12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зухра Хабибуллина67
Россия, Татарстан респ.
0

Урок изобразительного искусства на тему «Виды и жанры изобразительного искусства» в 7 классе по программе Б.М.Неменского c использованием сингапурских структур обучения.

Урок изобразительного искусства на тему «Виды и жанры изобразительного искусства» в 7 классе по программе Б.М.Неменского c использованием сингапурских структур обучения.

Учитель Хабибуллина З.Б.

Цели урока:

систематизировать знания учащихся о жанрах и их видах изобразительного искусства;

познакомить с предметами изображения картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи;

воспитывать интерес к мировой культуре и искусству, укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма проведения: комбинированный урок. Учащиеся сидят по четыре человека в группе

Словарь: жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический.

Оборудование для учителя: репродукции картин разных жанров, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, 4 конверта с пазлами.

Оборудование для учеников: тетрадь, ручка.

План урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Объяснение нового материала (презентация). Жанры (исторический, портрет, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический).

Физкультминутка.

Закрепление материала (собрать пазл, выполнение заданий по группам).

Итог.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент(2 мин)

Подготовка учащихся к уроку.

2. Вступительное слово учителя.(1 мин)

Постановка цели. 

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Искусство (от старославянского «искоусити») – это художественное творчество в целом. 

Вам немало лет, но вы имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства.

СТРУКТУРА ЗУМ ИН (7 мин)(от англ. «Zoom in»-увеличивать-структура, помогающая более детально поробно рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к теме)

Просмотр короткого видеофильма. https://www.youtube.com/watch ?v=jum9fn-ZsMg

Какие виды искусства вы можете перечислить? (Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино). 

3. Объяснение нового материала. (15 мин)

Этап урока "Объяснение нового материала”.

Жанры в изобразительном искусстве.

– Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.

Что такое жанр изобразительного искусства? Как вы думаете? (Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)

Давайте познакомимся, какие существуют жанры изобразительного искусства. 

Жанры возникли в разное время.

Анималистка – это какой жанр изобразительного искусства? (Ответы учащихся)

Здесь главные герои – животные. Древнейший – анималистический (от франц. «Animale» – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. 

Что такое портрет? (ответы учащихся).

от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретногожанра. Поразительного совершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет

Карикатура (ответы учащихся).

от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления.

Пейзаж (ответы учащихся).

От франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina –«морской»)

Натюрморт (ответы учащихся).

От франц. naturemorte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как "мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д. 

Бытовой жанр-(ответы учащихся).

-Один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. 

Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж”), батальным жанром. 

Сказочно-мифологический-(ответы учащихся).

 – Жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. 

Батальный жанр-(ответы учащихся). 

-От фр. bataille — «битва» — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром. 

4. Физкультминутка.(3 мин)

5. Закрепление материала. (8 мин)

Этап урока "Собери пазл”. Учащиеся получают конверты с пазлами картин. Собирают картины на специальные карточки, на которые наклеен двусторонний скотч. Готовые работы вывешивают на доску.

Этап урока "Собери пазл”.

Сверим получившиеся результаты с презентацией.

6.Рефлексия. 

СТРУКТУРА «СИНГЛ РАУНД РОБИН» (7 мин) (на столе лежат карточки, учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)

Что такое жанр изобразительного искусства? (Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)

Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)

Сколько видов пейзажа бывает? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)

Какой жанр вам больше всего понравился?

Один из участников группы отвечает.

7. Итог урока.

Вместе с детьми подводится итог урока со славами: " Мы молодцы, мы справились, мы узнали много нового и интересного”.

Тест "Настроение”.(2 мин)

7. Домашнее задание: собрать репродукции, в которых представлены разные виды и жанры искусства.

Спасибо за урок!

 

Опубликовано в группе «Из опыта работы учителей ОБЖ и изобразительного искусства»


Комментарии (1)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 07.02.16 в 13:37 0Ответить Пожаловаться
к сожалению, нет презентации.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.