12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна32
3

Урок литературы «Тебе, о Родина, сложил я песню ту…», 11 класс

Конспекта урока

(ФИО) Прыймак Татьяна Владимировна

Предмет_ литература Класс 11

Тема урока « Тебе, о Родина, сложил я песню ту…»

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

 

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

 

Формулировка учащимися целей урока через определение настроения лирического героя стихотворения, положенного на музыку, « Я иду долиной…»,периода жизни поэта, увидеть, как изменялось отношение поэта к родине с изменением исторических событий

Учащиеся приходят к выводу, что родина для Есенина- неотъемлемая часть его души, она источник его творческих , моральных и физических сил.

На уроке им необходимо, анализируя тексты стихов С.Есенина о родине, открыть чувства героя и способы выражения этих чувств, сделать необходимые записи в тетрадях, таблицах.

Ученикам предлагаются следующие методы и приемы :

эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).

исследовательский метод( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер).

Класс разделен на группы для работы в класс и выполнения части работ, на разноуровневые группы с учетом их способностей, инициативности, проявления интереса к предмету.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Чтение наизусть и по книге выразительно ( индивидуальные опережающие домашние задания)стихов( « О край дождей и непогоды» , « Край любимый»). Задания по группам: определить чувства лирического героя, его отношение к миру, найти выразительные средства, сделать вывод по теме. Выполняя задания, учащиеся достигают целей данного этапа урока:умеют определять темы выбранных стихов, понимают переживания лирического героя, находят художественные средства( метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения…)

Используется мультимедийный проектор, клип.

Учащиеся заполняют имеющиеся у них таблицы, делают выводы. Задания сформулированы по уровням.

Методы и приемы обучений:

Эвристический метод ( форма эвристической беседы, постановка проблемы и деление ее на подпроблемы, организация поисковой деятельности).

Исследовательский метод ( организована самостоятельная работа, познавательные знания имеют практический характер)

В случае затруднения учитель с помощью наводящих вопросов подводит учеников к решению вопроса.

Ученики работают в группах, обмениваются знаниями.

За выполненную работу поощряются словесно, а также оценками за грамотные, содержательные ответы. Лучшие ответы записываются в тетрадь одноклассниками во время подведения итога работы на данном этапе как образцы анализа, рассуждения по тексту или, оформленные на отдельных листах, прикрепляются к обзорной доске.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Перед работой над каждым следующим стихотворением перед учащимися( по уровням) ставится конкретная задача . В итоге должна быть достигнута цель: понять, как изменялось настроение героя, восприятие жизни поэтом и отношение к родине, увидеть его метания, страдания и силу таланта. Слушают стихотворение « Гой ты, Русь моя родная» в исполнении С.Безрукова, определяют центральный образ стихотворения,

какие реалистические детали изображены в стихотворении,

какую роль они играют,

с какими чувствами он пишет о каждой детали быта, пейзажа,

какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

какие чувства переполняют поэта.

Во время аналитической беседы учащиеся заполняют таблицы( см. презентацию)

по графам: цвет, звуки, настроение,

ведут диалог по группам, добавляют свои наблюдения над текстом.

После чтения отрывка из « Сорокоуста» ученики делают краткий обзор ст. « Русь советская», « Русь уходящая»( подготовка к сл. уроку), делают вывод о происходящих переменах в российской деревне и душе лирического героя

(реализация домашнего- опережающего- задания ребятами из группы 3-го уровня: познакомить с темой и сюжетом ст. « Возвращение на родину» )

В качестве вывода- чтение ст. « Я последний поэт деревни»( сл 15)

Вывод делается с опорой на таблицу, что любовь к Родине (Руси) навсегда.

За работу на данном этапе учащиеся получают высокие оценки, им предоставляется возможность свои выводы предлагать в качестве образцов одноклассникам.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

В итоге работы на уроке ученики приходят к выводу:шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов), а в стихах последнего периода жизни поэта раскрывается тема глубокой, выстраданной любви к родине( ученики продолжают заполнять колонки таблиц, а учащиеся группы 3 уровня и , по желанию, творческой группы отвечают письменно на вопрос( 3-4 предложения) : что дал им сегодняшний урок , какие новые впечатления появились после знакомства с новыми стихами С.Есенина

5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Задание на дом

1-го уровня группе :выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина

или

прочитать и выделить тему стихотворения «Возвращение на Родину» ;

2-го уровня группе: отредактировать записи , сделанные на уроке;

анализ и выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

3-го уровня группе: написать мини-сочинение на тему « Мои впечатления от знакомства с новыми стихами С.Есенина» , выразительное чтение самостоятельно подобранного стихотворения о родине

Творческой группе( на выбор с основным заданием и по желанию): подобрать стихи о родине в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Блока с целью доказать, что данная тема сквозная в русской литературе, и посоветовать, как данные знания можно использовать на ЕГЭ по русскому языку.

Заканчивается урок прослушиванием песни на стихи С.Есенина « Отговорила роща золотая»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.