12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Комарова Ольга Валерьевна503
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
10

Урок ИЗО «Виды изобразительного искусства. Графика»



Учитель

Комарова О.В.

Предмет

ИЗО

Класс,

количество человек

5 класс

9 человек

Тема

Виды изобразительного искусства. Графика.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Создание условий для формирования представлений о видах изобразительного искусства, в частности графики.

Задачи урока

- ознакомление с графикой, как видом изобразительного искусства, её отличительными особенностями, графическими материалами;

- обучение приёмам использования различных графических материалов (шариковая ручка) на основе выполнения практической работы;

- развитие и коррекция графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий;

- воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету.

Формируемые БУД

Личностные:адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства;

Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами;

Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия;

Предметные: узнавать, называть виды изобразительного искусства.

Оборудование

Презентация «Виды изобразительного искусства. Графика», интерактивная доска «Smart», коррекционно-развивающие задания; инструменты, материалы и принадлежности для практической работы (бумага,кисти,шариковые ручки с черной пастой).

Планируемые результаты

Знать: отличительные особенности графики от живописи, графические материалы.

Уметь: использовать в работе простейшие графические материалы.

Этапы урока (время, цель)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент(1-2 мин)

Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу.

- Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой.

Добрый день, добрый час!

Я очень рада видеть вас.

Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок.

-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места

2. Актуализация знаний обучающихся (4-5 мин)

Цель: Воспроизведение обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

- организация беседы по вопросам

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. А художники отображают эту красоту в своих произведениях.

2 слайд

Посмотрите на экран. Здесь размещены четыре картинки с изображением разных видов изобразительного искусства и четыре термина с которыми вы неоднократно работали на уроках ИЗО: живопись, скульптура, архитектура и декоративное искусство. Давайте вместе попробуем дать определение каждому термину и соединить стрелками каждую картинку с названием вида изобразительного искусства.

Итак, …

- Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художник передает своё видение мира при помощи цвета. Это живописные работы разными красками.

- Скульптура –это вид изобразительного искусства связанный с изготовлением различных фигурок, статуй из глины, камня, метала и т.д.

- Архитектура – это вид изобразительного искусства связанный с проектированием и строительством красивых зданий, сооружений.

- Декоративное искусство – это искусство рисования узоров, орнаментов, роспись посуды, ткани, настенная роспись и т.д.

Молодцы!

- слушают учителя

- рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы

- дают определения терминам, соединяют их с картинками

3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке

(3-4 мин)

Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться.

Игра «Найди лишнее»

А теперь, ребята, давайте немного ребята немного поиграем. Игра называется «Что лишнее?» (На слайде расположены пять картинок с живописными пейзажами времён года и один пейзаж выполнен графическим материалом)

3 слайд Первое задание:

Прежде чем ответить на вопросы «Что лишнее? И почему вы так считаете?», внимательно рассмотрите все картинки определите:

- Что объединяет все эти картинки? (изображение природы)

- Какая картинка лишняя? Почему? (цветные – черно-белая)

4 слайд Второе задание:

На слайде написаны слова: карандаш, фломастер, ручка, графика, тушь.

- Какое слово лишнее? Почему вы так считаете? (графика, все остальное – художественные материалы)

5 слайд

Итак, в первом задании был лишний чёрно-белый пейзаж, а во втором заданий лишним оказалось слово «графика».

- Вы наверняка уже догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о графике)

Молодцы!

6 слайд

Графика – это ещё один вид изобразительного искусства с которым вы сегодня познакомитесь.Тема сегодняшнего урока«Виды изобразительного искусства. Графика».

- Вы хотели бы попробовать рисовать, ну, например, тушью или ручкой? (да)

-Хорошо, договорились, но этим мы и займемся чуть позже.

- играют в игру: рассматривают картинки, отвечают на вопросы, находят лишнее, обосновывают свой выбор

-читают вслух по одному слову

- отвечают на вопросы

4. Освоение нового материала(10 мин)

Цель: ознакомление обучающихся с некоторыми видами графики, их отличительными особенностями, графическими материалами.

Рассказ учителя

С одной стороны, вы сегодня знакомитесь с таким новым видом изобразительного искусства, как графика. С другой стороны, этот вид искусства знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не осознавая, вы познакомились с графикой.

7 слайд (выполнение рисунка человечка)

Давайте вспомним всем известные строки (написаны на слайде). Я начну, а вы мне помогайте:

Точка, точка, два крючочка,

ротик, носик, оборотик,

палки, палки, огуречик –

получился … человечек.

Похожего человечка рисовали на стенах пещер углём ещё древние люди, не подозревая о том, что открывают новый вид изобразительного искусства, который в современном мире называется «графика».

В современном искусстве «Графика» - это, прежде всего, рисунок. Современные художники, имея белый лист и черный карандаш, могут при помощи множества чёрточек, линий разной длины и толщины правдоподобно изобразить любой предмет или сюжет.

8 слайд

Посмотрите на эти картинки. На них изображён один и тот же предмет (куб).художник – живописец мастерски использует цвет. А художник график использует что?... (линию, штрих, черту).

9 слайд

Тоже самое можно сказать, сравнивая живописный рисунок котенка и графический рисунок. Это говорит нам о том, что художник, используя такой вид изобразительного искусства, как графика, при помощи одного цвета графического материала при помощи штрихов может передать форму изображаемого объекта, объем и даже характер и настроение.

10 слайд

Слово «графика»в переводе с греческого языка на русский язык означает «пишу, черчу, рисую».

Выполняются графические рисунки при помощи линии, штриха, пятна и точки.

- Давайте сделаем вывод, ответив на вопрос:

- Чем же живопись отличается от графики?

Вывод: живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки.

- слушают, отвечают на вопросы

- рассматривают картинки

- дополняют ответ

- записывают основные понятия в альбом (или вклеивают готовый текст)

- отвечают на вопросы

Физминутка(1-2 мин)

Цель:снятие позостатического напряжения.

Организация выполнения упражнений (по показу учителя), имитирующих движения линий (горизонтальная, вертикальная, волнистая).

11 слайд

- выполняют упражнения

 

12 слайд

- Итак мы выяснили чем живопись отличается от графики:

а) живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки;

б) живопись выполняется красками, а графика? …. одним цветом, чаще всего чёрным.

- Какие графические материалы вы знаете? (простой карандаш, ручка, маркер, фломастер, уголь, соус, сангина, тушь, сепия…)

Демонстрация графических материалов и готовых работ

- Уголь, соус, сангина – это более сложные графические материалы, которыми работают профессиональные художники. Вы сегодня попробуете в работе более доступный графический материал: шариковую ручку с черной пастой.

- отвечают на вопросы

- подходят к отдельному столу, рассматривают материалы, проводят пробные линии, чтобы почувствовать структуру незнакомого графического материала

5. Закрепление изученного материала (20 мин)

Цель: Формирование умений использовать в работе простейшие графические материалы.

Организация работы по выполнению подготовительных графических заданий.

Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте выполним несколько тренировочный графических заданий, которые помогут при выполнении основной работы.

13, 14 слайды

Выполнение заданий на штриховку черной шариковой ручкой:

1) Реши графические примеры.

2) Выполни штриховку по показу учителя

-слушают, выполняют задания

Физминутка (1-2 мин)

Цель: снятие мышечного напряжения в кистях, пальцах рук.

Организация выполнения пальчиковой гимнастики

- выполняют упражнения

 

Практическая работа

15 слайд

Демонстрация последовательности выполнения

графического рисунка по образцу «Куб на плоскости»

Графический материал: шариковая ручка с чёрной пастой

- оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости

- контроль за соблюдением осанки во время работы

(при необходимости используется дополнительные графические задания)

-наблюдают за показом хода работы

-самостоятельно выполняют работу

6. Итог урока (2-3 мин)

Цель: оценка результатов деятельности.

Рефлексия деятельности

16 слайд

Познакомились: с новым видом изобразительного искусства …

Выяснили: отличительные особенности графики от живописи …

Научились: выполнять графический рисунок ….

17 слайд Молодцы!

- А хотели бы вы научиться работать другими графическими материалами?

На следующем уроке вы продолжите учиться выполнять графические рисунки, только уже тушью с использованием плакатного пера и тонкой кисточки.

Спасибо за урок. До свидания!

- отвечают на вопросы

- убирают рабочие места

Критерии оценки:

правильное выполнение задания

Композиция

соразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)

Пропорции

передача правильных пропорциональных отношений, степень сходства с изображаемым предметом

Конструкция

правильная последовательность построения (умение построить)

Объёмно-пространственное решение

передача объёма градациями тона, плавность перехода, пространство

Владение графической техникой

сочетания штриховки и линейного начала

Общее впечатление от работы

верная расстановка акцентов

Повтори штриховку по образцу

Выполни штриховку по показу учителя

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 


 

 

Реши графические примеры


Презентация "Виды изобразительного искусства. Графика"
PPTX / 3.43 Мб

Опубликовано


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 21.11.18 в 16:13 3Ответить Пожаловаться
ОТЛИЧНАЯ РАЗРАБОТКА!!!!МОЛОДЕЦ, ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА!!!!
Садварий Жанна Владиславовна, 21.11.18 в 18:55 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Валерьевна. Графические примеры- это интересно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.