12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Cилина Вероника Анатольевна27
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

 

 

 

ГБОУ школа № 46 Центр «Реабилитации и Милосердия» Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Урок истории

9 класс

 

 

 

Тема: Блокада Ленинграда

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

 

 

приказом директора

 

 

от __________

 

 

_______________

 

 

 

 


 




 


 


 


 


 


Учитель: Силина Вероника Анатольевна


 


 

2022-2023 уч. год


 


 

 


                                   Тема урока «Блокада Ленинграда»

 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представлений, знаний о блокаде Ленинграда 1941-1944 гг.

Задачи урока:

1.Образовательные:

изучить исторические события блокады Ленинграда;

усвоить исторические понятия: «блокада», «ополчение»;

создать историческое представление о «Дороге жизни», спасшей город в годы блокады.

2. Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к героическому прошлому военных лет;

способствовать формированию нравственно-патриотических чувств.

3. Коррекционно-развивающие:

учить анализировать, понимать причинно-следственные связи;

развивать умение слушать;

развивать абстрактное и наглядно-образное мышление;

формировать навык развернутого ответа на вопрос.

 

Оборудование и ресурсы: компьютер, учебник для 9 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида «История России» Пузанов Б.П.; презентация, карточки текстами и таблицами, тест, карточка с кроссвордом.

 

Педагогические технологии: проблемное обучение, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии.

 

Методы работы на уроке:

объяснительно – иллюстративный метод.

проблемный

частично – поисковый

Формы работы на уроке:

беседа;

показ презентации

самостоятельная работа с раздаточным материалом.

тестирование

работа с текстом

работа с кроссвордом

Структура урока:

организационный момент.

этап  проверки усвоения предыдущего материала.

этап изучения  нового материала.

этап  закрепления материала.

домашнее задание

Определения:

блокада, «Дорога жизни», ополчение

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент

Взаимное приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

Проверка порядка на рабочем столе.

2.Проверка усвоения предыдущей темы «Все для фронта! Все для победы!»  

 

1.Самостоятельная работа по карточке. Актуализация и проверка знаний.

Карточка № 1

Соотнеси правый и левый столбики

тыл

самолет-штурмовик Ил - 2

броня

скорострельное оружие

конструкторское бюро

учреждение, где разрабатывают новую

военную технику

автомат

территория страны, где во время войны

не велись боевые действия

Сергей Ильюшин

Танк Т - 34

Михаил Кошкин

толстые листы железа, которыми

покрывают танки

 

 

2. Тестирование

 1. Кто возглавил Государственный Комитет Обороны?

а) Ворошилов
б) Молотов
в) Жуков
г) Сталин.

 

2. Оружие Красной армии Великой отечественной войны:

а) самолет-штурмовик Ил - 2
б) танк. Т - 34
в) артиллерийское орудие «Искандер»

г) танк ИС

д) артиллерийская установка «Катюша»

е) ракетный комплекс «Точка – У»

 

3. Как распределялись продукты питания в тылу?

а) в свободной продаже в магазинах
б) по карточкам;

 

Работа по карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этап изучения  нового материала.

 

1.Подготовка к восприятию нового материала. Постановка проблемы.

Мы помним, что в ожесточенных боях советские бойцы отстояли Москву, но война продолжалась и Гитлер начал крупное наступление на Ленинград. Он поставил задачу захватить и уничтожить этот город. Мощная группировка немецких войск под названием «Север» продвигалась с боями к Ленинграду. В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу, советские войска вынуждены были отступить под натиском врага за реку Неву и Ладожское озеро. Ленинград оказался в кольце окружения вражеских войск. Началась блокада Ленинграда, которая продлится долгих и тяжелых 900 дней и ночей. Тысячи людей погибнут от голода и холода, от артиллерийских снарядов и бомбежек. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. Лишь в 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Но окончательно город будет освобожден только 27 января 1944 года, враги будут отброшены от Ленинграда.

Блокада Ленинграда и является темой нашего урока. Запиши тему урока в тетрадь и определение – что означает это слово «блокада».

 

Мы обсудим проблемы жизни в блокадном городе; как ленинградцы защищали свой город; почему дорогу по Ладожскому озеру называли «Дорогой жизни»?; сколько времени длилась блокада; благодаря кому и чему город выжил и не был покорен врагом?

Проблемный вопрос: Почему Гитлер поставил цель захватить и уничтожить Ленинград? Какая судьба ждала город и горожан в случае сдачи города врагу?

2. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Задание:

найти в учебнике, стр.183 ответы на вопрос:

«Почему Гитлер поставил цель захватить и уничтожить Ленинград?»

 

 

 

3. Актуализация полученных знаний с последующей самопроверкой.

Работа по карточке 3.

Вставить пропущенные слова и проверить правильность работы по учебнику.

 

 

Ленинград - ……….промышленный город. Много крупных военных ………..Ленинград – важный морской …….страны. Через морской ……. осуществляется выход судов в ……….море. Ленинград был несколько столетий ……….Российского государства. В городе находится огромное количество ……….памятников. В великолепных дворцах хранятся ………, ………. и другие произведения искусства. Ленинград – это гордость советской страны, этот город называют «колыбелью ……….революции».

 

Задание:

прочитай текст, который у тебя получился и расскажи, почему Гитлеру так важен был захват Ленинграда.

 

сделай вывод из своего рассказа о судьбе Ленинграда, его промышленных предприятий, архитектурных памятников, культурно-исторических ценностях, в случае сдачи города врагу?

 

Гитлер поставил перед своей армией задачу захватить и уничтожить Ленинград, а жителей взять в плен и заставить работать на нужды Германии, а непокорных – расстрелять! Защитить и отстоять город было очень важно. Началась героическая оборона Ленинграда!

 

4.Рассказ учителя о героической обороне Ленинграда в годы блокады и показ презентации «Оборона Ленинграда».

 

 

Проблемный вопрос перед просмотром презентации и рассказом учителя: «Почему дорогу по Ладожскому озеру ленинградцы называли «Дорогой жизни?»

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурная минутка

 

 

 

 

5.Самостоятельная работа с фрагментом текста учебника.

 

 

Вражеская авиация и артиллерия ежедневно бомбили и обстреливали город. Ленинградцы маскировочными сетками, мешками с песком, досками закрывали уличные скульптуры и памятники, чтобы их не было видно с воздуха и они не стали мишенями для вражеских бомб.

 

Задание: «Найди в тексте учебника подтверждение моим словам и прочитай о том, как ленинградцы пытались сохранить архитектурные памятники города, уличные скульптуры, картины и другие предметы искусства».

 

 

 

6.Беседа о жизни и борьбе оккупированного города.

 

Проблемный вопрос: «Благодаря чему и кому город выжил и не был покорен врагом?»

 

Немцы пытались прорваться в Ленинград, шли непрерывные атаки, кровопролитные бои за каждый метр ленинградской земли. Наши войска отчаянно сопротивлялись и несли большие потери. Им на помощь, в городе начали формировать отряды ополченцев – жителей города, способных держать в руках оружие, которые вместе с военными вышли на защиту города.

 

Промышленные предприятия, которые остались в городе, снова заработали. Кировский завод начал выпускать танки и ремонтировал танки, поступившие с передовой (территория боевых столкновений с врагом), передовая находилась в трех километрах от завода. На других заводах был налажен выпуск боеприпасов. Работа не прекращалась ни на минуту. Днем и ночью под непрерывным артиллерийским обстрелом трудились ленинградцы. Старики, женщины и дети тоже вышли на работу.

 

А теперь познакомимся с архивными воспоминаниями жителей блокадного города, прочитай отрывки из воспоминаний людей, переживших блокаду. В годы блокады эти люди были детьми-подростками, и уже после войны, в мирное время они оставили нам свои воспоминания о жизни в блокаду.

 

Отрывки из воспоминаний людей, переживших блокаду. В годы блокады эти люди были детьми - подростками. Карточка 4

 

Ситуация в Ленинграде была такая, что для того, чтобы выжить, нужно было встать и пойти работать. Это было самое главное — найти в себе мужество, силу и волю. (Иванова Зинаида Петровна).

 

Вопрос: как ты думаешь, почему для того, чтобы выжить в блокадном городе, надо было встать и пойти работать?

 

Слов «не хочу, не буду» тогда не было. Было только слово «надо». (Калери Антонина Петровна).

 

Вопрос: можно ли назвать жителей блокадного города сильными и ответственными людьми?

 

Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. (Залесская Валентина Михайловна).

 

Вопрос: какая цель объединяла всех жителей города, и взрослых и детей?

 

В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки (это зажигательные бомбы, которые, попадая в здания, вызывали пожары). Мы были в брезентовых рукавицах и в защитных касках на голове, так как зажигательные бомбы пробивали крыши, падали на чердак и крутились, как волчок, исторгая из себя море искр, вызывая пожар и освещая огнем все вокруг. Мы — дети с 10 лет и старше — брали в рукавицах бомбы и выбрасывали их в окна чердака на брусчатку двора (тогда асфальтированных дворов еще не было), где они тухли. (Блюмина Галина Евгеньевна).

 

Вопрос: как ты думаешь, почему было важно создавать такие детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигательные бомбы?

 

Очень запомнился на всю жизнь «Дом культуры имени Кирова». Там был ожоговый госпиталь. Мы ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему письма — якобы от нее. И он всегда ждал это письмо — оно было для него как лекарство. (Богданов Юрий Иванович).

 

Вопрос: как помогали подростки раненым? Как помощь детей помогала выздоровлению раненых?

 

Почему ребята писали письма раненому летчику от его любимой девушки, которая перестала ему писать в госпиталь? Почему ребятам было важно поддержать раненого летчика?

 

Подведем итоги, сделаем выводы из полученных сегодня знаний. Мы работали с разными источниками информации, в том числе и архивными (воспоминания людей, переживших блокаду). И теперь мы можем, обобщив все полученные знания, ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

 

Ответы на проблемный вопрос: «Благодаря кому и чему город выжил и не был захвачен врагом»?

 

7. Обобщающий вывод:

Ленинград выжил, благодаря мужеству и стойкости ленинградцев.

Ленинград выжил благодаря упорной работе горожан.

Ленинград выжил благодаря помощи людей друг другу.

Ленинград выжил благодаря одной цели всех горожан: выжить и не сдать город.

Ленинград выжил благодаря помощи и защите Красной армии и всей страны. 
 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

Запись темы урока в тетрадь.

«Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 – 27 января1944г.»

Запись определения: Блокада – кольцо окружения города военной группировкой противника.


 


 


 


 


 

Находит ответы на вопросы в учебнике стр.183


 


 


 

.


 


 


 


 


 


 


 

Читает восстановленный текст и отвечает на проблемный вопрос.


 


 


 


 


 


 


 

Делает вывод о потери и полном уничтожении города врагом.


 


 


 


 


 

Просмотр презентации и ответ на вопрос.

Запись в тетради определения «Дорога жизни»

Дорога, проложенная в город по льду Ладожского озера, называлась «Дорогой жизни». По ледовой дороге в город шли автомобили с продовольствием и медикаментами. Дорога помогала выжить горожанам. Жители назвали дорогу «Дорогой жизни».


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выполняет задание


 


 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради определения «ополченцы».

Ополченцы – жители города, которые вместе с военными вышли на его защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает отрывки воспоминаний жителей блокадного города, отвечает на вопросы, делает выводы.

 

 

 

 

 

Беседа по прочитанным отрывкам воспоминаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно отвечает на вопросы, делает выводы.

4.Этап  закрепления материала.  

 

1.Кроссворд, карточка № 5

Кроссворд на тему «Блокада»

1.

5.

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1.Окружение города врагами и его изоляция?

2.Как назывались жители города, которые добровольно взяв оружие, шли защищать свой город?

3.Месяц начала блокады Ленинграда?

4.Что выдавалось ленинградцам, чтобы они могли получить свой хлеб?

По вертикали:

5.Озеро, по которому проходила «Дорога жизни»?

6.ленинградский завод, на котором в годы блокады наладили выпуск танков?

 

 

 

Разгадывает самостоятельно кроссворд

 

5.Рефлексия (итог урока) и домашнее задание

Какое историческое событие запомнилось больше всего? Какие исторические факты вызвали волнение, гордость за нашу историю?

 

Тема № 6, стр.183, отвечать на вопросы.

Самостоятельная поисково-исследовательская работа: «Познакомиться с воспоминаниями прабабушки, пережившей блокаду Ленинграда. Опросить старших представителей семьи и выяснить, какое важное событие случилось с прабабушкой Марией    в годы блокады и где оно произошло. Рассказать о судьбе своей прабабушки».

 

 

 

 

 

Приложение к уроку 

Раздаточный материал

 

 

Карточка № 1

Соотнеси правый и левый столбики

тыл

самолет-штурмовик Ил - 2

броня

скорострельное оружие

конструкторское бюро

учреждение, где разрабатывают новую военную технику

автомат

территория страны, где во время войны не велись боевые действия

Сергей Ильюшин

Танк Т - 34

Михаил Кошкин

толстые листы железа, которыми покрывают танки


 

Карточка № 2

1. Кто возглавил Государственный Комитет Обороны?

а) Ворошилов
б) Молотов
в) Жуков
г) Сталин.

 

2. Оружие Красной армии Великой отечественной войны:

а) самолет-штурмовик Ил - 2
б) танк Т - 34
в) артиллерийское орудие «Искандер»

г) танк ИС

д) артиллерийская установка «Катюша»

е) ракетный комплекс «Точка – У»

 

3. Как распределялись продукты питания в тылу?

а) в свободной продаже в магазинах
б) по карточкам;


 

Карточка № 3

Ленинград - ……….промышленный город. Много крупных военных ………..Ленинград – важный морской …….страны. Через морской ……. осуществляется выход судов в ……….море. Ленинград был несколько столетий ……….Российского государства. В городе находится огромное количество ……….памятников. В великолепных дворцах хранятся ………, ………. и другие произведения искусства. Ленинград – это гордость советской страны, этот город называют «колыбелью ……….революции».


 

Карточка № 4

Ситуация в Ленинграде была такая, что для того, чтобы выжить, нужно было встать и пойти работать. Это было самое главное — найти в себе мужество, силу и волю. (Иванова Зинаида Петровна).

 

Слов «не хочу, не буду» тогда не было. Было только слово «надо». (Калери Антонина Петровна).

Не задумываясь, ехали на рытье окопов. Полуголодные дети, с 5-го по 10-й классы. Никто никого не заставлял. Это было святое — для Родины. (Залесская Валентина Михайловна).

 

В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки. Мы были в брезентовых рукавицах и в защитных касках на голове, так как зажигательные бомбы пробивали крыши, падали на чердак и крутились, как волчок, исторгая из себя море искр, вызывая пожар и освещая огнем все вокруг. Мы — дети с 10 лет и старше — брали в рукавицах бомбы и выбрасывали их в окна чердака на брусчатку двора (тогда асфальтированных дворов еще не было), где они тухли. (Блюмина Галина Евгеньевна).

 

Очень запомнился на всю жизнь «Дом культуры имени Кирова». Там был ожоговый госпиталь. Мы ходили туда в 1942 и 1943 году, поили, кормили раненых, читали им письма, газеты. Был там летчик Саша, ему перестала писать его девушка. Чтобы его поддержать, мы каждую неделю писали ему письма — якобы от нее. И он всегда ждал это письмо — оно было для него как лекарство. (Богданов Юрий Иванович).


 

Карточка № 5

Кроссворд на тему «Блокада»

1.

5.

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

По горизонтали:

1.Окружение города врагами и его изоляция?

2.Как назывались жители города, которые добровольно взяв оружие, шли защищать свой город?

3.Месяц начала блокады Ленинграда?

4.Что выдавалось ленинградцам, чтобы они могли получить свой хлеб?

По вертикали:

5.Озеро, по которому проходила «Дорога жизни»?

6.Ленинградский завод, на котором в годы блокады наладили выпуск танков?


 

Компьютерная презентация на тему блокады


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения:  8 сентября 
Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.