел качественный скачок от неживого к живому. Это задача будущих научных исследований.
V. Первичное закрепление знаний – 12 мин.
Вернемся к проблемным вопросам – как возникла жизнь на Земле, какие существуют взгляды и гипотезы происхождения жизни на Земле? Какая из них наиболее убедительна? Какая гипотеза понравилась вам больше всего и почему? Слайд 27
Предполагаемый ответ:
Выделяют 5 основных гипотез возникновения жизни на Земле.
Наиболее убедительна гипотеза биохимической эволюции Опарина – Холдейна.
Гипотезы, которая бы точно и подробно раскрывала вопрос возникновения жизни на Земле – нет.
Земля возникла около 4, 5 млрд. лет назад. Образовалась земная кора, затем атмосфера и мировой океан. В “первичном бульоне” мирового океана зародилась жизнь. Cуществует 5 основных гипотез возникновения жизни на Земле. Наиболее убедительна гипотеза биохимической эволюции Опарина – Холдейна. Каждая из гипотез имеет свои сильные и слабые стороны, но ни одна не дает точного ответа на вопрос о происхождении жизни. Гипотезы, которая могла бы стать “руководящей” и превратиться во всеобъемлющую теорию, пока еще нет.
VI. Подведение итогов урока – 2 мин.
Учитель: Подведем итог: мы рассмотрели 5 самых распространенных гипотез возникновения жизни на Земле. Более остальных имеет экспериментальные доказательства гипотеза биохимической эволюции Опарина – Холдейна. Для лучшего закрепления мы пройдем небольшой тест, для этого вам понадобятся ваши именные карточки с кодом, напоминаю, что вариант правильного ответа должен находиться сверх.
Подводятся итоги урока, тест пройдем, перед вами представлена сводная таблица с вашими ответами, в ваших маршрутных ситах есть критерии оценивания, сравните и поставьте свою оценку. выставляются оценки
VII. Рефлексия – 2 мин.
– Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, предлагаю провести оценку и самооценку, для этого перейдите по Q-коду и ответьте на вопросы
VIII. Домашнее задание – 3 мин.: параграфы 30 и 31
Спасибо за внимание!