Урок истории в 9 классе на тему «Отечественная война 1812 года»
Урок истории в 9 классе.
Тема «Отечественная война 1812 года».
Учитель истории и обществознания МБОУ Головинская ООШ
Балбина Марина Алесеевна
Дидактическая цель: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.
Задачи урока:
образовательные:
рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;
развивающие:
развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.
воспитательные:
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
УУД:
Личностные: формировать мотивацию к изучению нового материала; гражданственность и патриотизм, освоить гуманистические традиции и ценности
Регулятивные: самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя
Коммуникативные: излагают и корректируют своё мнение, организовывают работу в паре, используют речевые средства
Познавательные: находят информацию, владеют смысловым чтением, устанавливают причинно-следственные связи
План урока.
I. Изучение нового материала.
Предпосылки причины Отечественной войны 1812года.
Характер войны, соотношение сил.
Вторжение Наполеона в Россию.
Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
Бородинское сражение.
Совет в Филях и оставление Москвы.
Партизанское движение и народное ополчение.
Отступление и гибель «Великой армии».
II. Рефлексия.
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: Карта: «Отечественная война 1812года». История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Эпиграф урока:
« Война двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?»
А.С. Пушкин
Ход урока.
Сегодня мы продолжаем изучать российскую историю в период правления
Александра I. Напомните, пожалуйста, хронологические рамки данного периода (1801-1825гг.).
Вспомните, пожалуйста, словосочетания со словом Отечество
( «Моё Отечество», «Славлю Отечество!», «Любовь к Отечеству» и др.)
Какой смысл мы вкладываем в эти слова? (предлагают различные варианты ответа, обобщают) любовь к своей Родине
Какой же смысл вложил историк А.И.Михайловский-Данилевский в 1839 году, в название своего труда «Описание Отечественной войны в 1812 году», впервые используя термин «Отечественная война»? (он описал освободительный характер войны)
А какой характер, по совокупности стратегических черт, по-вашему мнению, имели «наполеоновские войны»?( захватнический)
О каких планах Наполеона идёт речь, исходя из его приказа «по Великой армии» от 10.06.1812: «…Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее…»( завоевать мир, «раздавить», захватить Россию)
Сформулируйте тему и цели урока
Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.
Мы с вами осветим следующие вопросы:
Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.
Характер войны, соотношение сил.
Вторжение Наполеона в Россию.
Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
Бородинское сражение.
Совет в Филях и оставление Москвы.
Партизанское движение и народное ополчение.
Отступление и гибель «Великой армии».
По ходу урока мы будем с вами выполнять задание по контурной карте, а в конце урока вы заполните анонимную анкету, в которой выразите свое отношение к Отечественной войне 1812года.
1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.
А теперь приступаем к изучению нашей темы, но прежде чем мы начнем, хотелось бы вспомнить, почему в тот исторический момент Отечественная война 1812года была делом времени?
Беседа с учащимися.
- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?
(европейское и ближневосточное)
- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?
(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).
- Что такое континентальная блокада?
(прекращение торговых отношений с Англией)
- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?
1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;
2. Россия оказалась в изоляции;
3. авторитет Александра резко упал
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.
- Назовите причины войны.
Запись на доске и в тетрадях
Для Франции | Для России |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); | 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов); |
2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). | 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию; |
| 3. падение авторитета Александра I. |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
2. Характер войны, соотношение сил.
Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.
- Какого было соотношение сил?
Франция | Россия |
600 тыс. человек | 220 тыс. человек |
- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?
Франция | Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
- Каков был характер войны для России и Франции?
Франция | Россия |
Захватническая, грабительская война | Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины |
- Как расположена была русская армия перед началом войны?
( Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)
Учитель показывает на карте расположение русской армии.
- Какие планы преследовал Наполеон?
( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)
3. Вторжение армии Наполеона в Россию.
Запись на доске и в тетради:
12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.
- В ночь на 12 июня 1812 года Великая армия Наполеона перешла реку Неман и вторглась в пределы России без объявления войны.
Просмотр анимации о нашествии французской армии - диск «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»
Задание: внимательно проследите по карте в атласах на с.1 за словами диктора, как
разворачиваются военные действия на начальном этапе войны в ходе анимации. Обратите внимание на названия населенных пунктов, где происходили наиболее важные сражения.
Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)
Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)
Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.
4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.
Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.
5. Бородинское сражение.
Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.
Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.
- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.
( Силы приблизительно равны)
Запись на доске и в тетради:
26 августа 1812 года - Бородинское сражение.
Прослушивание аудиозаписи отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой! ...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Задание: внимательно по схеме проследите за диктором о ходе Бородинского сражения, выделяя для себя основные моменты битвы.
Беседа с классом.
- У какой деревни произошло сражение перед Бородинской битвой? Каково его значение?
- Сколько атак по подсчетам историков предприняли французы на Багратионовы флеши?
Назовите места наиболее ожесточенных действий.
- Что помешало Наполеону начать общую атаку после захвата Багратионовых флешей?
- До или после Бородинского сражения французы вступили в Москву?
- Как объяснял Кутузов свое решение об оставлении Москвы французам?
- По картам атласа определите, направление движения русских войск после оставления Москвы французам. Что такое Тарутинский маневр?
Хотя в Бородинской битве ни кто не было победителей, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:
В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
6. Совет в Филях.
Запись на доске и в тетради:
1 сентября 1812 года - совет в Филях.
На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».
- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?
2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.
7. Партизанское движение и ополчение.
- Кто такие партизаны?
(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)
Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года.
Д. Давыдов;
А.С.Фигнер;
А.Н. Сеславин.
Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.
- Что такое ополчение?
( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)
И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.
8. Отступление и гибель «Великой армии».
А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.
Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.
После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.
12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?
(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)
Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.
Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.
В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.
Запись на доске и в тетради:
6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
Фронтальный опрос
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
Как проявился полководческий талант М.И. Кутузова?
В чѐм историческое значение Отечественной войны для России?
Отечественная война 1812 г. – величайшее событие русской истории. В еѐ ходе ярко проявились
героизм, мужество, безответная любовь к Родине всех слоѐв населения. Однако она нанесла
значительный ущерб экономике России.
Современное общество по разному оценивает события 1812 года? Как относитесь к этому вы?
Вывод.
Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.
II. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали на уроке?
Получили ли вы полное представление о Отечественной войне 1812 г?
III Домашнее задание
Составить хронологическую цепочку событий Отечественная война 1812года с момента вторжения Наполеона до оставления Москвы французам.
Повторить параграф 4, 5.