Урок по литературе в 4 классе «Россия — родина моя!»

1
0
Материал опубликован 27 September 2018

Презентация к уроку.
WMV / 13.3 Мб

Тема: «Россия – родина моя!»

Цель:

Повторить и обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление.

развивать познавательные способности , интеллект, творческие

способности и кругозор.

Планируемые результаты:

Предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение

Метапредметные: Р – умение эмоционально откликаться на произведение литературы, живописи, составлять план урока, П – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К – осмысление правил взаимодействия в паре и группе

Личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну»

Задачи:

- учить комментировать и анализировать содержание учебного материала;

- работать над обогащением словарного запаса;

- размышлять над авторским отношением к Родине;

- воспитывать любовь к Родине;

Ход урока

Организационный момент

Введение в тему


 

Урок начинается со слайд-шоу на песню «Моя родина»

 

Учитель:

- Какие слова бы вы выбрали для описания своих чувств, прослушав песню о Родине? (на доске: тоска, грусть, восхищение, гордость, переживание, спокойствие, умиротворенность, любовь, уважение)

- Может кто-то хочет описать свои чувства другими словами?
 

-Как вы думаете, о чём будет тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: О родине!

Учитель: Вы правы. Открывает доску. Итак, тема нашего урока….

 

«Россия – родина моя!»

 

Учитель:

-_Что же такое для человека родина? Это страна, в которой он живёт, дом, где он родился, берёзка у родного порога, место, где жили его предки.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

-Каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к родине. Например, художник, это делает с помощью красок, композитор пишет музыку, а поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.

- Ребята, мы закончили раздел «Родина» и сегодня пора подвести итог нашей работы по этому разделу.

-  Определите цели нашего урока, используя опорные слова.

 

Мы вспомним....

Мы сможем поразмышлять ....

Ученики: - Мы вспомним стихотворения, пословицы о Родине.

- Мы сможем поразмышлять, что значит Родина для этих поэтов, что значит она для нас.

Учитель: Да, вы молодцы, вы правильно рассуждаете.

-Назовите синонимы к слову Родина

Ученики: - Отчизна, отечество, родная земля, колыбель, отчий край, родная сторонка.
 

Учитель: - Как называется наша Родина?

Ученики: Россия!

-Я предлагаю в виде речевой разминки поработать над стихотворением Виктора Сергеевича Крючкова «Родина»

Речевая разминка

 

РОДИНА

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

Сад в цвету, где не молкнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина- труд и праздник,

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам - не один, а с друзьями.
 

- О чём это стихотворение? Какие картины Родины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? (словесное рисование)

 

-Прочитаем это стихотворение хором

Как вы думаете, кто сможет это стихотворение прочитать выразительно, кого бы вы хотели послушать?
 

3.Работа по теме урока

1-ый этап «Изученные произведения»

Учитель: Ребята , давайте вспомним стихи о Родине, которые мы читали в изученном разделе.

Ученики: Иван Саввич Никитин «Русь»

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»

Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!»

Учитель: - Что их объединяет?

- Хотите прочесть их наизусть или выразительно по учебнику?

 

(Чтение стихов учащимися)
 

Учитель: -Близки ли вам чувства и мысли поэтов, чьи стихи мы читали?

- Почему?

- С одинаковым ли чувством пишут авторы о Родине?
 

2-ый этап «Узнай в лицо»

Учитель: - Проверим , как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора
 

(ученики открывают на экране «окошко», называют имя, отчество, соотносят с фамилией автора)
 

3-ий этап «Узнай произведение»
 

Учитель: «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю» ( «Родине» С. Дрожжин)

 

«Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё» («О. Родина!», А. Жигулин)
 

«Посмотри на юг

Нивы зрелые» («Русь», И. Никитин)
 

Работа в группах

 

1 группа

-Выберите из текста стихотворения Ивана Никитина «Русь» определения к данным словам :


 

- Русь…..

-краса……

подвиги …..

- - слава ….


 

Ответы:

- Русь (могучая)

- краса (царственная)

-  подвиги (громкие)

слава (богатырская)


 

2 группа

-Выберите из текста стихотворения Спиридона Дрожжина определения к данным словам
 

-простор…

-сторона….

Родина…..

леса….
 

Ответы:

-простор (чарующий)

-сторона (родимая)

Родина (великая, святая)

леса (темные)
 

Учитель: Какие изобразительные средства здесь использует автор и с какой целью?
 

Ученики: - Эпитеты.

- Они помогают представить образ Руси и выразить чувства автора

Учитель: -Какие чувства испытывают авторы?

Ученики: - Авторы испытывают чувство восхищения богатством и простором Руси.

- Гордятся своей Родиной и её народом!
 

Учитель: -Поэты, писатели свои чувства к Родине излагают в своём творчестве, а эмоции простого народа отражаются в народной мудрости – пословицах. Давайте соотнесём начало пословиц с их концом.
 

«Народная мудрость»

Работа в парах. Составь пословицу.

 

«Человек без родины, что соловей без песни.»

« Родина – мать, умей за неё постоять.»

« Всякому мила своя сторона.»

«Родная сторона – мать, чужая – мачеха.»
 

- Узнай пословицу по рисунку.

 

Физминутка
 

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.


    По  родному  краю

    Дружно  мы  шагаем. ( Марш на месте.)

Справа от нас – зелёный луг. ( Поворот.)

    Слева  находится лес. ( Поворот.)

    В таком  лесу  полно  чудес.

    Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

    Филин  крыльями  машет. Ух!

    Аж  захватывает  дух!  ( Махи  руками.)

 

Защита проектов

Учитель:

- Страна, где живём; дом, где родились; место, где жили предки. Наверное, всё это и есть Родина…- У каждого человека есть своя Родина. Она начинается на пороге твоего дома. Наша Родина большая и прекрасная.

- Родина большая и малая, любовь к родной природе, люди, прославившие нашу Родину – это темы проектов. Ребята работали в группах. Послушаем, творческий отчет каждой группы.

( Выступление учащихся с защитой проектов от каждой группы по одному ученику)
 

Интервью о Родине

- У нас осталось несколько минут до конца урока. Я предлагаю послушать интервью о Родине. Что такое Родина, за что вы любите свою родину – такие вопросы задавали корреспонденты нашего класса учителям и ученикам школы.

(Просмотр интервью в записи)

Составление синквейна на тему «Родина» -по группам или 1 на всех на доске

1

Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.

2.

Родина.
Великая, сильная
Защищать, восхвалять, любить
Родина там, где твои родные места.
Отчизна.

 

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: -Наш урок подошёл к концу. Вы замечательно работали.

Я бы хотела знать, ваше впечатление об уроке, о теме урока.

Перед вами лежат листочки. На листочках написаны начала трёх предложений, допишите их концовку

- Я понял(а), что….;

- Я почувствовал(а), что…;

- Когда я вырасту, …

 

Завершим наш урок замечательной песней о Родине

 

Домашнее задание: на выбор (дифференциальное)

подготовить чтение наизусть (выразительное чтение) стихотворений о

Родине 1) современных поэтов

2) классиков русской поэзии.

 

тоска грусть восхищение гордость переживание спокойствие умиротворенность любовь уважение

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.