Урок ИЗО в 7 классе на тему «Виды изобразительного искусства. Графика»
Пояснительная записка к презентации
Учитель |
Комарова О.В. |
|
Предмет |
ИЗО |
|
Класс, количество человек |
5 класс 9 человек |
|
Тема |
Виды изобразительного искусства. Графика. |
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
|
Цель урока |
Создание условий для формирования представлений о видах изобразительного искусства, в частности графики. |
|
Задачи урока |
- ознакомление с графикой, как видом изобразительного искусства, её отличительными особенностями, графическими материалами; - обучение приёмам использования различных графических материалов (шариковая ручка) на основе выполнения практической работы; - развитие и коррекция графических навыков на основе выполнения коррекционно-развивающих заданий; - воспитание положительной мотивации к изучаемому предмету. |
|
Формируемые БУД |
Личностные:адекватно эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства; Регулятивные: работать с учебными принадлежностями, художественными материалами и инструментами; Познавательные: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; Предметные: узнавать, называть виды изобразительного искусства. |
|
Оборудование |
Презентация «Виды изобразительного искусства. Графика», интерактивная доска «Smart», коррекционно-развивающие задания; инструменты, материалы и принадлежности для практической работы (бумага,кисти,шариковые ручки с черной пастой). |
|
Планируемые результаты |
Знать: отличительные особенности графики от живописи, графические материалы. Уметь: использовать в работе простейшие графические материалы. |
|
Этапы урока (время, цель) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент(1-2 мин) Цель: Настрой обучающихся на дальнейшую работу. |
- Приветствие, установка рабочей дисциплины, проверка готовности к уроку, психологический настрой. Добрый день, добрый час! Я очень рада видеть вас. Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь. Давайте с чувством хорошего рабочего настроения начнём наш сегодняшний урок. |
-приветствуют учителя, садятся за свои рабочие места |
2. Актуализация знаний обучающихся (4-5 мин) Цель: Воспроизведение обучающимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. |
- организация беседы по вопросам Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. А художники отображают эту красоту в своих произведениях. 2 слайд Посмотрите на экран. Здесь размещены четыре картинки с изображением разных видов изобразительного искусства и четыре термина с которыми вы неоднократно работали на уроках ИЗО: живопись, скульптура, архитектура и декоративное искусство. Давайте вместе попробуем дать определение каждому термину и соединить стрелками каждую картинку с названием вида изобразительного искусства. Итак, … - Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором художник передает своё видение мира при помощи цвета. Это живописные работы разными красками. - Скульптура –это вид изобразительного искусства связанный с изготовлением различных фигурок, статуй из глины, камня, метала и т.д. - Архитектура – это вид изобразительного искусства связанный с проектированием и строительством красивых зданий, сооружений. - Декоративное искусство – это искусство рисования узоров, орнаментов, роспись посуды, ткани, настенная роспись и т.д. Молодцы! |
- слушают учителя - рассматривают картинки на экране, отвечают на вопросы - дают определения терминам, соединяют их с картинками |
3. Целеполагание, планирование деятельности на уроке (3-4 мин) Цель: создание условий для возникновения внутренней мотивации у обучающихся на активную, деятельностную позицию, побуждающую: узнать, попробовать, научиться. |
Игра «Найди лишнее» А теперь, ребята, давайте немного ребята немного поиграем. Игра называется «Что лишнее?» (На слайде расположены пять картинок с живописными пейзажами времён года и один пейзаж выполнен графическим материалом) 3 слайд Первое задание: Прежде чем ответить на вопросы «Что лишнее? И почему вы так считаете?», внимательно рассмотрите все картинки определите: - Что объединяет все эти картинки? (изображение природы) - Какая картинка лишняя? Почему? (цветные – черно-белая) 4 слайд Второе задание: На слайде написаны слова: карандаш, фломастер, ручка, графика, тушь. - Какое слово лишнее? Почему вы так считаете? (графика, все остальное – художественные материалы) 5 слайд Итак, в первом задании был лишний чёрно-белый пейзаж, а во втором заданий лишним оказалось слово «графика». - Вы наверняка уже догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о графике) Молодцы! 6 слайд Графика – это ещё один вид изобразительного искусства с которым вы сегодня познакомитесь.Тема сегодняшнего урока«Виды изобразительного искусства. Графика». - Вы хотели бы попробовать рисовать, ну, например, тушью или ручкой? (да) -Хорошо, договорились, но этим мы и займемся чуть позже. |
- играют в игру: рассматривают картинки, отвечают на вопросы, находят лишнее, обосновывают свой выбор -читают вслух по одному слову - отвечают на вопросы |
4. Освоение нового материала(10 мин) Цель: ознакомление обучающихся с некоторыми видами графики, их отличительными особенностями, графическими материалами. |
Рассказ учителя С одной стороны, вы сегодня знакомитесь с таким новым видом изобразительного искусства, как графика. С другой стороны, этот вид искусства знаком вам с раннего детства, когда впервые взяв в руки карандаш, вы провели на листе бумаги первые линии. Именно тогда, сами того не осознавая, вы познакомились с графикой. 7 слайд (выполнение рисунка человечка) Давайте вспомним всем известные строки (написаны на слайде). Я начну, а вы мне помогайте: Точка, точка, два крючочка, ротик, носик, оборотик, палки, палки, огуречик – получился … человечек. Похожего человечка рисовали на стенах пещер углём ещё древние люди, не подозревая о том, что открывают новый вид изобразительного искусства, который в современном мире называется «графика». В современном искусстве «Графика» - это, прежде всего, рисунок. Современные художники, имея белый лист и черный карандаш, могут при помощи множества чёрточек, линий разной длины и толщины правдоподобно изобразить любой предмет или сюжет. 8 слайд Посмотрите на эти картинки. На них изображён один и тот же предмет (куб).художник – живописец мастерски использует цвет. А художник график использует что?... (линию, штрих, черту). 9 слайд Тоже самое можно сказать, сравнивая живописный рисунок котенка и графический рисунок. Это говорит нам о том, что художник, используя такой вид изобразительного искусства, как графика, при помощи одного цвета графического материала при помощи штрихов может передать форму изображаемого объекта, объем и даже характер и настроение. 10 слайд Слово «графика»в переводе с греческого языка на русский язык означает «пишу, черчу, рисую». Выполняются графические рисунки при помощи линии, штриха, пятна и точки. - Давайте сделаем вывод, ответив на вопрос: - Чем же живопись отличается от графики? Вывод: живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки. |
- слушают, отвечают на вопросы - рассматривают картинки - дополняют ответ - записывают основные понятия в альбом (или вклеивают готовый текст) - отвечают на вопросы |
Физминутка(1-2 мин) Цель:снятие позостатического напряжения. |
Организация выполнения упражнений (по показу учителя), имитирующих движения линий (горизонтальная, вертикальная, волнистая). 11 слайд |
- выполняют упражнения |
12 слайд - Итак мы выяснили чем живопись отличается от графики: а) живопись передается при помощи цвета, а графика при помощи линии, штриха, пятна и точки; б) живопись выполняется красками, а графика? …. одним цветом, чаще всего чёрным. - Какие графические материалы вы знаете? (простой карандаш, ручка, маркер, фломастер, уголь, соус, сангина, тушь, сепия…) Демонстрация графических материалов и готовых работ - Уголь, соус, сангина – это более сложные графические материалы, которыми работают профессиональные художники. Вы сегодня попробуете в работе более доступный графический материал: шариковую ручку с черной пастой. |
- отвечают на вопросы - подходят к отдельному столу, рассматривают материалы, проводят пробные линии, чтобы почувствовать структуру незнакомого графического материала |
|
5. Закрепление изученного материала (20 мин) Цель: Формирование умений использовать в работе простейшие графические материалы. |
Организация работы по выполнению подготовительных графических заданий. Прежде чем приступить к выполнению практической работы, давайте выполним несколько тренировочный графических заданий, которые помогут при выполнении основной работы. 13, 14 слайды Выполнение заданий на штриховку черной шариковой ручкой: 1) Реши графические примеры. 2) Выполни штриховку по показу учителя |
-слушают, выполняют задания |
Физминутка (1-2 мин) Цель: снятие мышечного напряжения в кистях, пальцах рук. |
Организация выполнения пальчиковой гимнастики |
- выполняют упражнения |
Практическая работа 15 слайд Демонстрация последовательности выполнения графического рисунка по образцу «Куб на плоскости» Графический материал: шариковая ручка с чёрной пастой - оказание индивидуальной помощи, предотвращение ошибок, дополнительное разъяснение по необходимости - контроль за соблюдением осанки во время работы (при необходимости используется дополнительные графические задания) |
-наблюдают за показом хода работы -самостоятельно выполняют работу |
|
6. Итог урока (2-3 мин) Цель: оценка результатов деятельности. |
Рефлексия деятельности 16 слайд Познакомились: с новым видом изобразительного искусства … Выяснили: отличительные особенности графики от живописи … Научились: выполнять графический рисунок …. 17 слайд Молодцы! - А хотели бы вы научиться работать другими графическими материалами? На следующем уроке вы продолжите учиться выполнять графические рисунки, только уже тушью с использованием плакатного пера и тонкой кисточки. Спасибо за урок. До свидания! |
- отвечают на вопросы - убирают рабочие места |
Критерии оценки:
правильное выполнение задания
Композиция
соразмерность изображения и листа (не слишком большое и не слишком маленькое)
Пропорции
передача правильных пропорциональных отношений, степень сходства с изображаемым предметом
Конструкция
правильная последовательность построения (умение построить)
Объёмно-пространственное решение
передача объёма градациями тона, плавность перехода, пространство
Владение графической техникой
сочетания штриховки и линейного начала
Общее впечатление от работы
верная расстановка акцентов
Повтори штриховку по образцу
Выполни штриховку по показу учителя
|
|
|
|
|
|
Реши графические примеры
Презентация "Виды изобразительного искусства. Графика"
PPTX / 3.43 Мб
Дементьева Ирина Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Комарова Ольга Валерьевна