12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Морозова Юлия Евгеньевна62
Я работаю в школе-интернате № 1 г. Пензы с 2008 года учителем географии, биологии, химии. До этого времени 20 лет проработала в школе № 217 г. Заречный учителем географии. На протяжении 12 лет летом ездила в палаточный лагерь "Юный археолог России".
Россия, Пензенская обл., Пенза

Тема урока: «Возникновение жизни».

Задачи:

Образовательные: привлечь внимание учащихся к вопросу о возникновению и развитию жизни на Земле, обратить их внимание на то, что жизнь началась в океане и возникшие организмы постоянно изменялись.

Развивающие :учить выделять главное и приводить свои знания в систему, делить целое на составляющие части, высказывать согласие-несогласие, выражать свои мысли, подводить итоги.

Воспитательные: воспитание любви к родному краю, воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент.

Доброе утро ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Надеюсь, что с этим хорошим настроением и пройдет наш урок!

 

Ход урока:

Тема сегодняшнего урока «Возникновение жизни».

Когда на ваш взгляд возникла жизнь на Земле? Правильный ответ мы узнаем в ходе урока. Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие в далекое прошлое нашей планеты, которое мы совершим на «Машине времени». Топливом будут служить Ваши знания и правильные ответы. Времени у нас не так и много, поэтому я предлагаю совершить его по нашей Пензенской области.

Цель путешествия: узнать когда и где появилась жизнь на Земле; какие формы живых организмов существовали в древности.

Что же мы должны взять с собой в путь?

(бортовой журнал, учебник, ручку, смекалку, взаимовыручку, наблюдательность, хорошую память).

Наша «Машина времени» готова к путешествию. Предлагаю всем занять свои места. Уселись поудобнее, спинки прямые, смотрим впереди себя, руки лежат на столе.

Мы переносимся на 3,5 млрд. лет назад.

Перед нами открывается необычная картина!

Какие живые организмы нам встретились?

Правильно! Будто бы мертвая планета. Пролетая над сушей, мы не увидели ни одного живого организма.

Что ж спускаемся в древней океан, который был и на территории нашей области. Мы видим комочки слизи – первых живых представителей нашей планеты. Записываем в бортовой журнал, напротив океана.

Шло время и на смену такой форме жизни пришли разнообразные живые организмы.

Открываем учебник на стр.92 и перечислите обитателей древнего моря.

Куда мы будем заносить?

Обратите внимание, ребята, на этот уникальный снимок. Это дно древнего моря, которое располагалось на территории нашей области. Остатки обитавших здесь древних животных превратились в окаменелости.

В пакетиках лежат окаменелости, собранные учащимися школы №217 во время летних экспедиций в Наровчатском районе.

Это морской еж. Нашли и записали.

Скажите, это животное полностью сохранилось в окаменелом виде?

Это его иглы, их находят отдельно.

Вот губка.

А как сохранилась она?

Это белемнитиды («чертовы пальцы»). Сохраняется только часть его, раструб. Белемнитиды напоминали своим внешним видом кальмара.

Что запишем в бортовой журнал и куда?

 

Отправляемся дальше в путь, и вдруг мы встречаем необычное животное.

Кто же это?

Он вам никого не напоминает?

Это предок современных лягушек, тритонов, жаб.

Как он называется? Заносим его в бортовой журнал.

 

Мы снова отправляемся в путь и выходим на сушу. И смотрите, кого же мы опять встречаем? Стегоцефала. Но, он испугался и ушёл под воду.

Скажите, где же обитало это животное?

 

Теперь ребята осторожно!

Кто же перед нами? Заносим в бортовой журнал. Куда?

 

Переносимся на несколько миллионов лет.

В какую эпоху мы попали?

Где же обитали эти животные?

 

Правильно! Они жили и на суше и в воде, были и летающие формы. Динозавры относились к группе пресмыкающихся. Познакомимся с некоторыми из них.

Игуанодон

Полакант

Брахиозавр

Рамфоринх

 

Обратите внимание, они обитали везде.

Наше путешествие продолжается. И переносимся на 65 млн. лет. Динозавры вымерли.

- Кто же пришел им на смену?

Мамонт (бивень Мокшанский р-н)

Шерстистый носорог (Усть-Уза кость)

Саблезубые кошки.

Как вы считаете все ли животные, которые нам встретились, со временем исчезли?

Итак, путешествуя в прошлое, мы узнали, что жизнь началась 3,5млрд. лет назад в океане. Постепенно живые организмы заселили и сушу, с течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим.

 

III. Закрепление.

Путешествие завершается. Для того, чтобы вернуться в класс, нам необходимы силы и топливо, которые у нас на исходе.

Наберемся сил:

Встали. Плечи расправили.

Приложили руку ко лбу, посмотрели вдаль. Никого там не увидели?

Опустили голову вниз, опять никого не видим.

Повертели головой в разные стороны, никого нет.

Вспомним, в какую эпоху мы попадали. ( Динозавров)

Потоптались как они на месте вперевалочку.

Сейчас поплавали как водоплавающие виды. Руки назад, сложили ладони как хвост и повиляли ими.

Подняли руки вверх и помахали ими как крыльями.

Руки опустили, глубоко вдохнули, сели.

Сил набрались, а теперь будем заполнять баки топливом, которым служат ваши знания.

Возьмите листочки с тестами, подпишите свои имя и фамилию. Прочитайте вопросы и ответьте на них, обведите правильный ответ.

Внимание на доску. Проверяем, правильно ли выполнили задание и поставили себе сами оценку.

Проверим, хватит ли нам топлива вернуться в класс. Поднимите руки, кто получил 5, 4.

Хватило! Вот мы и вернулись. Путешествие закончилось.

Давайте подведем итог нашего путешествия и ответим на тот вопрос, который был поставлен в начале урока.

Когда появилась жизнь на Земле?

Где появилась жизнь?

Теперь сверим наши записи в бортовых журналах.

Что записали вы в первую строчку?

Что во вторую?

В третью?

Вновь заселим нашу планету. Перевернем бортовой журнал и посмотрим, кто был наблюдательным и внимательным.

У вас на столах лежат таблички с названиями древних животных. Вам необходимо распределить таблички по местам обитания.

Поднимите таблички с животными, обитающими в океане. Прикрепите их.

У кого на суше? Прикрепите.

А у кого в воздухе?

Все ли правильно?

Я думаю, наше путешествие удалось, вы все справились с заданиями. Записи бортовых журналов помогут вам запомнить, когда и как появилась жизнь на Земле.

 

IV. Домашнее задание:

Дома повторите это, прочитав текст на стр.92-93.

Нарисуете понравившееся животное.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.