Урок биологии в 8-9 классе «Развитие человеческого организма»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия: зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яичник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.
Изучение нового материала
Развитие человеческого организма
Процесс оплодотворения у высших позвоночных животных, в том числе и человека, происходит в половых органах. Это связано с тем, что один или несколько сперматозоидов мужчины, введенные в женский организм, сливаются с яйцеклеткой, образовавшейся в яичнике (половой Железе). Оплодотворение происходит в яйцеводе, куда проникает сперматозоид и яйцеклетка. Яйцевод соединяет яичник с маткой, в которой происходит дальнейшее развитие зародыша.
Начальный этап развития организма человека характеризуется образованием зиготы оплодотворенной яйцеклетки, которая несет Диплоидный (двойной) набор хромосом: один от яйцеклетки, а другой от сперматозоида. Каждая пара хромосом гомо логична.
я стадия развития зародыша — бластул представляет собой однослойный многоклеточный пузырек, который образуется в яйцеводе в результате дробления зиготы.
2-я стадия развития з ар о д ы ш а — гаструла- характеризуется тем, что оплодотворенная яйцеклетка перемещается в матку и внедряется в ее стенку, после чего из нее формируется двухслойный зародыш, который имеет уже два зародышевых листка (слоя клеток) — энтодерма (внутренний слой) и эктодерма (внешний слой). Затем появляется мезодерма (слой клеток между эктодермой и энтодермой). Из этих трех листков и формируются все системы органов. На той стороне, где делящаяся яйцеклетка контактирует со стенкой матки, формируются зародышевые оболочки (плацента, пузырь), а на противоположной — сам зародыш.
В процессе развития плода пузырь наполняется водянистой жидкостью, плацента своими ворсинками внедряется в стенки матки. Плаценту с организмом плода соединяет пупочный канатик. У плода развивается один круг кровообращения. 'Жаберные щели, хвост, а также волосяной покров на ранних стадиях развития плода свидетельствуют об общем происхождении всех хордовых и подтверждают положение биогенетического закона, утверждающего, что индивидуальное развитие организма-есть краткое повторение развития данного вида к 9 месяцам плод полностью приобретает все черты человеческого организма. Развиваясь в водной среде, он защищен от ударов, свободно движется. Через плаценту зародыш получает кислород и питательные вещества от матери и возвращает ей продукты распада. На этом заканчивается зародышевый этап развития .организма человека.
Послеродовой период характеризуется двумя этапами: новорожденным и грудным
Физиологические особенности новорожденного этапа развития плода характеризуются наличием несросшихся костей, которые заходят друг за друга, уменьшая объем головы и таза, что помогает при рождении ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток углекислого газа в крови, что гумо- рально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга, и в результате происходит первое рефлекторное движение — вдох и крик, а затем уже появляется следующий врожденный рефлекс — сосательный.
Новорожденный ребенок имеет непропорциональное строение тела — очень крупную голову и короткие конечности. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки — роднички, тазовые кости также несросшиеся, позвоночник не имеет изгибов.
Послеродовой период развития продолжается до 12 месяцев и называется грудной. В этот период ребенок овладевает движениями, поднимает голову, ложится на живот, встает на ноги, это способствует образованию изгибов на позвоночнике: шейного, грудного, поясничного. Появляются молочные зубы. Физиологические особенности этого периода связаны у ребенка с формированием мышц. Движения становятся разнообразными, укрепляется скелет, возникает потребность ходить. В первый период грудного ребенка мать кормит грудным молоком, в кармливать ребенка пищей, содержащей витамины. В это время у ребенка происходит интенсивное развитие высшей нервной деятельности и он начинает произносить первые слова.
Ясельный период развития ребенка охватывает период от 1 до 3 лет. У него в это время изменяются пропорции тела: уменьшается объем головы, удлиняются конечности. В процессе развития головного мозга образуются борозды и извилины. Физиологические особенности данного периода характеризуются потребностью ребенка в самостоятельности. Он переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают, развивается членораздельная речь.
Дошкольный период продолжается от 3 до 6 лет. В это время молочные зубы сменяются на постоянные, продолжается развитие головного мозга. Физиологические особенности этого периода связаны с согласованием движения ребенка, речь осмысленна и связана с развитием мышления. Формируются ус- ловно-рефлекторные центры речи и письма.
Школьный период от 6 до 16 лет. В это время идет усиленное развитие костно-мышечной системы, рост организма, формирование характера, который заканчивается к 20—25-летнему возрасту. После 10 лет жизни у ребенка срастаются кости таза. В соответствии с особенностями строения организма различают детский, подростковый и юношеский этапы развития. Физиологические особенности подросткового этапа (13—15 лет) связаны с наличием перестройки организма в связи с половым созреванием. Изменяется деятельность желез внутренней и внешней секреции. Это вызывает психологические изменения (преобладание возбуждения над торможением) и физиологические изменения в организме (появляются вторичные половые признаки: у девочек изменяется форма тела, тембр голоса, а у мальчиков — пропорции тела, усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице). Однако половое формирование заканчивается только к 20—25-летнему возрасту.
Подумайте и ответьте. 1. Какой из способов размножения появился у живых организмов позже (вегетативный, половой, бесполый)? 2. Чем отличается воспроизведение организма от размножения? 3. Какие стадии развития проходит зародыш и в чем их особенности? 4. Какова роль плаценты и пупочного канатика? 5. Чем характеризуется строение и формирование ребенка в разные периоды его развития? 6. Какую роль играет трудовое воспитание, физическое развитие, духовный рост в формировании молодого человека?
Объясните значение терминов: зигота, бластула, гаструла, плод, новорожденный, грудной и ясельный период, плацента, матка, яйцевод, яичник, пупочный канатик, яйцо, яйцеклетка, сперматозоид.
Эмбриогенез: Развитие зародыша
Дошкольный период развития ребенка
Возрастные особенности школьного возраста
Как меняются дети от 11 до 16 лет?
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html