Урок экологии в 9 классе «Концепция устойчивого развития»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Концепция устойчивого развития
Ухудшение экологической обстановки во многих регионах земного шара и на планете в целом требует все более энергичных международных усилий, объединения всего человечества для защиты жизни на планете.
В 1983 г. Всемирная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию в своем отчете «Наше общее будущее» призвала к «новой эре экономического развития, безопасного для окружающей среды».
Комиссия отметила, что «человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить удовлетворение нужд настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Таким образом, необходим переход к устойчивым формам развития, которые требуют разумных взаимоотношений с окружающей средой. Перспективу на этом пути открывает обширная программа «Повестка дня на XXI век», принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
В документах Конференции первые два тезиса сформулированы следующим образом:
«Все государства и все люди будут сотрудничать в осуществлении крайне важной задачи устранения бедности как необходимого требования для того, чтобы уменьшить неравенство в стандартах жизни и лучше удовлетворять требования большинства людей в мире».
«Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государствам следует ослабить и исключить экологически неприемлемые производство и потребление и поддержать необходимую демографическую политику».
Остальные тезисы Конференции прямо или косвенно связаны с первыми двумя. В таблице № 5 вы можете ознакомиться с основными проблемами, обсуждавшимися на Конференции ООН в июне 1992 г.
Человек - естественный компонент биосферы, он возник в результате ее эволюции, и на него, как и на все остальные виды, распространяются законы биосферы.
Человечество может существовать на планете только в довольно узком интервале ее параметров. Как и любой другой вид, человек имеет свою экологическую нишу - систему взаимоотношений с окружающей средой, законы развития, которых человеку необходимо учитывать в своей деятельности. Отступление от этих законов может привести человечество к катастрофическим последствиям.
Таким образом, человечество стоит сегодня перед важной проблемой выработки стратегии своего выживания на планете. В связи с этим Н. Н. Моисеев' определяет устойчивое развитие как «реализацию
Основные направления «Повестки дня на XXI век» (по М. Китингу)
СТРАТЕГИИ человека, его пути к эпохе ноосферы, т. е. к состоянию коэволюции Общества и Природы». При этом под коэволюцией следует понимать совместную эволюцию социальной и природной систем, объединенных тесными экологи-
ческими связями, при которых эволюция одной системы зависит от эволюции другой и
одновременно влияет на нее. Следует отметить, что в науке проблема устойчивого развития еще не нашла однозначного, принятого всеми учеными объяснения. Концепция устойчивого развития сегодня еще в начале своего теоретического и практического подтверждения.
Главный источник выбросов в атмосферу - это производство и потребление энергии
В июне 1997 г. в Нью-Йорке состоялась Очередная Сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды и развитию, посвященная обсуждению итогов 5 летнего периода по становлению устойчивого развития человечества (после Конференции 1992 г. в Рио-де-Жанейро).
В работе форума принимали участие представители свыше 60 стран мира. Делегацию России возглавлял премьер-министр В. С. Черномырдин. В своем выступлении отметил приоритетность проблем экологии, экономики, выживаемости человечества в разработке стратегических направлений устойчивого развития России.
Запросы и задания
1.Определите в порядке наибольшей важности выдвинутые руководителем Римского клуба А. Печчеи социальные и экологические проблемы, стоящие перед человечеством
бесконтрольное распространение человека, заселяющего планету;
неравенство в обществе;
голод и недоедание;
безработица;
инфляция;
энергетический кризис;
недостаток природных ресурсов;
устаревшая система образования;
неграмотность населения;
преступность;
наркомания;
ядерное вооружение;
коррупция среди политиков;
бюрократизм;
деградация (разрушение) природной среды;
упадок моральных ценностей;
утрата веры в будущее;
недопонимание опасности экологических бедствий;
военные конфликты.
Попытайтесь обосновать предложенное вами ранжирование современных проблем.
2.Перечислите основные тезисы «Повестки дня XXI века» и дайте им свое объяснение.
3.На основании предложенных в таблице №6 определений сформулируйте свое трактование термина «устойчивое развитие».
Что такое устойчивое развитие?
О Концепции устойчивого развития
Устойчивое развитие: новая стратегия планеты Земля
17 целей в области устойчивого развития
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций