Урок литературы в 9 классе по творчеству А.П. Чехова. Рассказ «Смерть чиновника»

3
1
Материал опубликован 10 January 2023

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы Сивакова Снежана Александровна

Тема урока А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Рассказ «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа

РК А.П. Чехов в Ишиме

Цель: открыть новое в творчестве писателя; познакомить учащихся с понятием "эволюция" на примере литературного материала; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Оборудование: портреты писателя, афоризмы, выставка книг, эпиграфы.

Формулы писателя:

Умею коротко говорить о длинных вещах.

Краткость - сестра таланта.

Искусство писать - это искусство сокращать.

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

Словарная работа на электронной доске

Экзекутор,

"Корневильские колокола",

полицмейстер,

тайный советник,

сконфузиться,

статский генерал,

Ваше-ство,

вицмундир,

проситель,

"Аркадия",

апартаменты


Ход урока

Организационный момент.

Слово о писателе.

Эпиграфы:

Чехов не просто описывал жизнь,

но жаждал переделать её, чтобы

она стала умнее, человечней.

К.И. Чуковский

Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни.

М.Горький

Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами...

М. Горький

В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности.

М. Горький

Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым.

Халдор Лакснесс (исландский писатель)


- Как-то А. П. Чехов признавался в письме к брату: "Извини, что я написал так много. Но у меня не было времени написать коротко". И ещё на память приходит притча, заимствованная из записной книжки французского писателя Альфонса Доде. Эту притчу любил Чехов. "Однажды мудрую певчую птицу спросили: "Ты поёшь так красиво, но почему твои песни так коротки?" На что птица ответила: "У меня так много песен, я должна поведать их миру". Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора.

Писатель считал: "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть". Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

Сегодня мы попробуем проанализировать рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника".

Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.

Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни".

обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 - 1904 г.г.). Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века. (Историческая справка. Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное положение в обществе.) Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении. (Дополнение: Эпоха Александра II - Эпоха реформ, революционная ситуация, убийство царя; сын Александр III - отмена реформ, для их прекращения нужны чиновники, никаких революционных идей, страх, чиновничество на защите интересов самодержавия. Нет идейных людей.)

Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни.

- Прочитайте третий эпиграф: "Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами..." Согласны ли вы с Горьким, что небольшими рассказами можно делать большое дело? (Я тоже думаю, что можно, но сделать это не просто).

- Почему сделать это не просто?

Чем короче рассказ, тем больше мастерства требуется от автора - в малом сказать о большом. Требуется очень чётко продумать композицию, через деталь заставить работать мысль читающего. Такая краткость увеличивает выразительность рассказа. При этом большая роль отводится композиции (построению) рассказа.


Тема сегодняшнего урока звучит так: "Эволюция образа " маленького человека" в русской литературе ХIХ века и чеховское отношение к нему".

- Что такое эволюция?

Зачитать!) Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).



Справка: "Маленький человек". Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими качествами, не имеющий каких-то особенных отличий. "Маленький человек" - обычный, заурядный (заранее дома найти определение)

- Кто такой "маленький человек"?

- Давайте вспомним авторов, их произведения, в которых основной была тема "маленького человека". (А. С. Пушкин "Станционный смотритель", "Медный всадник", Н. В. Гоголь "Шинель", "Повесть о капитане Копейкине" из поэмы "Мёртвые души", Ф. М. Достоевский "Бедные люди").

- Какие чувства вызывали все эти "маленькие люди"? (Жалость, обиду за героя, сочувствие, сострадание, боль за человека, желание помочь).

- Чехов осмысливает этот образ по-своему. Вспомним, какой "перевёрнутой" предстаёт эта тема уже в рассказе "Толстый и тонкий".

- Сочувствует ли автор Тонкому? (Нет.) Что писателя и нас вместе с ним так возмущает?

(Действительно, основная мысль рассказа - не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, которое лишает человека всего человеческого). То же относится и к рассказу "Смерть чиновника".

Работа с текстом рассказа.

Цель нашего урока почувствовать боль и негодование автора, понять, как в рассказах Чехова меняется отношение к "маленькому человеку". Давайте попробуем доказать, что в них нет сочувствия, сострадания к герою.

- Напомните, пожалуйста, сюжет рассказа?

(В основе сюжета - мелкий и досадный инцидент: чиновник Червяков чихнул в театре и увидел, как сидящий впереди старичок вытер лысину. Вежливо извинился, старичок принял извинения, то есть события развиваются естественно до того момента, как Червяков узнаёт в старичке статского генерала Бризжалова. После этого естественность сменяется нелепостью, абсурдностью мыслей, чувств и поведения героя.)


Мы уже сказали, что краткость - важнейшая черта рассказов Чехова.

Исландский писатель Халдор Лакснесс писал: "Я до сих пор убеждён, что ещё не родился мастер рассказа, которого можно было бы поставить в один ряд с Чеховым". Писатель при возможно меньшем объёме максимально передаёт правдивое отражение существенных сторон жизни. За счёт чего это удаётся? За счёт чётко продуманной композиции.

Работа с текстом

Давайте на примере рассказа "Смерть чиновника" рассмотрим, как работал автор над композицией. Назовите все элементы композиции.

Экспозиция - В театре на "Корневильских колоколах". "В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневилъские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства". (Ощущение полного счастья.) Прекрасное начало, прекрасное настроение героя.

- С каких слов начинается завязка?

- Она здесь же, в этом абзаце и начинается со слов: "Но вдруг ... " Что значит вдруг? (Неожиданно, внезапно). Как пишет по этому поводу Чехов? "В рассказах часто встречается это "но вдруг". Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!"

- К чему привело это вдруг?

- Червяков чихнул: "...лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!"

- Скажите, пожалуйста, произошло ли что-то из ряда вон выходящее? (Нет)

- Как пишет об этом Чехов? Как развивалось действие? (Червяков посмотрел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем. Всё это закономерно).

- Но почему Червякову тут же пришлось сконфузиться? Потому ли, что старичок вытирал лысину и бормотал что-то? Или другая была причина?

- Когда он принёс первое извинение? (Первое извинение он принёс тут же в зале. И даже не одно).

- Как принял извинение генерал? (Спокойно принял).

- Но почему-то не успокаивается Червяков? Как он поступает? (Приносит в антракте повторное извинение).

Развитие действия - это четыре извинения чиновника.

Задержка действия - разговор с женой, по дороге домой после последнего извинения.

Кульминация - последнее извинение.

Развязка - смерть чиновника.


- Вам жалко Червякова? (Нет). Что привело чиновника к смерти? Гнев генерала? (Нет.)

Вывод. К смерти чиновника привели страх, холопство. Давайте проследим по тексту, как возникает этот рабский страх? Почему Червяков не верит, что генерал его простил уже после первого извинения? Ведь у генерала совершенно нормальная реакция: принял извинения и обо всём забыл. Ведь чиновника никто не унижает, не оскорбляет, не вынуждает пресмыкаться. (Это добровольное раболепие только потому, что Бризжалов - генерал. Чинопочитание начальства, вошедшее в плоть и кровь, - тот же "футляр", в котором герою уютно и безопасно). Он не мыслит иного поведения, низкопоклонство для него - норма жизни). (Кто из чеховских героев не мог обойтись без футляра?)

4. Текстовый анализ.

- Какие несуществующие действия приписывает генералу не на шутку оробевший, запаниковавший, обеспокоившийся Червяков? (Мстительные намерения: "Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. ... Теперь не подумает, так после подумает!"; "Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит... Нет, это нельзя оставить". ; "... Генерал, а не может понять... Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!")

- Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)

"Ничего ... ничего ... "

"Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать".

"Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой".

"Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю".

"Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой".

"Да вы просто смеётесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью".

"Пошёл вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал".

"Пошёл вон!! - повторил генерал, затопав ногами".

Работа в тетради

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

- Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).

- Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц - страх у одного и гнев у другого - не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, "слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи").


- А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте - деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.


(Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).


Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь? "На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер". (вицмундир Червякова - деталь-символ чиновника). Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника ("машинально" - бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, "не снимая вицмундира"), и тут Чехов использует гиперболу: " ... лёг на диван и ... помер".


Вы обратили внимание на то, как сразу, стремительно развивается сюжет, концовка должна быть как можно более содержательной, эффектной. Такая яркая, острая и неожиданная концовка - один из признаков новеллы. Поэтому чеховские рассказы называют ещё и новеллами.

Автор использует здесь ядовитую иронию: поведения героя лишено логики, налицо контраст причины и следствия. Именно гипербола подчёркивает весь ужас "футляра" - добровольного холопства.

Душа Червякова омертвела, он утратил человеческие качества, превратился в добровольного, жалкого, ничтожного раба. Фамилия у героя - говорящая: (перенос.) червяк - о жалком, ничтожном человеке (презрит.) В рассказе умирает, по сути, не человек, а носитель чина, винтик бюрократической машины. Эта мысль подчёркивается названием "Смерть чиновника", которое отражает идею произведения. Мастерски раскрывает Чехов дикость и противоестественность сложившихся общественных отношений, бездуховность, убожество и пошлость "футлярного человека". В конце рассказа герой уже шёпотом спрашивает: "Что-с?". Что значит эта частица - с? И до этого: чихнул-с, брызнул-с, знать-с. (История частицы -с) Иронию сменяет сатира.

- Сегодня мы говорили об эволюции образа "маленького человека".

Мы заявили в начале урока, что Чехов меняет своё отношение к "маленькому человеку".

Заключительное слово учителя.

Писателю в конце 19 века удаётся по-новому взглянуть на своих героев, на их повседневную жизнь. Он сумел показать, как на отношения между людьми влияют господствовавшие в то время нравы, в первую очередь - принцип господства и подчинения. С особой силой Чехов обличает добровольное холопство, холопство по убеждению.Под пером писателя-реалиста маленькая бытовая сценка превратилась в типичную картину тогдашней жизни. (Е. Tер-Антонянц).Бытовой рассказ писатель обновляет, пересматривает традиционный подход к теме "маленького человека", сознательно порывает с привычной трактовкой образа "маленького человека" как человека униженного и оскорблённого. Потому что за годы, прошедшие после появления гоголевской "Шинели", жизнь показала, что волчьи законы новых буржуазных отношений, поклонение капиталу и чину, являются достоянием не только сильных мира сего.

- Попробуем построить эволюционную ступеньку, покажем эволюцию образа маленького человека .Вспомните ещё раз всех литературных "маленьких людей."

- Как бы вы распределили героев на нашей :эволюционной ступени? К доске необходимо прикрепить под ступенями имена героев.

Самсон Вырин. Есть семья, то есть дочь. Наше отношение к нему - любовь, сочувствие, боль за человека. Оправдана трагическая концовка? Умирает от одиночества, тоски, нет жизни без любви. Сочувствует ли ему автор? Да. Не зря ведь Дуня приезжает на могилу отца и плачет.

Евгений. Была у него невеста, хотел жениться, мечтал о простом человеческом счастье, но наводнение разрушило все мечты. Герой обезумел. Смерть героя оправдана. Нам его жалко, мы ему сочувствуем.

Акакий Акакиевич Башмачкин. Из-за бедности не может жениться, только мечтает об этом. Его неспособность противостоять действительности, бедность вызывают сострадание, жалость, сочувствие, желание помочь. Смерть в конце повести тоже оправдана: простудился, заболел, умер.

Капитан Копейкин. Нет семьи, он на службе. Вернулся инвалидом, отец отказался ему помогать. Сочувствие, обида за героя Отечественной войны, который, став инвалидом, не нужен ни семье, ни стране. Он не умер, а исчез. "Ну, уж как только его доставили на место и куда именно привезли, ничего этого не известно ... "

Чиновник Червяков. Нет сочувствия, сострадания; досада, насмешка: есть жена, возможность посещать театр, свой дом, вицмундир, он не беден и не одинок, как предыдущие герои. Автор негодует. Смерть не оправдана, так как к такому финалу чиновника привёл страх, уничижение.

Вывод.

"Маленький человек" Пушкина, Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки, которые всунул ему Минский. Правда, потом опомнился, вернулся, но их не оказалось уже, тем не менее первоначально это был бунт. Евгений из "Медного всадника" грозит статуе Петра Первого:"Ужо тебе!", Акакий Акакиевич Башмачкин идёт с просьбой к значительному лицу, потом в фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана Копейкина рассказывают, будто он стал главарём шайки. В общем, все борются с несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно ли представить Червякова протестующим? Да и зачем протестовать? Если человека Бог создал по образу и подобию своему, то имеет ли право человек унижать себя? "Уничижение паче гордости", - говорится в Библии.

Попробуйте дописать формулу.

Страх + угодничество + чинопочитание + раболепие = ? Дайте ответ на вопрос, чему это равно. (Духовная смерть. Червяков умер духовно. Физическая смерть закономерна!)

- Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Нет будущего у такого общества.

Если нам не жалко Червякова, значит, нас в этом убедил Чехов, он нас так настроил и предупредил, что "так жить нельзя". Значит мы вмеcте c писателем негодуем . Чехов, " выдавливая из себя по капле раба", и нас призывал к этому.

- Некоторые критики говорили о бездушном отношении к людям, о бесстрастии и хладнокровии. А вы согласны с этим мнением?

Чехов обладал редким даром подмечать в жизни разнообразные проявления лицемерия, лжи, невежества, угодничества. Он показал, что такая жизнь уродует человека, делает его рабом, мещанином, обывателeм. Высмеивая человеческие пороки, писатель никогда не терял веры в человека, в его ум, волю, благородство, доброту. "Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!" - писал он в одном из писeм.

7. Творческая лаборатория.

- К сегодняшнему уроку вы должны были не только прочитать рассказ "Смерть чиновника", но и поделиться своими мыслями о нём. Может быть, к концу урока у вас поменялось мнение? Прочитайте свои работы. Мне очень хочется, чтобы своим мнением поделились и вы.

Домашнее задание. Опережающее: подготовиться к сочинению - ответу на проблемный вопрос: "В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (на примере произведений Л. Н. Толстого, Ф. М.Достоевского, А. П. Чехова)"

Записать: Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, экспозиция перерастает в завязку. Экспозиция может вводить в повествование сведения о действующих лицах вне непосредственной связи с изображаемыми событиями.

Завязка: передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.

Развитие действия: описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.

Задержка действия:

Кульминация: самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.

Развязка: повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей. Индивидуальные задания: короткая биографическая справка 2-3 минуты(самое главное)

Чехов в Сибири

Весной 1890 года Антон Павлович Чехов, направляясь на остров Сахалин, проехал через всю Сибирь. Туда писатель отправился с целью изучения жизни ссыльных на царской каторге. От Тюмени до Томска он намеревался плыть на пароходе.

Из Москвы Чехов выехал 21 апреля 1890 года по железной дороге, затем плыл по Каме пароходом, до Екатеринбурга – снова поездом.

Из Тюмени Чехов отправился дальше по Сибирскому тракту, о котором отозвался как о «самой большой и, кажется, самой безобразной дороге в мире» через Ишим на Томск.

Путешествие было тяжелым. Весна в 1890 году была холодной, поэтому писатель в Ишиме даже купил валенки. В письмах с дороги к родным Чехов рассказывает о многочисленных дорожных приключениях. Сообщает, что недалеко от села Абатского на его возок налетела тройка. К счастью, он отделался незначительными ушибами.

В жизни старой Сибири Чехов разглядел много темных сторон. Писатель увидел промышленную неразвитость Сибири, недаром «из России везут... сюда и полушубки, и ситец, и посуду, и гвозди». Чехов отметил и своеобразную «культуру» местной интеллигенции: «После первых же двух фраз местный интеллигент непременно уж задает вам вопрос: «А не выпить ли нам водки?» Любопытно, что не понравились Чехову и сибирские женщины: «Женщина здесь также скучна, не умеет одеваться, не поет, не смеется, не миловидна...»

Перепало от Чехова и Тюмени:

«В Тюмени я купил себе на дорогу колбасы, но что за колбаса! Когда берешь кусок в рот, то во рту такой запах, как будто вошел в конюшню в тот самый момент, когда кучера снимают портянки; когда же начинаешь жевать, то такое чувство, как будто вцепился зубами в собачий хвост, опачканный в деготь. Тьфу»


Нетрудно сделать вывод, что Чехов мог проникнуться стойкой ненавистью к Сибири. Но не таков тридцатилетний классик. Своему старшему брату Александру он признается: «Конечно, неприятно жить в Сибири, но лучше быть в Сибири и чувствовать себя благополучным человеком, чем жить в Петербурге».


Многие страницы очерков и, что особенно интересно, личных писем Чехова посвящены сибирякам, добрым, трудящимся людям, разным, но почти всегда симпатичным. Чехов замечает их несовершенства, но действует согласно старой мудрости: «Понять – простить». Он их понимает и прощает. Отмечена им и межнациональная сибирская гармония.

С большой симпатией он отозвался о сибирских крестьянах: «Народ здесь хороший, добрый и с прекрасными традициями». Он нашел, что крестьянки «ласковы, чадолюбивы, сердобольны, трудолюбивы и свободнее, чем в Европе».

Сибирский хлеб писатель нашел очень вкусным и убедился, что по всему огромному тракту его пекут прекрасно:

Сам Чехов писал «Вкусны и пироги, и блины, и оладьи, и калачи...»

«К чаю мне подают блинов из пшеничной муки, пирогов с творогом и яйцами, оладий, сдобных калачей… Хлеб везде по сибирскому тракту пекут вкуснейший; пекут его ежедневно и в большом количестве».

По душе пришлись ему доброжелательность и сердечность сибиряков:

«Среди перевозчиков нет ни одного ссыльного, а все свои. Народ добрый, ласковый. Когда я, переплыв реку, взбираюсь на скользкую гору, чтобы выбраться на дорогу, где ждет меня лошадь, вслед мне желают счастливого пути и доброго здоровья и успеха в делах…».

И вот вывод, который можно поставить в эпилог всей сибирской поездки Чехова:

«Боже мой, как богата Россия хорошими людьми. Если бы не холод, отнимающий у Сибири лето, и если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землей».

Мы, сибиряки, в свою очередь, не забудем, сколько сильных, прекрасных честных слов написал он о Сибири. Больше, чем любой другой классик.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Снежана Александровна!

10 January 2023