Предварительный просмотр презентации

Скибицкая Светлана Викторовна, учитель физики, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» Сургутского района

Урок физики в 8 классе. Раздел программы: «Изменение агрегатных состояний вещества». Тема урока: «Испарение и конденсация».

Цели урока: Обучающие: - ввести понятия испарения и конденсации; - исследовать закономерности данных процессов. Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание; культуру устной и письменной речи; умение слушать и систематизировать полученные знания, делать выводы. Воспитывающие: - прививать интерес к предмету; - формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности, взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала. Тип урока: изучение нового материала. Форма обучения: фронтальная, групповая. Методы и приемы обучения: поисковый, наглядный, практический и метод проблемного обучения. Оборудование: учебник, энциклопедия, лист - информатор, приборы и материалы для опыта, компьютер, проектор, презентация.

Литература: Энциклопедия для детей т.3. География. 3-е издание.,Э 68 испр./ Глав. ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта +. 2000. – 704 с.;ил. Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Физика/ Сост., худож. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: тко «АСТ» , 1996. – 480 с. Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Растения/ Сост., Л.А. Багрова; худож. А.В. Кардащук, О.М. Войтенко; Под общ. ред. О.Г. Хинн. - М.: тко «АСТ» , 2000. – 512 с. Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. – 238. (2) с.: ил.

Структура урока: Организационный этап (1 мин). Фронтальный опрос (5 мин). Введение в тему урока (4 мин). Инструктаж по работе в группах (1 мин). Работа в группах (10 мин). Выводы рабочих групп (8 мин). Закрепление (8 мин) Инструктаж домашнего задания (1 мин). Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин).

Ход урока: I. Организационный момент. Группы образованны заранее по интересам и симпатиям. Исходя из этого высказывания наш урок будет особенным. При изучении новой темы вы будите работать в группах. Учитель: Великий философ Конфуций сказал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

II. Фронтальный опрос (повторение пройденного материала). 1. Определите тепловой процесс по формуле: Q = cm Q = qm Q = λm нагревание, охлаждение горение топлива плавление, кристаллизация Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо повторить ранее пройденные темы, путём ответов на следующие вопросы. За каждый правильный ответ будет выдаваться «облачко». В конце урока «облачка» превратятся в дополнительные оценки.

3. Переход энергии при: охлаждении - выделение горении топлива - выделение плавлении - поглощение нагревание - поглощение кристаллизация - выделение 2. Назовите и дайте определение постоянной величины: с (Дж/кг •ºС) удельная теплоёмкость, физическая величина показывающая, какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 1ºС. q (Дж/кг) удельная теплота сгорания топлива, физическая величина показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг. λ (Дж/кг) удельная теплота плавления, физическая величина показывающая, насколько изменяется внутренняя энергия вещества массой 1кг, взятого при температуре плавления, при его плавлении или кристаллизации.

III. Введение в тему урока. Вам не раз приходилось наблюдать, как после дождя высыхают лужи, сохнет выстиранное бельё, кипит вода в кастрюле. Во всех этих случаях вода превращается из жидкого состояния в газообразное (в пар). Явление превращения вещества из жидкого состояния в газообразное с поверхности жидкости называется испарением. (запись в тетради) Учитель: По вечерам, после жаркого летнего дня выпадает роса. Это водяной пар, содержащийся в воздухе, при охлаждении превращается в жидкость. Явление превращения вещества из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией. (запись в тетради) Парообразование может происходить через испарение и кипение.

IV. Инструктаж по работе в группах. Ребята, у вас на рабочем месте лежит лист – информатор где написано название вашей группы, задание – опыт и индивидуальные вопросы соответственно названию каждой группы. Выполнение практической части задания поможет ответить на поставленные вопросы. Вы можете при подготовке к устному ответу использовать дополнительные информационные ресурсы: учебную литературу и интернет ресурсы. Учитель:

Учёные - теоретики Опыт: Налейте воду в два стакана; Измерьте температуру воды; Один стакан оберните мокрой тканью и через некоторое время измерьте температуру снова. Вопросы: Одинаковы ли показания термометров? Ответ поясните. Что происходит с температурой жидкости при её испарении?

Учёные - практики Опыт: Возьмите два стекла; Капните по капле воды на каждое; Одно из стёкол подержите над пламенем спиртовки. Вопросы: На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему? Как скорость испарения зависит от температуры? Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?

Опыт: Возьмите три стекла и три жидкости: спирт, вода, масло; Нанесите на стекло кусочком марли разные жидкости. Вопросы: Что вы наблюдаете? Зависит ли испарение жидкости от рода вещества? Учёные - исследователи

Учёные - биологи Опыт: Возьмите два стекла; Капните на стекло по капле воды; На одном стекле каплю размажьте. Вопросы: На каком стекле жидкость испарится быстрее? Как скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности? Как используют эту зависимость растения? Как они приспосабливаются к жизни в засушливых районах Земли?

Опыт: Возьмите два стекла; Капните на стекло по капле воды; Бумажным веером создайте около одного стекла воздушный поток. Вопросы: На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему? Где в природе встречается это явление? Что такое облака, дождь, снег, град? Учёные - географы

V. Выступление групп. Представители групп защищают свои работы. Знакомят одноклассников с выводами. По итогам работ делается конспект в тетради.

VI. Закрепление. Учитель: А теперь ребята, проверим, на сколько хорошо вы усвоили новую тему. Для этого необходимо отгадать следующие загадки. Загадка 1. Я и тучка, и туман, И ручей, и океан. И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. вода Загадка 2. На дворе переполох: С неба сыплется горох! Съела 6 горошков Нина, У неё теперь ангина. град

Загадка 3. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. дождь Загадка 4. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём Ищем, ищем – не найдём. роса Загадка 5. В белом бархате деревня – И забор, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. иней Загадка 6. Уж не солнце ль виновато, Что весит на небе вата? облака

Учитель: А теперь ребята, объясните явления описываемые в литературных произведениях. №1. М. Лермонтов «Два брата». Дымятся низкие долины, Где кучи хижин небольших. Вопрос: почему туман образуется в низинах? Ответ: научное объяснение этого явления … № 2. Данте Алигьери «Божественная комедия». И как с конца палимое бревно От тока ветра и его накала В другом конце трещит … Вопрос: почему трещит горящее бревно? Ответ: треск бревна объясняется … № 3. Алтайские героические сказания «Маадай - Кара». Обломок чёрный в тот же миг В морской залив бездонный пал. Взметнулся ядовитый вал, Вскипела жёлтая вода И выкипела без следа. Вопрос: какие физические явления произошли в данном отрывке? Ответ: в этом отрывке описываются...

XIII. Инструктаж домашнего задания. Учитель: Дорогие ребята, запишите домашнее задание, которое, как обычно, дифференцированное. Домашнее задание дифференцированное. Уровень А: § 33, 34. Задание № 32 (2, 3, 4) Уровень В٭: § 33, 34. Задание № 32 (2, 3, 4). Вопрос: в чём заключается опыт Холмса? «Торговец мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью 15 лет. Мне пришлось доказать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и проделал опыт, с помощью которого убедился, что она сделана из только что срубленного дерева»

IX. Подведение итогов, рефлексия. Учитель: на сегодняшнем уроке оценки получают рабочие группы за выполненные задания: без замечаний – оценку «5», с недочётами – оценку «4», с ошибками – оценку «3». А теперь подсчитайте, количество заработанных «облачков». Ученики, у которых «облачков» три и более, получают дополнительную оценку «5».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.