Конспект урока по изобразительному искусству «Украшение кухонной доски городецкой росписью» (3 класс)
песня к презентации
MP3 / 2.32 Мб
видеофайл
MP4 / 20.02 Мб
презентация к уроку
PPTX / 26.64 Мб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №86»
Конспект урока по изобразительному искусству
«Украшение кухонной доски городецкой росписью»
3 «а» класс
Составила: учитель
Шиляева Наталья Николаевна
Нижний Новгород
2019
Конспект урока по изобразительному искусству
Учебник: Изобразительное искусство. Рау М. Ю., Зыкова М. А. ОАО "Издательство "Просвещение" 2018г. для 3 классов
Класс: 3 а
Дата проведения: 24.09.2019г.
Тема урока: Украшение кухонной доски городецкой росписью.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: Изучение языка декоративно-прикладного искусства на примере городецкой росписи.
Художественно-педагогические задачи:
Предметные:
Дать учащимся представление о художественных народных традициях искусства Городца, Познакомить с основными элементами росписи, развивать способность понимать роль цвета для создания эмоциональной яркости рисунка росписи.
Личностные:
Формировать уважительное отношение к культуре и искусству своей страны, чувство гордости за культуру и искусство своего народа, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Метапредметные:
Формировать собственное суждение при восприятии произведений народного творчества, желание общаться с искусством, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.
Форма проведения: урок-практикум
Ход урока
1) Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности 1 мин
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
- Проверим рабочие места на предмет готовности к уроку. Проверьте, все ли у вас готово? (гуашь или краски, кисти, баночка с водой).
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
Видеоролик «Городецкие промыслы» 3 мин
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии 2 мин
- Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? (Городецкая роспись)
Городецкая роспись необычная,
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
- Вы можете рассказать о городецкой росписи?
- Какую цель вы поставите перед собой? (познакомиться с городецкой росписью, освоить приёмы городецкой росписи)
3. Выявление места и причины затруднений (поиск новой информации, возникновение замысла) 1 мин
- Вы когда-нибудь выполняли городецкую роспись?
- Можем ли мы сразу начать?
- Почему? (Потому что мы должны узнать элементы росписи, последовательность выполнения)
4) Построение проекта выхода из затруднения (поиск способов решения задач) 1 мин
- Что вы должны знать, чтобы подробнее познакомиться с городецкой росписью?
- На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Каждую неделю, по субботам, сюда в Городец съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. В окрестных селах этого края крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки. Каждый предмет Городецкого художественного промысла – настоящее произведение искусства.
На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками.
Птица и конь – главные герои Городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
- Какие сказки вам вспомнились? («Сивка-Бурка, «Жар-птица», «Аленький цветочек» и др.)
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купала расцветают, по поверью, особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшали все предметы.
- Посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками и приемами пользуются городецкие мастера.
5) Реализация построенного проекта (практическая деятельность) 8 мин
- Посмотрите на изображения и скажите, какие основные цвета используются в городецкой росписи? (розовый-красный, голубой-синий, зеленый – темнозеленый, белый, черный).
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (бутона, розана, купавки) и выработали определенные правила. В основе технологии росписи городецкого цветка лежит форма круга.
Первый этап называется «подмалевка». На основной фон наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен-кругов. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Листочки рисуют одним или несколькими мазками
- Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски, бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. У листочков также делается «теневка».
- Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Это белые или черные линии, черточки, точечки, которые делают роспись яркой, праздничной.
6) Первичное закрепление знаний. (творческое применение и «добывание» знаний в новой ситуации) 2 мин
- А теперь мы проведем игру с помощью интерактивной доски «Собери городецкий узор».
Физкультминутка «Цветы»
На лугу цветут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда!
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка) 20 мин
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Начнем!
У каждого из вас есть макет разделочной доски. На нем нанесен узор, который вы должны превратить в городецкую роспись. Превратите простые круги в яркие, красочные купавки. Соблюдайте этапы росписи: подмалевку, теневку и оживку.
(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит негромкая народная музыка.)
8) Включение в систему знаний и повторение 1 мин
- Пока сохнут ваши работы, повторим знания о городецкой росписи.
Тестирование
Название росписи? | Городецкая |
Где родилась городецкая роспись? | В Городце |
На какие предметы наносилась роспись? | Предметы быта и посуды |
Какой материал использовался для росписи? | Дерево |
А что рисовали на всех этих предметах? | Цветы, птиц, коней и людей |
Какие краски использовали городецкие мастера? | Яркие, масляные |
Какие основные цвета используются в городецкой росписи? | Голубой, желтый, розовый |
Этапы росписи? | Подмалевка, теневка и оживка |
9) Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия) 2 мин
- А теперь оформим выставку. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально нарисованы купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие:
Всё хотим вам показать
И подробно описать.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца –
Это все из Городца!
- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
- Кто считает, что работу не успел завершить?
- Кто бы хотел продолжить знакомство с городецкой росписью?
Выставление оценок
10) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин
Разгадать кроссворд. В этом вам поможет таблица, которую заполняли на уроке. В кроссворде есть задания, с которыми вы сегодня еще не знакомились, поэтому вам придется воспользоваться дополнительной литературой или сетью Интернет.
Все молодцы. Спасибо за урок!