План – конспект урока физики в 8 классе
«Испарение и конденсация. Кипение»
Цель: познакомить с физикой процесса конденсации, испарения и кипения; с характеристиками водяного пара в атмосфере; показать, как определяется влажность.
Оборудование: наборы для выполнения экспериментального задания; пузырек со спиртом, жидкостный манометр, теплоприемник.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
методы и приемы |
|
I |
Введение учащихся в проблему урока |
5 |
решение ребуса, повторение |
II |
Изучение нового материала |
2 |
рассказ учителя |
10 |
экспериментальные задания |
||
5 |
демонстрационный опыт |
||
III |
Закрепление |
10 |
решение задач |
5 |
сообщение учащегося |
||
IV |
Выводы. |
2 |
обобщение материала учителем |
Домашнее задание |
1 |
Запись на доске |
Ход занятия.
Подготовка к восприятию нового материала.
Ход занятия.
I. Подготовка к восприятию нового материала.
На доске написан ребус:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1454783718.png (79x85)
Что написано на доске? Что вы знаете об этом веществе?
Если дети не догадались, о чем идет речь, то даются подсказки:
· Вещество состоит из трех атомов
· Молярная масса 18 г/моль
· Занимает 71% поверхности Земли
Основная часть.
Конденсация- процесс превращения пара в жидкость.
Демонстрируется процесс конденсации. Для демонстрации кипятится вода в электрическом чайнике, открывается крышка чайника, над поднимающимся паром держится стекло и затем демонстрируются появившиеся на нем капли воды.
Испарение – процесс превращения жидкости в пар, происходящий с поверхности жидкости. Этот процесс происходит при любой температуре.
Экспериментальное задание: исследовать, от чего зависит скорость испарения.
На столы расставляются наборы для выполнения экспериментального задания: стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, пипетка, лист бумаги.
Капнуть на стол по капле холодной и горячей воды. Пронаблюдать, какая капля будет быстрее испаряться. Сделать вывод. Объяснение: чем выше температура жидкости, тем быстрее движутся ее молекулы, их энергия больше и они быстрее покидают поверхность жидкости и капля высыхает быстрее.
Капнуть на стол две капли воды на некотором удалении друг от друга. Попробовать первую обмахивать листом бумаги. Пронаблюдать, какая капля будет быстрее испаряться. Сделать вывод. Объяснение: часть молекул, вылетевших из второй капли, возвратится обратно. Молекулы же, вылетевшие из первой капли, уносятся потоком воздуха.
Капнуть на стол две капли воды. Первую осторожно размазать по столу с помощью пипетки. Сделать вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности жидкости. Объяснение: чем площадь поверхности жидкости больше, тем больше молекул будет вылетать за одно и то же время с поверхности капли.
Капнуть на стол одну каплю воды. Учитель проходит и капает по капле спирт. Пронаблюдать, какая капля будет быстрее испаряться. Сделать вывод.
Скорость испарения зависит еще от влажности окружающего воздуха, но о влажности мы поговорим подробно на следующем уроке.
Попробуйте капнуть каплю себе на руку. Что вы чувствуете? Почему?
Объяснение: при испарении жидкости из нее вылетают наиболее быстрые молекулы. Средняя кинетическая энергия оставшихся молекул уменьшается. Следовательно, уменьшается температура жидкости.
Демонстрируется опыт: капнем каплю спирта на теплоприемник жидкостного манометра.
При испарении спирта уменьшается температура спирта и воздуха в теплоприемнике. Давление воздуха в теплоприемнике падает, становится меньше, чем давление атмосферы в левом колене манометра. В правом колене уровень жидкости повышается.
Общий вывод.
1. Все жидкости при любой температуре испаряются.
2. Скорость испарения зависит от температуры, рода жидкости, площади поверхности, скорости движения окружающего воздуха и влажности.
3. При испарении жидкости охлаждаются.
Задание: ответить на вопросы
- Почему температура воды в открытом стакане всегда бывает немного ниже температуры воздуха в комнате?
- В один стакан налили эфир при температуре 20°С, в другой — воду при той же температуре. В стаканы опустили термометры. Какой из них будет показывать более низкую температуру?
- Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
- Мокрое белье, вывешенное зимой во дворе, замерзает. Но через некоторое время оно становится сухим далее при сильных морозах. Чем это можно объяснить?
- При выходе из реки после купания мы ощущаем холод. Почему?
- Почему в доме, автобусе или трамвае на стеклах окон при сильных морозах лед появляется с внутренней стороны?
Кипение – испарение по всему объему жидкости.
Демонстрируется процесс кипения.
Для демонстрации кипятится вода в электрическом чайнике (у чайника должны быть прозрачная стенка). В кипящий чайник опущен термометр. Анализируем наблюдения: сначала на дне и стенках появлялись маленькие пузырьки. Это воздух, растворенный в воде. При нагревании его содержание в воде становится избыточным и он выделяется в виде пузырьков. Затем пузырьки начинают всплывать. Дело в том, что вода испаряется не только с поверхности, но и внутрь пузырьков. Пузырьки под действием паров воды начинают расширяться. С увеличением их объема растет выталкивающая сила, действующая на них со стороны воды. Многие пузырьки, поднимаясь на поверхность. Исчезают, т.к. вода там еще не прогрелась и пары, содержащиеся в пузырьке, конденсируются.
Когда же вся жидкость прогревается, пузырьки не исчезают, а с шумом лопаются.
Обратим внимание на то, что при кипении температура жидкости не меняется.
Температура кипения различных жидкостей различна.
Анализ таблицы «температура кипения»
Графики процесса кипения. Решение задач
1. Почему самовар с раскаленными углями не распаивается, когда в нем вода, и распаивается, когда воды в нем нет?
2. На рисунке даны графики нагревания и кипения жидкостей одинаковой массы: воды, спирта и эфира. Определите, какой график построен для воды, какой — для спирта и какой — для эфира.
Температура кипения зависит от атмосферного давления: чем больше давление, тем выше температура кипения. На Памире она равна 40°, в скороварке 140°.
Это объясняется тем, что при повышении атмосферного давления давление жидкости на пузырьки пара внутри нее растет, и пузырьки позже достигают объема, позволяющего им всплывать на поверхность.
Температура кипения равна температуре конденсации. Газ можно превратить в жидкость, охладив ниже температуры кипения. Для кислорода это -119°С, для азота -147°С, водорода -240°С, гелия -268°С. Сжиженный газ обычно получают под большим давлением (это позволяет увеличить температуру)
Дополнительный материал. Сообщение о работе Самарского кислородного завода, на котором из воздуха получают чистые газы (кислород, азот и др)
Домашнее задание. Учебник Перышкина, §16-18, упр.9. Подготовить сообщения о процессах возгонки и сублимации.