Урок по биологии в 7 классе «Класс Насекомые. Многообразие насекомых»
Пояснительная записка к презентации
Урок биологии в 7 классе
Тема: «Класс Насекомые. Многообразие насекомых»
Цель: сформировать знания учащихся о насекомых и их многообразии.
Задачи:
Образовательные: рассмотреть характерные особенности строения насекомых, изучить многообразие отрядов насекомых.
Развивающие: продолжить развитие критического мышления, развитие творческих способностей учащихся, формировать умение систематизировать и обобщать информацию.
Воспитательные: содействовать повышению интереса к предмету биологии, формированию умений работать в парах и индивидуально, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: технология развитие критического мышления (ТРКМ)
Методы урока: словесно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбуки, инструктивные карты, презентация, картинки насекомых, коллекции насекомых, интерактивная доска
Используемые цифровые образовательные ресурсы:
Ротовой аппарат насекомых (видео)
https://www.youtube.com/watch?v=PaSIzn1Uphg
Звуки насекомых (сверчка, мухи, комара, пчелы, кузнечика)
http://gettune.net/?a=music&q=%E7%E2%F3%EA%E8+%ED%E0%F1%E5%EA%EE%EC%FB%F5
Картинки представителей типа Членистоногие
Презентация «Насекомые»
Презентация к уроку "Класс Насекомые"
PPT / 8.87 Мб
5672ccf94dc38dffe445ed2d75dc2fc5
Практический модуль «Отряды насекомых с неполным превращением. Стрекозы. Внешнее строение насекомых»
ХОД УРОКА
Вызов
- Добрый день, я рада приветствовать вас на уроке биологии. Как же разнообразен мир живой природы. Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного мира. Надеюсь, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной.
Скажите, какой тип животных мы изучаем?
+..
Посмотрите внимательно на экран. Перед вами удивительные представители мира животных, а именно Типа Членистоногих. (СЛАЙД 1)
- С какими классами членистоногих вы уже знакомы?
- Назовите по картинкам представителей класса Ракообразных.
- Назовите по картинкам представителей класса Паукообразных.
- А кто же у нас остался? К какому классу они относятся?
- Определите тему нашего урока. (СЛАЙД 2)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Человека издавна восхищают не только бабочки,
но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых.
Мы живем с этими созданиями на одной планете,
но многое в их жизни для нас до сих пор остается загадкой»
Уильям Спенс (учёный энтомолог) (СЛАЙД 3)
- Кто такой энтомолог?
- А как называется наука, изучающая насекомых?
+ энтомология
- Чтобы выяснить, что вы знаете о насекомых, предлагаю вам выполнить задание на карточках.
Оцените достоверность утверждений. Поставьте в предложенную вам таблицу знак "+", если считаете, что утверждение верно, знак "-", если неверно. Обсудите результаты работы в парах. Обоснуйте свой ответ.
Прием "Верные и неверные утверждения"
Утверждения |
До изучения материала (предположения) |
После изучения материала |
Насекомые – это самая многочисленная группа животных |
||
Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке |
||
Насекомых в природе насчитывается около 1,5 млн. видов |
||
Насекомые освоили все среды жизни (наземную, воздушную, почвенную, водную) |
||
Тело состоит из двух частей: головогруди и брюшка |
||
Среди насекомых есть одомашненные виды (разводимые человеком) |
||
Ротовой аппарат у насекомых грызущий |
||
Среди насекомых, есть такие, которые не имеют крылья |
- Давайте обсудим результаты вашей работы, выясним, кто согласен с утверждением, а кто нет и почему.
- Обсудите в парах, что бы вы хотели узнать о насекомых?
- (Учащиеся формулируют задачи, учитель записывает в виде плана на доске)
План:
Особенности строения насекомых.
Образ жизни насекомых
Многообразие насекомых.
Осмысление
- Что общего и чем насекомые отличаются от других представителей типа Членистоногих?
- Чтобы ответить на этот вопрос откройте учебник на с.63. Работая с текстом (§15 с.63-65) и презентацией, заполните таблицу и вспомните то, что вы уже знаете о членистоногих.
Приём «Концептуальная таблица» СЛАЙД 4-19
Линии сравнения |
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Покров |
|||
Количество отделов тела |
|||
Количество пар ног |
|||
Число пар крыльев |
|||
Число пар усов |
- Назовите особенности строения ракообразных
- Назовите особенности строения паукообразных
- Откуда появилось такое название – НАСЕКОМЫЕ?
- Назовите особенности строения насекомых
- Кто же такие – Насекомые? Сделайте вывод.
- Сделайте вывод, почему насекомых относят к типу Членистоногих?
- А что вы узнали об образе жизни насекомых?
+ населяют все среды обитания, очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды, могут хорошо летать, бегать, прыгать, это самая многочисленная группа животных.
Все насекомые питаются разной пищей.
А теперь давайте посмотрим ВИДЕО «Ротовой аппарат насекомых» СЛАЙД 20
и определим, что же в строении насекомых зависит от разнообразия пищи
+ строение ротового аппарата
СЛАЙД 21 – типы ротовых аппаратов
Физкультминутка (релаксационная) СЛАЙД 22
Закройте все глаза, отдохните и прислушайтесь к звукам, которые вас сейчас будут окружать.
Постарайтесь угадать насекомых по их звукам.
№1- комар
№2- кузнечик
№3- муха
№4- пчёлы
№5- сверчок
Вот представители, чьи звуки мы слышали СЛАЙД 23
- Далее работать будем в парах и познакомимся с многообразием насекомых, их отрядами и особенностями строения через выполнение лабораторной работы. Каждая пара выполняет своё задание по инструктивной карте (Приложение).
1. Прямокрылые
2. Стрекозы.
3. Жуки или Жесткокрылые
4. Бабочки или Чешуекрылые
5.Перепончатокрылые.
Лабораторная работа учащихся по инструктивной карте и коллекциям насекомых
После выполнения задания представитель каждой пары выступает с отчётом. Учащиеся фиксируют основные выводы о принадлежности каждого насекомого к отряду….
По каким признакам насекомых делят на отряды?
+ типы ротовых органов, число пар крыльев и их строение
Мир насекомых очень разнообразный, но многие из насекомых находятся на грани исчезновения. 33 вида насекомых занесены в Красную книгу Костромской области. Я бы хотела представить Вам некоторых из них, которые обитают на территории Мантуровского района. СЛАЙД 24
Рефлексия
- Что нового узнали о насекомых?
- А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Закончите работу на карточках, заполните вторую колонку таблицы (см. стадию вызов).
- По каким вопросам ваше мнение совпало?
- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему? (ответы обучающихся)
Работа по интерактивной доске с использованием практического модуля. «Внешнее строение насекомых»
1 ученик на интерактивной доске (работа на интерактивной доске)
Составьте синквейн о любом из представителей класса Насекомых. СЛАЙД 25
Зачитывают синквейн.
- Ребята, оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание: СЛАЙД 26
На «5»-§ 15, подготовить сообщение «Значение насекомых в природе и жизни человека»
На «4»-§ 15, ответить на 2 вопрос стр. 65
На «3»-§ 15
Приложение 1
Утверждения |
До изучения материала (предположения) |
После изучения материала |
Насекомые – это самая многочисленная группа животных |
||
Своё название насекомые получили за характерные насечки на брюшке |
||
Насекомых в природе насчитывается около 1,5 млн. видов |
||
Насекомые освоили все среды жизни (наземную, воздушную, почвенную, водную) |
||
Тело состоит из двух частей: головогруди и брюшка |
||
Среди насекомых есть одомашненные виды (разводимые человеком) |
||
Ротовой аппарат у насекомых грызущий |
||
Среди насекомых, есть такие, которые не имеют крылья |
Приложение 2
Линии сравнения |
Ракообразные |
Паукообразные |
Насекомые |
Покров |
|||
Количество отделов тела |
|||
Количество пар ног |
|||
Число пар крыльев |
|||
Число пар усов |
Приложение 3
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Тема «Изучение представителей отрядов насекомых»
Цель:………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………...
Оборудование: коллекции насекомых
Ход работы
1.Рассмотрите выданные вам коллекции насекомых.
2. Определите особенности строения.
3. С помощью учебника (страница 66-91) определите, к какому отряду относятся данные представители насекомых и
4. Заполните таблицу.
Признаки |
Насекомое №1 ________________________ |
Насекомое №2 _________________________ |
1.Размеры тела (измерить) |
||
2.Окраска |
||
3.Число пар усиков |
||
4.Число пар крыльев |
||
5.Ротовой аппарат |
||
6.Название отряда |
Евгений Алексеевич
Смирнова Татьяна Валерьевна