12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72124
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция устойчивого развития

Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для за­щиты жизни на планете.

В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития, безопасного для окружаю­щей среды».

Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих по­колений удовлетворять свои потребности». Таким образом, не­обходим переход к устойчивым формам развития, которые тре­буют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Пер­спективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружаю­щей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

В документах Конференции первые два тезиса сформулиро­ваны следующим образом:

«Все государства и все люди будут сотрудничать в осуще­ствлении крайне важной задачи устранения бедности как необ­ходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большин­ства людей в мире».

«Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потреб­ление и поддержать необходимую демографическую политику».

 

Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с ос­новными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.

Человек - естественный компонент биосферы, он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.

Человечество может существовать на планете только в доволь­но узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, чело­век имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходи­мо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.

Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев' определяет устойчивое развитие как «реализацию

Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)

СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.

Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии

В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития челове­чества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).

В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномыр­дин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.

Запросы и задания

1.Определите в порядке наибольшей важности выдвину­тые руководителем Римского клуба А. Печчеи социаль­ные и экологические проблемы, стоящие перед челове­чеством

бесконтрольное распространение человека, засе­ляющего планету;

неравенство в обществе;

голод и недоедание;

безработица;

 инфляция;

энергетический кризис;

недостаток природных ресурсов;

устаревшая система образования;

неграмотность населения;

преступность;

наркомания;

ядерное вооружение;

коррупция среди политиков;

бюрократизм;

деградация (разрушение) природной среды;

упадок моральных ценностей;

утрата веры в будущее;

недопонимание опасности экологических бедствий;

военные конфликты.

Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.

2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.

3.На основании предложенных в таблице №6 определе­ний сформулируйте свое трактование термина «устой­чивое развитие».

Что такое устойчивое развитие?

 

 

 

О Концепции устойчивого развития

 

 

 

Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля

 

 

 

 

17 целей в области устойчивого развития

 

 

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.