Урок "День ГТО: Проверь себя на силу, ловкость и выносливость!" (5 класс)
Место проведения: Спортивный зал
Продолжительность: 45 минут
Тип урока: Урок-соревнование, закрепление знаний и умений
Цель урока: Приобщение обучающихся 5-х классов к комплексу ГТО через участие в спортивных соревнованиях, проводимых старшеклассниками, с целью формирования навыков здорового образа жизни и оценки своих физических возможностей.
Задачи урока:
• Образовательные:
• Ознакомить обучающихся с элементами комплекса ГТО (на примере выбранных испытаний).
• Обучить правильному выполнению тестовых упражнений: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед из положения стоя на платформе.
• Научить объективной оценке своих физических данных по результатам выполненных тестов.
• Развивающие:
• Развивать силу, гибкость, скоростно-силовые качества.
• Способствовать развитию координации движений, выносливости.
• Развивать навыки самоконтроля, взаимопомощи и работы в команде.
• Развивать у старшеклассников организаторские, инструкторские и лидерские качества.
• Воспитательные:
• Воспитывать интерес к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физической культурой.
• Формировать целеустремленность, волю к победе, чувство товарищества и ответственности.
• Формировать уважительное отношение к физической культуре и достижениям других.
Планируемые результаты:
• Предметные:
• Знают основные виды испытаний комплекса ГТО для своей возрастной ступени.
• Умеют технически правильно выполнять выбранные тестовые упражнения.
• Могут адекватно оценить свои физические возможности по результатам тестов.
• Метапредметные (УУД):
• Регулятивные: Умеют планировать и контролировать свою деятельность; оценивают правильность выполнения действий; проявляют волевые усилия.
• Познавательные: Умеют структурировать полученную информацию; анализируют и сравнивают свои результаты с нормативными показателями (визуально); осознают важность физической подготовки.
• Коммуникативные: Умеют слушать и слышать инструктора; взаимодействуют в группе (команде); оказывают взаимопомощь и поддержку; адекватно реагируют на успехи и неудачи товарищей.
• Личностные:
• Осознают ценность здорового образа жизни и занятий спортом.
• Проявляют целеустремленность, настойчивость, волю к победе.
• Испытывают гордость за личные и командные достижения.
• Проявляют уважение к сверстникам и старшим наставникам (10-классникам).
Оборудование и инвентарь:
• Гимнастические маты (3-4 шт.)
• Линейка для прыжков в длину (или размеченная лента)
• Платформа для наклона туловища стоя
• Счетчик отжиманий (или вспомогательные устройства для фиксации правильного выполнения)
• Секундомер
• Свисток
• Карточки для фиксации результатов каждого участника
• Информационные плакаты о ГТО
• Музыкальное сопровождение (для разминки и фоном во время выполнения тестов)
• Жетоны/стикеры для разделения на команды (по 3-4 команды)
• Малые призы/сертификаты за участие (по желанию)
Основные понятия: ГТО, физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость), здоровый образ жизни, разминка, заминка, норматив.
Предварительная работа (для 10-классников):
• Проведение инструктажа по правилам выполнения тестовых упражнений ГТО и критериям оценки.
• Распределение ролей на станциях (инструктор, секретарь-фиксатор результатов).
• Тренинг по организации работы на станции, технике безопасности и взаимодействию с младшими школьниками.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (5 класс) | Деятельность старшеклассников (10 класс) | Формы организации / Методы / Средства | Планируемые УУД | Примечание |
I. Организационный момент (5 мин) | 1. Приветствие. 2. Объявление темы и цели урока (соревновательный формат ГТО). 3. Представление 10-классников как инструкторов и помощников. 4. Разделение на команды (3-4 команды). 5. Напоминание о ТБ. | 1. Приветствие. 2. Слушают. 3. Делятся на команды. 4. Готовятся к разминке. | 1. Приветствие. 2. Представляются. 3. Помогают учителю в разделении. 4. Готовятся к проведению разминки. | Фронтальная Беседа Словесный | К: планирование сотрудничества Р: готовность к уроку | Обеспечить дисциплину и заинтересованность. |
II. Подготовительная часть (10 мин) | 1. Общее руководство. 2. Контроль за правильностью выполнения ОРУ. 3. Музыкальное сопровождение. | 1. Выполняют общеразвивающие упражнения в соответствии с указаниями. 2. Самостоятельно контролируют свое самочувствие. | 1. Проводят комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) для всех групп мышц и суставов (вращения, наклоны, махи), с акцентом на те, что будут задействованы в тестах. 2. Демонстрируют упражнения, контролируют технику. | Фронтальная, поточная Показ, объяснение, команды | П: восприятие движений Р: самоконтроль К: взаимодействие | Предупредить травматизм. Разминка проводится активно и динамично. |
III. Основная часть (25 мин) | 1. Объяснение принципов прохождения станций и правил оценки. 2. Отдача команды "Начать прохождение станций!". 3. Общий контроль за соблюдением правил, ТБ. 4. Решение возникающих вопросов. | 1. Внимательно слушают инструкции. 2. По команде учителя начинают проходить станции. 3. Выполняют тестовые упражнения, соблюдая технику. 4. Фиксируют свои результаты на карточках (если это предусмотрено). 5. Болеют за товарищей. | 1. На каждой станции: а) Объясняют и демонстрируют технику выполнения упражнения (повторно, при необходимости). б) Контролируют правильность выполнения. в) Ведут подсчет повторений/измерений. г) Фиксируют результаты в протоколах. д) Оказывают поддержку и мотивацию 5-классникам. | Групповая (по станциям) Практический, наглядный, соревновательный | П: анализ информации, сравнение Р: саморегуляция, контроль, волевые усилия К: взаимодействие в команде Л: целеустремленность, ответственность | Станции: 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (на мате, с использованием счетчика отжиманий). 2. Прыжок в длину с места (с использованием линейки для прыжков). 3. Наклон туловища вперед из положения стоя на платформе. Каждая команда по очереди проходит все станции. |
IV. Заключительная часть (5 мин) | 1. Организация заминки и дыхательных упражнений. 2. Сбор карточек с результатами. 3. Объявление предварительных итогов, похвала за участие и старание. | 1. Выполняют заминку. 2. Сдают карточки с результатами. 3. Слушают учителя. | 1. Проводят комплекс упражнений на расслабление и дыхательную гимнастику. 2. Передают итоговые протоколы учителю. | Фронтальная Объяснение, показ | Р: эмоциональная разгрузка Л: уважение, гордость за достижения | Подвести итоги, отметить самых результативных |
V. Рефлексия (2 мин) | 1. Вопросы: - "Что нового узнали о ГТО?" - "Какое испытание было самым интересным/сложным?" - "Над чем стоит поработать для улучшения своих результатов?" 2. Поблагодарить 10-классников. 3. Прощание. | 1. Отвечают на вопросы, деля тся впечатлениями. 2. Выражают свои эмоции. 3. Прощаются. | 1. Слушают отзывы 5-классников. 2. Прощаются. | Фронтальная Беседа Словесный | П: анализ, синтез Р: самооценка Л: самоанализ | Отметить личный прогресс каждого |
Библиографический список использованной литературы для технологической карты урока физической культуры по теме "ГТО"
1. Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с последними изменениями и дополнениями). – Москва: Нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 28 ноября 2022 г. N 1024 "Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2023 - 2026 годы". – Москва: Официальные документы.
3. Рабочая программа по физической культуре.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов / Б. А. Ашмарин. — Москва : Просвещение, 1990. — 287 с.
5. Кузнецов, В. С. ГТО в школе: методические рекомендации / В. С. Кузнецов, С. В. Волков, А. В. Шадрова. – Москва : Спорт, 2018. – 128 с.
6. Лях, В. И. Физическая культура: 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – Москва : Просвещение, 2022. – (Линия УМК «Физическая культура» под ред. В. И. Ляха).
7. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. – Москва : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.