12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72100
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами  биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Общая характеристика типа Плоские черви, понятия: орган, система органов, кожно­мышечный мешок, гермафродит, промежуточный и окончательный хозяин, чередование поколений; систематика типа: класс Ресничные черви, класс Сосальщики, класс Ленточные черви; значение в природе и жизни человека.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. К какому типу кишечнополостных относятся гидроидные?

сцифоидные

полипы

стрекательные

2. С какого периода известны гидроидные?

докембрийский период

юрский период

каменоугольный период

3. В каких типах водных экосистем встречаются гидроидные?

во всех

морские экосистемы

речные экосистемы

4. Как сильно варьируются размеры кишечнополостных?

от 1мм до 1м

от 1мм до 15м

от 1 мм до 30м

5. Кто такие гидроидные?

травоядные

всеядные

хищники

6. Из каких слоев клеток состоит гидроидное?

эктодерма и мезодерма

эктодерма и энтодерма

энтодерма и мезодерма

7. Энтодерма,Мезодерма или Эктодерма является внешним слоем тела гидроидных?

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

8. Что является основой рациона гидроидных?

планктон

молюски

ракообразные

9. Какой вид гидроидных охраняется красной книгой?

ни один

парусник

гидра

10. Каким образом происходит размножение гидроидных?

половым

бесполым

половым и бесполым путем

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Тип Плоские черви. КЛАССЫ: РЕСНИЧНЫЕ, СОСАЛЬЩИКИ, ЛЕНТОЧНЫЕ

1.Почему плоские черви получили такое название?

2.Какие плоские черви опасны для человека?

Общая характеристика. В настоящее время к типу плоских червей относится около 25 тыс. видов. В отличие от кишечнополостных они имеют двустороннюю симметрию. Длина тела в пределах от 0,5 мм до 20 м. Тело обычно плоское, состоит из нескольких слоев. Наруж­ный покровный слой у свободноживущих червей имеет реснички (рис. 143). У паразитических червей ресничек нет. Под покровной тканью располагается кожная мускулатура. Мускулатура и покровный слой вместе образуют кожно-мышечный мешок. Внутренней полос­ти тела у плоских червей нет. Внутри кожно-мышечного мешка, за­полненного клетками, располагаются внутренние органы, объеди­ненные в системы. У плоских червей развиты пищеварительная, выделительная, нервная и половая системы органов

В организме плоского червя имеются и мужские, и женские ор­ганы размножения. Такие животные называются гермафродитами

Плоские черви обитают во всех средах жизни, в том числе пара­зитируют и в других организмах. Там эти плоские черви прикрепля­ются к органам специальными присосками, хоботками или крючоч­ками.

У плоских червей, ведущих паразитический образ жизни, разви­тие протекает последовательно внутри разных животных или расте­ний. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей, называется промежуточным хозяином. Орга­низм, в котором живет и размножается взрослый червь, называется окончательным хозяином

К типу плоских червей относятся 9 классов, из которых 6 пред­ставлены исключительно паразитическими видами. Рассмотрим не­которые классы плоских червей.

Класс Ресничные черви. Почти все представители этого класса имеют реснички на поверхности тела. Реснички помогают плавать или перемещаться по дну, как у обитающей в пресных водоемах планарии белой. У наземных видов движение обеспечивают рес­нички, расположенные на брюшной стороне тела. Тело червя обиль­но выделяет слизь и этим защищено от высыхания. Многие реснич- ные черви — хищники и нападают на более крупную добычу. В то же время есть черви, питающиеся водорослями или ведущие парази­тический образ жизни.

Плоские черви Ресничные черви

 

 

 


 

Класс Сосальщики. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни. В связи с этим у них имеются специальные органы прикрепления — присоски. У сосальщиков, паразитирующих в ки­шечниках других животных, всасывание питательных веществ про­исходит через покровы тела, у других функционирует пищевари­тельная система. Как все паразиты, сосальщики производят большое количество яиц. Имеет место и живорождение. Развитие сосальщи­ков осуществляется с чередованием поколений (вспомните ки­шечнополостных): то паразитирование в различных хозяевах, то сво­бодный образ жизни

Черви Сосальщики

 

 

 

 

Класс Ленточные черви. Представители этого класса ведут па­разитический образ жизни. Большинство ленточных червей паразитируют в организме позвоночных животных. В процессе эволюции паразитический образ жизни привел к утрате органов пищеварения и к интенсивному развитию половой системы.

На головном конце ленточного червя имеются различные при­способления для прикрепления к телу хозяина (рис. 22). Между го­ловкой и непосредственно телом есть короткая шейка, не разделен­ная на членики. Тело состоит из члеников, число которых колеблется от 2—5 до десятков тысяч. В каждом из члеников расположены органы нервной, выделительной и половой систем. Развитие ленточ­ных червей протекает со сменой хозяев.

Ленточные черви

 

 

 


 

Значение плоских червей в природе достаточно велико. Взрос­лые черви и их личинки сами служат пищей для других животных, например коловраток, некоторых кольчатых червей, дафний и цикло­пов, а также личинок и взрослых насекомых, обитающих в воде, мальков рыб.

Паразитические плоские черви вызывают заболевания, а ино­гда и приводят к гибели своих хозяев. В число многочисленных хо­зяев, в которых паразитируют плоские черви, входит и человек.

Биология 7 класс. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

 

 

 

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных жи­ви. вотных.

2.Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

3.Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

4.Дайте общую характеристику типа Плоские черви по плану

Симметрия:

Длина и форма тела:

Внутреннее строение:

Системы органов:

Способ размножения:

Среда обитания:

 

5.Выпишите определения понятий:

Двусторонняя симметрия —

Кожно-мускульный мешок —

Гермафродит —

Промежуточный хозяин —

Окончательный хозяин —

Назовите основные особенности строения червей, связанные с пара­зитическим образом жизни

 

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде­ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. – М.: Издательство «Экзамен»

Викторины по учебнику В. В. Латюшина «Биология. 7 класс»

http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-klass-kolchetsov-maloschetinkovye-ili-oligohety

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.