Конспект урока физики в 8 классе «Испарение и конденсация»
Конспект урока физики 8 класс.
Раздел программы: «Изменение агрегатных состояний вещества».
Тема урока: «Испарение и конденсация
Цели урока:
Обучающие: ввести понятия испарения и конденсации; исследовать закономерности данных процессов.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание; культуру устной и письменной речи; умение слушать и систематизировать полученные знания, делать выводы.
Воспитывающие: прививать интерес к предмету; формировать умение работать в коллективе, чувство ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма обучения: фронтальная, групповая.
Методы и приемы обучения: поисковый, наглядный, практический и метод проблемного обучения.
Оборудование: учебник, энциклопедия, лист - информатор, приборы и материалы для опыта, компьютер, проектор, презентация.
Используемая литература
Энциклопедия для детей т.3. География. 3-е издание.,Э 68 испр./ Глав. ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта +. 2000. – 704 с.;ил.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Физика/ Сост., худож. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: тко «АСТ» , 1996. – 480 с.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия.: Растения/ Сост., Л.А. Багрова; худож. А.В. Кардащук, О.М. Войтенко; Под общ. ред. О.Г. Хинн. - М.: тко «АСТ» , 2000. – 512 с.
Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин.-5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017. – 238. (2) с.: ил.
Структура урока:
Организационный этап (1 мин).
Фронтальный опрос (5 мин).
1. Определите тепловой процесс по формуле:
Q = cm(t2-t1)
Q = qm
Q = λm
2. Назовите и дайте определение постоянной величины:
c,q, λ
3. Переход энергии при
охлаждении, горении топлива, плавлении, нагревании, кристаллизации
Введение в тему урока (4 мин).
Вам не раз приходилось наблюдать, как после дождя высыхают лужи, сохнет выстиранное бельё, кипит вода в кастрюле. Во всех этих случаях вода превращается из жидкого состояния в газообразное (в пар).
Явление превращения вещества из жидкого состояния в газообразное с поверхности жидкости называется испарением. (запись в тетради)
По вечерам, после жаркого летнего дня выпадает роса. Это водяной пар,
содержащийся в воздухе, при охлаждении превращается в жидкость.
Явление превращения вещества из газообразного состояния
в жидкое называется конденсацией. (запись в тетради)
Парообразование может происходить через испарение и кипение.
Инструктаж по работе в группах (1 мин).
Ребята, у вас на рабочем месте лежит лист – информатор где написано название вашей группы, задание – опыт и индивидуальные вопросы соответственно названию каждой группы. Выполнение практической части задания поможет ответить на поставленные вопросы. Вы можете при подготовке к устному ответу использовать дополнительные информационные ресурсы: учебную литературу и интернет ресурсы.
Работа в группах(10 мин).
Ученые - практики
Опыт:
Возьмите два стекла;
Капните по капле воды на каждое;
Одно из стёкол подержите над пламенем спиртовки.
Вопросы:
На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?
Как скорость испарения зависит от температуры?
Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?
Ученые - исследователи
Опыт:
Возьмите три стекла и три жидкости: спирт, вода, масло;
Нанесите на стекло кусочком марли разные жидкости.
Вопросы:
Что вы наблюдаете?
Зависит ли испарение жидкости от рода вещества?
Ученые - биологи
Опыт:
Возьмите два стекла;
Капните на стекло по капле воды;
На одном стекле каплю размажьте.
Вопросы:
На каком стекле жидкость испарится быстрее?
Как скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности?
Как используют эту зависимость растения? Как они приспосабливаются к жизни в засушливых районах Земли?
Ученые - географы
Опыт:
Возьмите два стекла;
Капните на стекло по капле воды;
Бумажным веером создайте около одного стекла воздушный поток.
Вопросы:
На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?
Что такое облака, дождь, снег, град?
Ученые теоретики
Опыт:
Возьмите два стекла;
Капните по капле воды на каждое;
Одно из стёкол подержите над пламенем спиртовки.
Вопросы:
На каком из стёкол вода испарится быстрее? Почему?
Как скорость испарения зависит от температуры?
Почему лужи в солнечный день высыхают быстрее, чем в пасмурный?
Выводы рабочих групп (8 мин).
Закрепление (8 мин)
Загадка 1.
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)
Загадка 2.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох!
Съела 6 горошков Нина,
У неё теперь ангина.(град)
Загадка 3.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.(дождь)
Загадка 4.
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём
Ищем, ищем – не найдём.(роса)
Загадка 5.
В белом бархате деревня –
И забор, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.(иней)
Загадка 6.
Уж не солнце ль виновато,
Что весит на небе вата?(облака)
Явления описываемые в литературных произведениях.
№1. М. Лермонтов «Два брата».
Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших.
№ 2. Данте Алигьери «Божественная комедия».
И как с конца палимое бревно
От тока ветра и его накала
В другом конце трещит …
№ 3. Алтайские героические сказания «Маадай - Кара».
Обломок чёрный в тот же миг
В морской залив бездонный пал.
Взметнулся ядовитый вал,
Вскипела жёлтая вода
И выкипела без следа.
Инструктаж домашнего задания (1 мин).
Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин).
Урок разработан учителем физики Скибицкой С.В.