Урок по литературе в 4 классе «Россия — родина моя!»
Презентация к уроку.
WMV / 13.3 Мб
Тема: «Россия – родина моя!»
Цель:
Повторить и обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление.
развивать познавательные способности , интеллект, творческие
способности и кругозор.
Планируемые результаты:
Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение
Метапредметные: Р – умение эмоционально откликаться на произведение литературы, живописи, составлять план урока, П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе
Личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну»
Задачи:
- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;
- работать над обогащением словарного запаса;
- размышлять над авторским отношением к Родине;
- воспитывать любовь к Родине;
Ход урока
Организационный момент
Введение в тему
Урок начинается со слайд-шоу на песню «Моя родина»
Учитель:
- Какие слова бы вы выбрали для описания своих чувств, прослушав песню о Родине? (на доске: тоска, грусть, восхищение, гордость, переживание, спокойствие, умиротворенность, любовь, уважение)
- Может кто-то хочет описать свои чувства другими словами?
-Как вы думаете, о чём будет тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики: О родине!
Учитель: Вы правы. Открывает доску. Итак, тема нашего урока….
«Россия – родина моя!»
Учитель:
-_Что же такое для человека родина? Это страна, в которой он живёт, дом, где он родился, берёзка у родного порога, место, где жили его предки.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
-Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, а поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.
- Ребята, мы закончили раздел «Родина» и сегодня пора подвести итог нашей работы по этому разделу.
- Определите цели нашего урока, используя опорные слова.
Мы вспомним....
Мы сможем поразмышлять ....
Ученики: - Мы вспомним стихотворения, пословицы о Родине.
- Мы сможем поразмышлять, что значит Родина для этих поэтов, что значит она для нас.
Учитель: Да, вы молодцы, вы правильно рассуждаете.
-Назовите синонимы к слову Родина
Ученики: - Отчизна, отечество, родная земля, колыбель, отчий край, родная сторонка.
Учитель: - Как называется наша Родина?
Ученики: Россия!
-Я предлагаю в виде речевой разминки поработать над стихотворением Виктора Сергеевича Крючкова «Родина»
Речевая разминка
РОДИНА
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина- труд и праздник,
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам - не один, а с друзьями.
- О чём это стихотворение? Какие картины Родины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? (словесное рисование)
-Прочитаем это стихотворение хором
– Как вы думаете, кто сможет это стихотворение прочитать выразительно, кого бы вы хотели послушать?
3.Работа по теме урока
1-ый этап «Изученные произведения»
Учитель: Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.
Ученики: Иван Саввич Никитин «Русь»
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!»
Учитель: - Что их объединяет?
- Хотите прочесть их наизусть или выразительно по учебнику?
(Чтение стихов учащимися)
Учитель: -Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали?
- Почему?
- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?
2-ый этап «Узнай в лицо»
Учитель: - Проверим , как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.
- Нужно соотнести портрет с именем автора
(ученики открывают на экране «окошко», называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)
3-ий этап «Узнай произведение»
Учитель: «Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю» ( «Родине» С. Дрожжин)
«Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё» («О. Родина!», А. Жигулин)
«Посмотри на юг
Нивы зрелые» («Русь», И. Никитин)
Работа в группах
1 группа
-Выберите из текста стихотворения Ивана Никитина «Русь» определения к данным словам :
- Русь…..
-краса……
- подвиги …..
- - слава ….
Ответы:
- Русь (могучая)
- краса (царственная)
- подвиги (громкие)
- слава (богатырская)
2 группа
-Выберите из текста стихотворения Спиридона Дрожжина определения к данным словам
-простор…
-сторона….
Родина…..
леса….
Ответы:
-простор (чарующий)
-сторона (родимая)
Родина (великая, святая)
леса (темные)
Учитель: Какие изобразительные средства здесь использует автор и с какой целью?
Ученики: - Эпитеты.
- Они помогают представить образ Руси и выразить чувства автора
Учитель: -Какие чувства испытывают авторы?
Ученики: - Авторы испытывают чувство восхищения богатством и простором Руси.
- Гордятся своей Родиной и её народом!
Учитель: -Поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Давайте соотнесём начало пословиц с их концом.
«Народная мудрость»
Работа в парах. Составь пословицу.
«Человек без родины, что соловей без песни.»
« Родина – мать, умей за неё постоять.»
« Всякому мила своя сторона.»
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха.»
- Узнай пословицу по рисунку.
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
По родному краю
Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.)
Справа от нас – зелёный луг. ( Поворот.)
Слева находится лес. ( Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! ( Махи руками.)
Защита проектов
Учитель:
- Страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки. Наверное, всё это и есть Родина…- У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная.
- Родина большая и малая, любовь к родной природе, люди, прославившие нашу Родину – это темы проектов. Ребята работали в группах. Послушаем, творческий отчет каждой группы.
( Выступление учащихся с защитой проектов от каждой группы по одному ученику)
Интервью о Родине
- У нас осталось несколько минут до конца урока. Я предлагаю послушать интервью о Родине. Что такое Родина, за что вы любите свою родину – такие вопросы задавали корреспонденты нашего класса учителям и ученикам школы.
(Просмотр интервью в записи)
Составление синквейна на тему «Родина» -по группам или 1 на всех на доске
1
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
2.
Родина.
Великая, сильная
Защищать, восхвалять, любить
Родина там, где твои родные места.
Отчизна.
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: -Наш урок подошёл к концу. Вы замечательно работали.
Я бы хотела знать, ваше впечатление об уроке, о теме урока.
Перед вами лежат листочки. На листочках написаны начала трёх предложений, допишите их концовку
- Я понял(а), что….;
- Я почувствовал(а), что…;
- Когда я вырасту, …
Завершим наш урок замечательной песней о Родине
Домашнее задание: на выбор (дифференциальное)
подготовить чтение наизусть (выразительное чтение) стихотворений о
Родине 1) современных поэтов
2) классиков русской поэзии.
тоска грусть восхищение гордость переживание спокойствие умиротворенность любовь уважение