12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данильченко Ольга Васильевна730
учитель биологии МОУ "Школа №97 г.Донецка"
Материал размещён в группе «Урок биологии»
9

Урок биологии «Тип Круглые черви. Общая характеристика»



Тема: Тип круглые черви. Общая характеристика.

Цель: познакомить учащихся с общей характеристикой типа круглые черви

Задачи: на примере аскариды рассмотреть общий план строения животных, рассмотреть способы предотвращения заражения паразитами, формировать умения работать с учебником, развивать логическое мышление, умение работать в парах, воспитывать наблюдательность, самообразовательную, коммуникативную компетентности.

Оборудование: таблица "Тип Круглые черви", компьютер, ноутбук, презентация

Ход урока.

Организационная часть – игровое упражнение «Час славы» (в течение 30с. составить рассказ о …осеннем листке).

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, я предлагаю сегодня вам выступить в необычной роли – в роли создателей новой киноленты – зоологического триллера.

Эпиграфом нашей киноленты будут слова Сократа «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим».

Итак, начинаем.

3. Актуализация изученного материала.

Подготовительный этап.

1. «Раскадровка» - проверка знаний.

Первый кадр

Озвучьте систематическое положение Планарии в органическом мире.

Второй кадр

Задание: Схемы, каких систем органов планарии здесь представлены? Назовите их функции.

Третий кадр

3. Дайте общую характеристику типу Плоские черви.

Четвертый кадр

4. Расскажите о жизненных циклах печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Пятый кадр

5. Расскажите о жизни Белой Планарии.

Шестой кадр

6. Биологический диктант: если ответ «да» - нарисовать треугольник, «нет» -прочерк

 

1. В процессе эмбриогенеза у Плоских червей закладываются 2 зародышевых листка

2. Симметрия тела Плоских червей двустороняяя

3. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой

4. У некоторых видов паразитических червей нет пищеварительной системы

5. У Плоских червей отсутствует дыхательная система

6. Анаэробное дыхание свойственно всем представителям Плоских червей.

7. Органы чувств плоских червей: глаза, органы равновесия, сенсиллы.

8. Планарии, сосальщики и цепни относятся к типу Плоские черви.

9. У всех паразитических червей анаэробное дыхание

10. Планарии - хищники

 

4. Изучение нового материала.

1. Систематическое положение в животном мире –паспорт животных.

1.«Определение актерского состава»

Тип Круглые черви

Род аскарида

Вид а. человеческая

Представители – острицы, ришта, нитчатка и др.

Что объединяет их в один тип?

2. Общая характеристика типа

2.«Написание сценария»

Сцена 1. Отличительные особенности круглых червей. Прочитать параграф до роли нематод Составить с помощью символов общую характеристику.

1. Распространение

 

2. Среда обитания

3.Симметрия тела

4. ЭК М ЭН

5. Способ передвижения

6. Покровы и полость тела

7. Пищеварительная система

8. Выделительная система

9. Кровеносная система

10. Дыхательная система

11. Половая система

12. развитие

13. Нервная система

 

5. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам.

Сцена 2. Внешнее строение круглых червей.

Форма тела ______________________________________

Покровы ________________________________________

Длина тела ______________________________________

Выросты на теле _________________________________

Органы на переднем конце ________________________

Органы на заднем конце __________________________

Сцена 3. Внутреннее строение круглых червей.

Сцена 4. Процессы жизнедеятельности круглых червей.

1.Движение ______________________________________________________________

2.Питание - сапрофиты, хищники, паразиты

3.Дыхание _______________________________________________________________

4.Кровообращение ________________________________________________________

5.Выделение _____________________________________________________________

6.Чувствительность _______________________________________________________

7.Размножение ___________________________________________________________

2. Подумай –

Цепни и аскариды живут в одной и той же среде – тонком кишечнике хозяина, где содержится готовая пища. Однако, у цепней органов пищеварения нет, а у аскарид есть рот, глотка, пищевод, кишечник. Почему?

Почему аскариды и почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело?

Сцена 5. Цикл развития аскариды (просмотр видеофрагмента) и составление схемы

Сцена 6. Меры профилактики заболеваний вызванных гельминтами:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

6. Домашнее задание:

Заключительная сцена.

  1. Проработать §; ответить на вопросы к §

    выучить цикл развития аскариды

    найти ответы на вопросы викторины

Вопросы и ответы к викторине по биологии

Именно так Карл Линней назвал волосатиков ... (Гордиусами, в честь сложного гордиева узла, разрубленного Александром Македонским: на ладони взрослые черви скручиваются в клубок, похожий на сложный узел)

Очевидно, эти животные – одни из самых мелких многоклеточных, а некоторые – и мельче иных одноклеточных. Речь идет о ... (Коловратках)

Один и тот же вид коловраток можно обнаружить в прудах Аргентины, Голландии и Сибири. Такие виды называют ... (Космополитами)

«Жидкий скелет» у круглых червей образуется в результате ... (Давления полостной жидкости на стенки тела, что помогает поддерживать его форму)

Сидячие формы коловраток для строительства защитных домиков используют непривычный строительный материал. Это ... (Их собственные экскременты)

В планктоне прудов и озер на долю коловраток приходится до ... (99%)

Коловратки получили свое название из-за ... (Двойного венчика ресничек, находящихся у них на переднем конце тела и напоминающих при мерцании быстрое движение колеса со спицами)

Основными потребителями коловраток в биоценозе водоема являются ... (Личинки рыб)

Популяции коловраток летом представлены исключительно ... (Самками)

Самка коловраток становится половозрелой в возрасте ... (Двух дней)

Популяция коловраток быстро достигает астрономической численности, потому что ... (Все особи способны производить потомство)

Прежде о происхождении волосатиков бытовало поверье ... (Когда купаешь лошадь, не хватай ее за хвост: волосы, выпадают из него и превращаются в червей – волосатиков)

Волосатиков боятся, но человеку они не опасны. Остерегаться их, точнее их личинок должны ... (Насекомые: жужелицы, жуки, тараканы, кузнечики, ибо именно в них паразитируют личинки волосатиков)

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (5)

Медведева Татьяна Александровна, 23.11.17 в 23:56 1Ответить Пожаловаться
Работа не оригинальная. В работе нет ссылок на опубликованные ранее материалы:
http://открытыйурок.рф/статьи/584585/
http://pandia.ru/text/80/023/47220.php и др.
Дьячкова Наталья Анатольевна, 24.01.19 в 22:55 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Александровна, http://pandia.ru сама копирует с других сайтов материалы и бывает даже без авторства.
Медведева Татьяна Александровна, 26.01.19 в 18:37 0Ответить Пожаловаться
Наталья, извините, но просто по условиям конкурса работа должна быть оригинальная, нигде ранее не опубликованная.

Данильченко Ольга Васильевна, 24.11.17 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий. Учту замечания на будущее
Медведева Татьяна Александровна, 03.12.17 в 08:03 1Ответить Пожаловаться
Желаю успехов в дальнейших проводимых конкурсах
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.