12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена42
2

Урок изобразительного искусства «Знакомство с городетской росписью»

ГУСОРЦ «Озерный»
 

Урок изобразительного искусства 1 класс.

Тема: «Знакомство с городетской росписью.»


подготовила инструктор по труду

Ненилина Елена Владимировна


 


 


 

Брянск 2015г.

Цель урока: Познакомить с историей развития городетской росписи, с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца; формировать умения и навыки в рисовании кистью декоративных элементов городетской росписи; способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства.

Задачи:

Образовательные: знакомство с городетской росписью, её особенностями формировать навыки работы в области художественной городетской росписи, направлять творческий потенциал обучающихся на практическую деятельность, закреплять навыки смешивания на палитре для получения необходимого цвета.


 

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.   Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно – нравственным ценностям на примере народного творчества, желанию творить; воспитывать чувство гордости за тысячелетнюю культуру своего народа.


 

Развивающие: развивать творческую фантазию, технику работы с красками, наблюдательность, познавательную активность, художественный вкус.


 


 

Результаты обучения.

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные:  понимать «язык» декоративного искусства, познакомятся с цветочными узорами в изделиях мастеров г. Городца, научатся создавать собственный орнамент из растительных форм.

Универсальные учебные действия.5.

Познавательные: воспринимают произведения декоративно-прикладного искусства, выбирают критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

Предметные: знакомятся с выразительными средствами различных видов декоративно-прикладного искусства и осваивают некоторые из них (городетская роспись).

Личностные:

выбирают средства для организации своего поведения.

Регулятивные: стараются предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы с целью инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации по изучаемой теме.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративный, практическая работа; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: гуашевые краски, стаканы с водой, альбомы, салфетки, кисти, палитра.

Наглядно-демонстративный материал: произведение народных мастеров из Городца (фотографии, репродукции, изделия), мультимедийная презентация; образец педагогического рисунка.

Основные понятия и термины: Городетская роспись, розан, купавка, оживка, гуашь.


 


 

Сценарий урока.

1.Организация учащихся.

Личностные УУД: проявление интереса к предмету, желание творить.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Смачивание красок.

2 Сообщение темы урока.

Учитель.

Сегодня на уроке я вас познакомлю с народным промыслом, мастера которого делают

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают
Современные художественные изделия с городетской росписью изготавливают на фабрике г. Городца. Фабрика возникла на месте старинного промысла. Из старого наследия современные мастера развивают отдельные традиционные мотивы: цветы, кони, птицы. Фабрики выпускают деревянную мебель (столики, стулья), декоративные тарелки, игрушки. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева и по цветному фону мебели. Неповторимый облик этой росписи придают упругие ветки и букеты, образуемые декоративными цветами.

Рассмотрим узоры на изделиях. Вспомните, как называется рисунок, украшающий какой-либо предмет(орнамент)

Только это орнамент цветочных узоров.

Какие цветы появляются в росписи? Это розан и купавка – это основные элементы цветочного узора в городетской росписи (смотрят репродукции по росписи; 3,4,5,6 слайды презентации).

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

3. Приёмы выполнения цветочного узора в городетской росписи.

Учитель.

В Российской глубинке

Есть чудо живое,

Одетое в бисер,

Всё расписное.

В купавы, в бутоны оно приодето.

Ты глянешь на роспись

И чувствуешь лето.

Все краски в цветах

На доске отразились.

И розаны нежные в них появились.

А в точках – росинках сияет прохлада.

И чуда другого нам дети не надо.

- Ребята, а как вы думаете, как называется эта роспись? (ответы детей)

- О какой глубинке говорилось в стихотворении? (ответы детей)

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:


 

- цветочная роспись;

- цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

- сюжетная роспись.( просмотр 9 слайда презентации, репродукций на доске)

- Самой легкой росписью считается цветочная. Сегодня мы с вами постараемся изобразить цветочную роспись в альбоме.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приёмы декоративной разделки цветков – розана, купавки. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана-побольше, для купавки –поменьше(показ репродукций). Уже на этом этапе виден характерный цвет в городетском мотиве, обычно составленный из двух красок для розана или купавки. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Следующий этап – определение центра цветка, у купавки он смещается влево или право. Центр рисуют чистой краской без белил.

Лепестки цветков имеют форму полукруглых дужек. Цвет дежек совпадает с центром цветка.

Завершающий этап росписи-оживка- это линейная разделка пятна. В городетской росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок. (просмотр 6 и 7 слайда презентации).

Физкультминутка.

4. Этапы выполнения рисунка.

Учитель. – Сегодня вы потренируетесь в выполнении рисунков розана и купавки,
а затем нарисуете узор, состоящий из этих элементов. Городецкую роспись лучше выполнять непрозрачной краской – гуашью. Давайте познакомимся с ней поближе и узнаем, чем она отличается от акварели.

Гуашь (фр. Gouache, итал. Guazzo  водная краска) – вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления
в процессе работы. Краска быстро высыхает, поэтому после работы ее надо обязательно плотно закрывать крышкой. Но засохшие гуашевые краски легко разводятся водой до состояния жидкой сметанообразной массы. Работая гуашью, не следует размывать краску и растирать ее кистью в одном и том же месте. Чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем, необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать ею краску. В декоративных работах используют крупные номера щетинных кистей.
Мы будем расписывать кистями из белок. После окончания работы их надо хорошо промывать. Чем будете рисовать, вы узнали. А теперь разберемся в этапах работы над рисунком. (В процессе рассказа учитель показывает приемы работы. На доске висит образец написания цветочных узоров, выполненных учителем.)

1. Рисование силуэта цветка.

На палитре смешиваем выбранную краску с белилами для получения нужного оттенка. Несколькими движениями кистью определяем силуэт цветка в форме круга.

2. Определение центра цветка.

Чистой (не смешанной) краской рисуем центр цветка в виде круга. У розана центр в середине цветка, у купавки он смещен влево или вправо.

3. Рисование лепестков.

Чистой краской рисуем лепестки цветов. Чтобы получить дужку красивой формы, ее начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на кисть, затем – сильный нажим (он приходится на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Кисть держим перпендикулярно расписываемой поверхности.

4. Оживка рисунка.

Выполняем тонкой кистью белые штрихи и точки. Рисунок готов.

5.Творческая практическая деятельность.

Пальчиковая гимнастика.

 

ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)

Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук.)

Беем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе — врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

 

Знает каждый молодец,

Чем прославлен Городец,

Знает каждый мальчуган

Про купавку и розан.

В росписи у мастеров

Много красочных цветов.

Самый яркий и прекрасный

Это цвет, конечно... (красный).

Можешь цвет найти любой:

Синий, желтый... (голубой).

Нарисуем кистью ловко

Для цветов два подмалевка.

После замысел свой смелый

Оживим мы краской... (белой).

Можно в сказке очутиться,

И цветы здесь есть, и... (птицы).

Мы сегодня будем с вами

Просто чудо-мастерами.

Доски чем украсить знаем

И к работе приступаем.

Э. Межелайтис

Рисование гуашевыми красками купавок, розанов.

Задание: составить из элементов городецкой росписи свой узор
в полосе
(на доске вешаются примерные узоры).

цветов, если необходима помощь.

Учитель контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель организует выставку работ и обсуждение результатов.

Проводит беседу по вопросам:

Что нового вы узнали на уроке?

Где вы можете использовать придуманный орнамент?

Какие предметы им можно украсить?

Придумайте название для узора.

Всё ли вам удалось в этом задании?

Что не удалось? Почему?

Понравился ли вам урок?

Какое у вас сейчас настроение?

Литература.

1.Изобразительное искусство. 1 класс: система уроков по учебнику В.С. Кузина, Э.И.Кубышкиной/авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель,2012

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 

3.  Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые упражнения для детей от 2-7 лет».

4. http://school48kirov.ucoz.ru/publ/stikhi_o_narodnykh_promyslakh/1-1-0-87

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Анатольевна, 28.02.18 в 22:25 1Ответить Пожаловаться
Позвольте полюбопытствовать, почему роспись городеТСКая?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.