Личностные: обучающиеся осознают значимость чтения, проявляют устойчивый интерес к уроку литературного чтения, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, демонстрируют любовь к природе и животным, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: умеют определять общую цель и пути ее достижения совместно с учителем, умеют оценивать свою деятельность и деятельность сверстников при рефлексии учебной деятельности в совместной с учителем деятельности; познавательные УУД: демонстрируют познавательный интерес, сосредоточенность внимания, умеют анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам; коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, умеют осознанно слушать рассказ, умеют участвовать в коллективном обсуждении рассказа.
Результаты коррекционной работы: обучающиеся воспринимают информацию с опорой на все анализаторы, умеют анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Предметный: обучающиеся читают рассказ выразительно, отражая настроение автора; умеют анализировать текст по вопросам учителя, имеют представления о жизни автора и его творчестве, о том, как заботиться о животных, об особенности рассказа, как жанра литературы
Цель урока: формирование умения осознанно воспринимать и анализировать произведения при знакомстве с рассказами, посвященным домашним животным.
Задачи
Воспитательная: сформировать осознанность значимости чтения, развивать устойчивый интерес к уроку литературного чтения, развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное, развивать любовь к природе и животным, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коррекционно-развивающая: формировать регулятивные УУД: учить определять общую цель и пути ее достижения совместно с учителем, учить оценивать свою деятельность и деятельность сверстников при рефлексии учебной деятельности в совместной с учителем деятельности; познавательные УУД: развивать познавательный интерес, сосредоточенность внимания, учить анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам; коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, учить осознанно слушать рассказ, учить участвовать в коллективном обсуждении рассказа; развивать способность концентрировать и сохранять внимание, учить контролировать свое поведение.
Развивать умение воспринимать информацию с опорой на все анализаторы, учить анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Образовательная: развивать интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных, сформировать первоначальное представление о литературных средствах выразительности, развивать умение выразительно и осознанно читать, анализировать произведение.
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения:
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального подъёма;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип связи теории с жизнью;
воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы самостоятельной работы;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства
Демонстрационное: книги для выставки рассказов о домашних животных.
Индивидуальное: распечатка для работы на уроке.
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват организаций/ Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2014. – 128 с. – ISBN 978-5-09-031513-5.
Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 223 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-054879-3.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.А. Стефаненко. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2017. – 127 с. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-052542-8.
Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап
2 мин
2
Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока
5 мин
3
Первичное усвоение новых знаний
17 мин
Физминутка
2 мин
4
Первичное закрепление новых знаний
10 мин
5
Информация о домашнем задании
1 мин
6
Рефлексия
3 мин
Всего:
40 мин
Макет доски
Тема: «Рассказы о домашних животных».
План урока:
1) познакомиться с творчеством Юрия Коваля;
2) познакомиться с произведением о домашнем животном;
3) проанализировать рассказ о домашнем животном.
11 декабря
Классная работа
Гончая собака
Пегая собака
Привязь
Листобой
Гон
Чернотроп
Наброды
Домашнее задание: прочитать рассказ о домашних животных и нарисовать к этому рассказу рисунок.
Ход урока
Этапы урока, задача
Методы и приемы обучения и воспитания
Деятельность учителя и обучающихся
Планируемые результаты
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап.
Задача: собрать внимание детей, смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность обучающихся к уроку.
Воспитательная: развивать устойчивый интерес к уроку литературного чтения, развивать любовь к природе и животным, развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника.
Развивать умение воспринимать информацию с опорой на все анализаторы.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Владимировна и сегодня урок литературы проведу у вас я.
- Давайте проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пеналы. Если все готовы к уроку, то присаживайтесь на свои места.
- Для того, чтобы узнать о чем будем говорить сегодня на уроке, давайте рассмотрим изображения на доске.
На доске фотографии:
- Кого вы видите на первом изображении? (лиса)
- А на втором? (кот, кролик, хомяк и собака)
- Как назвать всех, кого мы перечислили один слово? Кто это? (это животные)
- Чем похожи эти животные? Мы видим, что у всех животных есть шерсть. Что еще общего есть у этих животных?
- А чем они отличаются? (на первом дикое животное, а на втором - домашние)
- Правильно. Мы все с вами знаем, что животные бывают дикие и домашние.
- Какие животные относятся к диким животным? (лиса, волк, медведь и другие ответы детей)
- А какие животные относятся к домашним животным? (кот, собака, кролики, попугаи, корова, коза и другие ответы детей)
- А чем они отличаются? (дикие живут в природе – в лесах, на полях и др., а домашние - дома, за ними ухаживает человек)
- Поднимите руку те, у кого есть домашние животные.
- У меня вот дома есть кот, я за ним ухаживаю – кормлю, играю с ним, мою его, а он дарит мне ласку и любовь. А какие домашние животные есть у вас? Спрашиваю некоторых учеников
- Хорошо.
Личностные УУД: обучающиеся проявляют устойчивый интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют любовь к природе и животным, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника.
Результаты коррекционной работы: обучающиеся воспринимают информацию с опорой на все анализаторы, умеют анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока
Задача: повторить приемы ранее усвоенных учебных действий, поставить тему и сформулировать план урока.
Воспитательная: сформировать осознанность значимости чтения, развивать устойчивый интерес к уроку литературного чтения, развивать любовь к природе и животным, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коррекционно-развивающая: формировать
регулятивные УУД: учить определять общую цель и пути ее достижения совместно с учителем;
коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника;
Развивать умение воспринимать информацию с опорой на все анализаторы.
Образовательная: развивать интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы самостоятельной работы;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
- Оказывается о животных написано большое количество разных литературных произведений и сегодня я принесла несколько книг для того, чтобы показать вам. Прочитав эти книги, можно узнать, насколько животные бывают преданными, узнать какие-то интересные случаи, возникающие у животных, а также можно узнать, как важно правильно заботиться о животных.
На доске выставка книг о животных
- Посмотрите на книги у доски. Сейчас я дам по одной книге на парту. Пока книгу открывать не надо. Рассмотрите только обложку, прочитайте имя автора и название вашей книги.
- ___, какой у вас автор? Аналогично спрашиваю всех детей
Евгений Иванович Чарушин
Виталий Валентинович Бианки
Лев Николаевич Толстой
Константин Георгиевич Паустовский
Вера Васильевна Чаплина
Михаил Михайлович Пришвин
Борис Степанович Житков
- ___, как называется произведение? Аналогично спрашиваю всех детей
«Кошка Маруська»
«Первая охота»
«Птичка»
«Кот-ворюга»
«Забавные животные»
«Ребята и утята»
«Рассказы о животных»
- Сейчас аккуратно пролистайте книгу. Помните, переворачиваем страницы за уголок. Рассмотрите изображения на страницах книги. ___, предположите, о чем будет рассказ в этой книге? Аналогично спрашиваю всех детей (рассказы о домашних животных: кошках, собаках, птичках и другие ответы детей)
- Хотели ли вы прочитать какую-либо из этих книг? Если вас заинтересовала какая-либо из этих книг, вы можете познакомиться с ней самостоятельно.
- Хорошо, теперь передайте книги на первую парту.
- Какая тема объединяет все книги? (все они о животных)
- Предположите, как будет звучать тема урока? Тема урока: «Рассказы о домашних животных»
- Сегодня мы с вами познакомимся с один из таких замечательных произведений, которое написано о животных – рассказом, автор которого Юрий Иосифович Коваль.
На доске портрет Ю.И. Коваля
- Давайте составим план урока:
- Что мы должны сделать сначала? Знакомы ли мы с творчеством Ю.И. Коваля?
1) познакомиться с творчеством Юрия Коваля;
- С чем мы еще можем познакомиться? Что мы будем читать?
2) познакомиться с произведением о домашнем животном;
- На уроке нам также предстоит прочитать это произведение и делиться своими мыслями и впечатлениями друг с другом. Поэтому третий пункт плана звучит так:
3) проанализировать рассказ о домашнем животном.
- Для того, чтобы правильно и красиво говорить на уроке, сделаем с вами гимнастику для языка.
1. Артикуляционная гимнастика
- Высуньте язык и проведите им сначала по верхней губе, затем по нижней, повторите 3 раза.
- Сейчас прокалываем языком щечки, сначала левую, затем правую, повторите 4 раза на каждую щечку.
- Давайте почистим зубки языком, сначала верхние, затем нижние, повторите 4 раза.
- Сейчас вытяните губки трубочкой и проведите ими влево, и вправо, повторите 4 раза, сейчас этими же губками сделайте круговое движение по часовой стрелке и против часовой, сделайте 4 раза.
2. Упражнения для дыхания и дикции:
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
- Молодцы ребята, мы сделали с вами гимнастику для языка, и теперь у нас будет получаться правильно и красиво говорить на протяжении всего урока.
Личностные УУД: обучающиеся осознают значимость чтения, проявляют устойчивый интерес к уроку литературного чтения, демонстрируют любовь к природе и животным, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Регулятивные УУД: умеют определять общую цель и пути ее достижения совместно с учителем;
Коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника.
Результаты коррекционной работы: обучающиеся воспринимают информацию с опорой на все анализаторы, умеют анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Предметный результат: обучающиеся демонстрируют интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных.
3. Первичное усвоение новых знаний
Задача: обеспечить восприятие и осмысление обучающимися изучаемого материала. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное, развивать любовь к природе и животным, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коррекционно-развивающая: формировать
познавательные УУД: развивать познавательный интерес, сосредоточенность внимания, учить анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам;
коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, учить осознанно слушать рассказ, учить участвовать в коллективном обсуждении рассказа;
Развивать умение воспринимать информацию с опорой на все анализаторы, учить анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Образовательная: развивать интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных, сформировать первоначальное представление о литературных средствах выразительности, развивать умение выразительно и осознанно читать, анализировать произведение.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы самостоятельной работы;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
- приступим к выполнению первого пункта плана. ___, прочитай его. (познакомиться с творчеством Юрия Коваля)
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Коваля.
- Сейчас я расскажу об Юрии Иосифовиче Ковале, а вы слушайте внимательно и подготовьтесь ответить на вопросы, которые записаны на карточках. Пододвиньте к себе карточки под номером 1. Прочитайте вопросы про себя. Когда я буду рассказывать, вы можете отвечать на вопросы письменно, поэтому возьмите в руки ручку.
- __, что мы сейчас будем делать?
Карточка №1
1. В каком городе родился Юрий Коваль? _____________________
2. Для кого писал Юрий Коваль? _____________________________
3. Кем работал Коваль? _____________________________________
4. Когда Юрий Коваль начал писать стихи? ______________________
Ю. Коваль родился 9 февраля 1938 года в Москве. Литература в жизни писателя присутствовала с первых его дней.
Стихотворения автор начал сочинять, еще в школе. Но автор писал не только стихи, но и повести, и романы, рассказы и даже сказки.
После школы окончил обучение в педагогическом институте на учителя русского языка и литературы.
Первым местом работы Ю. Коваля была школа. Он работал сельским учителем. Первые стихи для детей, написанные им, опубликовались, когда Юрию было 28 лет. Интересно, что свои способности к рифме автор проявлял и на уроках, придумывая диктанты в виде стихов.
По сюжетам некоторых трудов писателя были сняты фильмы. Кроме того, в них играли песни Коваля.
- Давайте обсудим, кто оказался самым внимательным и запомнил ответы на вопросы.
- В каком городе родился Юрий Коваль? (Москва)
- Для кого писал Юрий Коваль? (для детей)
- Кем работал Коваль? (учителем)
- Когда Юрий Коваль начал писать стихи? (еще в школьные годы)
- Что мы можем сказать о Юрии Иосифовиче? Каким он был? (трудолюбивым, талантливым, образованным и другие ответы детей)
- Таким образом, мы с вами познакомились с творчеством Юрия Ковали и выполнили первый пункт плана.
- ___, какой пункт плана мы будем выполнять следующим? Прочитай его. (познакомиться с произведением о домашнем животном)
- Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Юрия Коваля. Придвиньте к себе лист с рассказом, который я выдала вам. Прочитайте название.
«Найда».
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Предположите, что может обозначать слово «Найда»? (кличка животного)
Записываю на доске предположения детей
- Хорошо. Мы обязательно вернемся к вашим предположениям в конце урока и проверим правы ли вы/какое из предположений было верным.
- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы внимательно слушайте и следите пальчиком, для того чтобы правильно ответить на вопросы. А вопросы будут следующие:
Вопросы на доске:
Кто главный герой?
Кто является хозяином собаки?
Ю. Коваль «Найда»
Найда — это имя так же часто встречается у гончих собак, как Дамка у дворняжек. Верная примета: гончая по имени Найда всегда найдёт зверя.
Когда я приезжаю в деревню Стрюково к леснику Булыге, у крыльца встречает меня старая Найда, русская пегая. Её белая рубашка расписана тёмными и медовыми пятнами.
— Ей скоро паспорт получать, — шутит Булыга. — Шестнадцать осеней.
Не годами — осенями отмечают возраст гончих собак. Лето и весну они сидят на привязи, и только осенью начинается для них настоящая жизнь.
Про молодую собаку говорят — первоосенница. Про старую — осенистая.
Найда немало погоняла на своём веку и заработала на старости лет свободную жизнь.
Молодые гончие Ураган и Кама на привязи, а Найда бродит, где хочет.
Да только куда особенно ходить-то? Всё исхожено. И Найда обычно лежит на крыльце, приветливо по стукивая хвостом каждому прохожему.
В октябре, когда грянет листобой и начнётся для гончих рабочая пора — гон по чернотропу, — Найда исчезает.
Целый день пропадает она в лесу, и от дома слышен её глухой голос — то ли гонит, то ли разбирает заячьи наброды.
Заслышав её, Ураган и Кама подхватывают, воют, рвутся с привязи, раззадоренные гонным голосом Найды.
К ночи возвращается Найда, скребётся на крыльце, просится в дом.
— Куда-а? — хрипло кричит от стола Булыга. — В дом? Там сиди!
Но после всё-таки открывает дверь, впускает Найду.
Покачивая головой, кланяясь, она переступает порог и, прихрамывая, идёт к печке. Мякиши — так называют подошвы собачьих лап — сбиты у неё в кровь.
Найда ложится в тёплом углу у печки и спит тревожно, дёргается, лает, перебирает лапами во сне — гонит, видно, осенистая.
Гонит, гонит...
- Поднимите руку те, кому понравился этот рассказ.
- Какое настроение появилось, пока вы слушали рассказ? (ответы детей)
- Кто главный герой? (собака Найда)
- Кто является хозяином собаки? (лесник Булыга)
- Какой вам показалась Найда? (взрослой, умной, мудрой и другие ответы детей)
- Можно ли сказать, что если заботиться и любить своего домашнего животного, то и домашнее животное будет всю жить верно служить хозяину? (да)
- В тексте произведения нам встретятся слова, значение которых может быть непонятным, поработаем над этими словами. Ребята, а где мы можем найти определения незнакомых слов? (в словаре, в интернете и другие ответы)
- Переверните лист с текстом. Вы видите определения нескольких слов из этого произведения. Давайте прочитаем их.
- Вы знаете, что означает слово «гончая»?
Гончая собака - это собака охотничьей породы, приученная выслеживать и загонять зверя.
- А слово пегая? Вы слышали такое слово раньше?
Пегая собака – это универсальная охотничья собака, которая отличается острым умом, легкой обучаемостью.
- Как вы думаете, что обозначает словосочетание «сидеть на привязи»?
Привязь - это предмет, служащий для привязывания кого или чего либо.
- Хорошо, вы знаете, что такое листобой?
Листобой – это такой сильный осенний ветер, срывающий листья с деревьев.
- У нас есть еще одно словосочетание – «гон по чернотропу».
Гон - это место охоты на некоторых зверей.
Чернотроп – это осенние холода до выпадения снега, а также дорога, путь, не покрытые еще снегом.
- А что такое наброды?
Наброды – это следу животных по траве или по снегу.
- С непонятными словами мы поработали, теперь нам будет легче понять смысл предложений, в которых нам встречались ранее непонятные слова. А также мы с вами выполнили второй пункт плана.
Личностные УУД: обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, демонстрируют любовь к природе и животным, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Познавательные УУД: демонстрируют познавательный интерес, сосредоточенность внимания, умеют анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам;
Коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, умеют осознанно слушать рассказ, умеют участвовать в коллективном обсуждении рассказа.
Результаты коррекционной работы: обучающиеся воспринимают информацию с опорой на все анализаторы, умеют анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Предметный результат: обучающиеся демонстрируют интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных, имеют первоначальное представление о литературных средствах выразительности, умеют выразительно и осознанно читать, анализировать произведение.
Физминутка
Задача: снять физическое напряжение обучающихся.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
- Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест.
- Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте движения за мной.
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
- Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
Обучающиеся выполняют педагогические требования учителя.
4. Первичное закрепление новых знаний
Задача: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Воспитательная: развивать любовь к природе и животным, любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коррекционно-развивающая: формировать
познавательные УУД: развивать познавательный интерес, сосредоточенность внимания, учить анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам;
коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, учить осознанно слушать рассказ, учить участвовать в коллективном обсуждении рассказа;
Развивать умение воспринимать информацию с опорой на все анализаторы, учить анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Образовательная: развивать интерес к знакомству с произведениями о домашних животных, сформировать первоначальное представление о литературных средствах выразительности, развивать умение выразительно и осознанно читать, анализировать произведение.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, обсуждение;
Наглядные: демонстрация;
Практические: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (развитие познавательного интереса);
методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение, художественное слово)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.
- Какой пункт плана нам осталось решить? ___, прочитай его. (проанализировать рассказ о домашнем животном)
- Хорошо, сейчас давайте подробнее поработаем с текстом произведения.
- Я прочитаю вам этот рассказ еще раз, но уже по частям. А вы внимательно слушайте и следите пальчиком, чтобы при обсуждение ответить правильно на вопросы.
Найда — это имя так же часто встречается у гончих собак, как Дамка у дворняжек. Верная примета: гончая по имени Найда всегда найдёт зверя.
Когда я приезжаю в деревню Стрюково к леснику Булыге, у крыльца встречает меня старая Найда, русская пегая. Её белая рубашка расписана тёмными и медовыми пятнами.
— Ей скоро паспорт получать, — шутит Булыга. — Шестнадцать осеней.
Не годами — осенями отмечают возраст гончих собак. Лето и весну они сидят на привязи, и только осенью начинается для них настоящая жизнь.
Про молодую собаку говорят — первоосенница. Про старую — осенистая.
- Кто же такая Найда? (это собака)
- А какая порода у этой собаки? (русская пегая)
- Кто является хозяином собаки? (лесник Булыга)
- Что обозначают слова «Её белая рубашка расписана тёмными и медовыми пятнами.»? (у собаки пятнистая шерсть)
- Хорошо, давайте продолжим.
Найда немало погоняла на своём веку и заработала на старости лет свободную жизнь.
Молодые гончие Ураган и Кама на привязи, а Найда бродит, где хочет.
Да только куда особенно ходить-то? Всё исхожено. И Найда обычно лежит на крыльце, приветливо по стукивая хвостом каждому прохожему.
В октябре, когда грянет листобой и начнётся для гончих рабочая пора — гон по чернотропу, — Найда исчезает.
Целый день пропадает она в лесу, и от дома слышен её глухой голос — то ли гонит, то ли разбирает заячьи наброды.
Заслышав её, Ураган и Кама подхватывают, воют, рвутся с привязи, раззадоренные гонным голосом Найды.
- Найдите строку в тексте, которая ответит на вопрос: «Почему Найда бродит, где хочет?» («…Найда немало погоняла на своём веку и заработала на старости лет свободную жизнь.»)
- Как вы понимаете это предложение? (она заработала свободную жизнь)
- А почему Ураган и Кама на привязи? (они еще молодые)
- Как вы думаете, почему Найда постукивает каждому прохожему хвостом? (она рада им, приветствует их)
- Куда пропадает Найда в октябре? (целыми днями она пропадает в лесу)
- Что Найда делает в лесу осенью? Найдите ответ в тексте. («…то ли гонит, то ли разбирает заячьи наброды.»)
- Почему Ураган и Кама воют и рвутся с привязи, когда слышат голос Найды? (хотят присоединиться)
- Молодцы.
К ночи возвращается Найда, скребётся на крыльце, просится в дом.
— Куда-а? — хрипло кричит от стола Булыга. — В дом? Там сиди!
Но после всё-таки открывает дверь, впускает Найду.
Покачивая головой, кланяясь, она переступает порог и, прихрамывая, идёт к печке. Мякиши — так называют подошвы собачьих лап — сбиты у неё в кровь.
Найда ложится в тёплом углу у печки и спит тревожно, дёргается, лает, перебирает лапами во сне — гонит, видно, осенистая.
Гонит, гонит...
- Как вы думаете, почему лесник Булыга все-таки пускает Найду в дом? (он ее любит)
- А почему у Найды мякиши (подошвы собачьих лап) сбыты в кровь? (она охотилась, бегала по лесу)
- Как вы думаете, что снится Найде? Спит она тревожно, дергается, лает. (Ей снится охота, как она гонится за зайцами и другие ответы детей)
- О чем же этот рассказ? (о верности хозяина к собаке, и верности собаки к хозяину, если к домашнему животному относиться с добротой, то и домашнее животное будет приносить пользу)
- Как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа? (если заботиться и любить своего домашнего животного, то и домашнее животное будет всю жить верно служить хозяину)
- Хорошо, мы с вами познакомились с произведением о домашних животных.
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют любовь к природе и животным, проявляют любознательность и активность в процессе познавательной деятельности, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Познавательные УУД: демонстрируют познавательный интерес, сосредоточенность внимания, умеют анализировать текст рассказа по дополнительным вопросам;
Коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника, умеют осознанно слушать рассказ, умеют участвовать в коллективном обсуждении рассказа.
Результаты коррекционной работы: обучающиеся воспринимают информацию с опорой на все анализаторы, умеют анализировать и обобщать в процессе работы с произведением.
Предметный результат: обучающиеся демонстрируют интерес к знакомству с творчество Юрия Ковали и произведениями о домашних животных, имеют первоначальное представление о литературных средствах выразительности, умеют выразительно и осознанно читать, анализировать произведение.
5. Информация о домашнем задании
Задача: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение;
Наглядные: демонстрация.
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
- Домашним заданием для вас будет прочитать один из рассказов о домашних животных. Я выдам вам вот такие карточки с названиями и авторами некоторых рассказов о домашних животных.
- Вы можете прочитать один из этих рассказов, а можете найти в библиотеке другой рассказ о домашнем животном и выполнить небольшое творческое задание: нарисовать к этому рассказу рисунок.
Обучающиеся слушают и осознают объяснения учителя о выполнении домашнего задания, записывают домашнее задание в дневник.
6. Рефлексия
Задача: организовать самооценку результатов деятельности.
Воспитательная: развивать чувство доброжелательности к одноклассникам.
Коррекционно-развивающая: формировать
регулятивные УУД: учить оценивать свою деятельность и деятельность сверстников при рефлексии учебной деятельности в совместной с учителем деятельности;
коммуникативные УУД: развивать готовность слушать собеседника, учить полно и точно высказывать свои мысли; учить слушать и слышать собеседника, учить строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника.
Методы обучения
По источнику получения знаний:
Словесные: беседа.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы контроля и самоконтроля.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (поощрение)
Методы воспитания
1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
- Наш урок подходит к концу.
- Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? (о домашних животных)
- С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? («Найда»)
- Кто является автором этого рассказа? (Юрий Коваль)
- Понравился ли вам этот рассказ?
- Что вам понравилось на уроке больше всего?
- Спасибо большое за ответы.
- Мне очень понравилось с вами работать. Хочу отметить ___ за внимательность, ___ за активность, ___ за правильные ответы.
- Я желаю вам успехов. Спасибо за работу, урок литературы окончен. До свидания.
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам.
Регулятивные УУД: умеют оценивать свою деятельность и деятельность сверстников при рефлексии учебной деятельности в совместной с учителем деятельности;
Коммуникативные УУД: готовы слушать собеседника, умеют полно и точно высказывать свои мысли; умеют слушать и слышать собеседника, умеют строить грамотное речевое высказывание, направленное на учёт позиции собеседника.