Урок литературы в 9 класс «А.П. Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ "Смерть чиновника"»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: « Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в. »
Цели урока:
1. Обучающая: продолжать формировать умение анализа
эпического о произведения;
2. Развивающая: стимулировать у каждого учащегося
желание проявлять инициативу, работая в группе, учить
жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, быть
людьми среди людей.
3. Воспитательная: формировать у учащихся понятие
чувства собственного достоинства.
Этапы урока:
Урок начинается с работы над презентацией «А. П. Чехов. Штрихи к портрету писателя». Учитель предлагает детям подумать над эпиграфом к уроку. Не зря эти слова Чехова о человеческом достоинстве взяты к сегодняшнему уроку. Мой рассказ о Мелихове продолжит 3–я «Творческая» группа, у которой было следующее индивидуальное задание: Создать презентацию на тему:
«Наши учителя в Мелихове во время экскурсии ».
2. Работа по анализу текста рассказа « Смерть чиновника » А. П. Чехова в группах.
Слова учителя: Приступаем к анализу рассказа « Смерть чиновника ».
Готовясь к уроку, я, естественно, читала критику. В ней, конечно же, говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…. Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…
Дома вы рассказ прочли и заранее 3 группы получили от меня индивидуальное задание. Анализ произведения предварим небольшой предысторией:
В основу рассказа « Смерть чиновника » легли конкретные факты.
М. П. Чехова вспоминала, что о подобном случае рассказывал бывший директор московских театров Бегичев. Возможно, Чехов опирался и на другой факт, о котором ему рассказал в письме А. В. Петров: один таганрогский чиновник пытался попросить извинения у своего начальника за незначительный проступок, но попытка оказалась неудачной, и чиновник покончил жизнь самоубийством. Оказывается, на первый взгляд, невероятная история имеет реальную основу! И она заставила Чехова задуматься о многом и даже создать на её основе рассказ.
Попробуем понять, к каким же мыслям хотел привести нас писатель.
К работе приступает 1-я группа. ( демонстрируется 30 слайд презентации)
Вся индивидуальная работа 1-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:
1. В первую очередь, остановимся на названии. На что оно настраивает читателя?
Ответ: Конечно, на грустную ноту – что же радостного в смерти?.. А то, что обозначено, чья смерть, заставляет думать о значимости умершего – значит, это какой – то значительный, важный человек.
2. Соответствуют ли наши ожидания тому, что мы прочли?
Ответ: Совсем нет: грусти нет и в помине, чиновник вовсе не является важным человеком – напротив, экзекутор, оказывается, мелкий чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.
И служба его нужна, может быть, полезна, пусть она и не такая значительная.
Всё перевернуто, так сказать, с ног на голову.
3. Почему смерть его оказывается смешной и нелепой?
Как же произошла такая метаморфоза?
Каким образом Чехов превратил значительное в ничтожное, а грустное в смешное?
Ответ: Начнем с самого начала. Что создает комический эффект уже в первом предложении: « В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел на втором ряду кресел и глядел в бинокль на « Корневильские колокола »»? ( рук. группы держит в руках словарь, в тетрадь выписано значение слова « Экзекутор » )
Ответ: Сразу бросается в глаза употребление прилагательного: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…» Оно вызывает улыбку, так как вечер можно назвать прекрасным, но сопоставить с ним мелкого чиновника уже трудно.
4. Над чем же иронизирует Чехов?
Ответ: Над тем, что даже в театре Червяков не забывает, что он – чиновник – экзекутор. Смотрите, уже в первом предложении на первом месте не имя и фамилия героя, а должность.
Случайна ли фамилия героя? Обоснуйте.
Самые разные ответы членов группы:
а) Безусловно, нет. Чехов был мастером по изобретению неожиданных, точных и комических фамилий. Фамилия образована от слова червяк, что обычно помимо буквального своего смысла, обозначающего членистоногое, связывается еще с чем-то незначительным, мелким, пресмыкающимся где-то в прахе земном.
б) Должность у Червякова маленькая – мы уже говорили об этом. Кроме того, кажется, что он, как книжный червь, зарылся в бумагах и ничего, кроме них, не видит.
в) Да, должность у Червякова маленькая, но даже она имеет над ним большую власть, так как подменяет собой весь человеческий мир и становится содержанием его жизни, в которой все измеряется и диктуется чинами.
г) После своего злополучного «апчхи» Червяков оглядывается, как вежливый человек, и первое, что он видит, - не человек, не имя, а должность: «В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения».
6. Какую реакцию вызывает у него открытие, что он обрызгал начальника? Что говорит об этой реакции?
Ответ: Сначала он просто сконфузился, но затем пришел в смятение, испытал ужас:
« Я его обрызгал! – подумал. – Не мой начальник, чужой, но всё – таки неловко. Извиниться надо».
Что он тут же и сделал, но смятение не улеглось: « Его начало помучивать беспокойство». Червяков больше не чувствовал блаженства от оперы.
7. Почему в антракте он снова начинает извиняться перед генералом?
Ответ: Ему кажется, что тот не простил его: собственная незначительная оплошность, в которой он, по сути, был неволен, разрастается в его глазах в нечто устрашающее. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Невозможно себе представить, что человек, сидящий в театре, может возыметь намерение плюнуть на лысину соседа!.. Но фантазия Червякова рисует ему такие невообразимые мысли генерала.
Учитель подключается к работе в группе: Почему? Что питает эту странную фантазию? ( выслушав ответы детей, добавляет:
Она порождена страхом « маленького человека » перед большим начальником, пусть даже чужим. Поэтому его собственная оплошность вырастает в глазах Червякова до оскорбления: нет у него права на чихание рядом с вышестоящими. Он не сразу подошел к Бризжалову а, « походил возле него и, поборовши робость, пробормотал». Страх усилился, и « прекрасный экзекутор » с трудом справляется с ним, что помогают почувствовать данные глаголы и деепричастие. ( найти их и назвать в тексте )
Наша группа проследила, как еще проявляет себя страх у Червякова?
Ответ: В несвязной речи Червякова, насыщенной многоточиями: он будто запинается, теряется, с трудом подбирает слова.
Мы понаблюдали, как реагирует поначалу на его извинения генерал?
Ответ: Сначала он, как любой воспитанный человек, говорит: « Ничего, ничего…», потом, уже в антракте, Червяков начинает его раздражать. ( доказываем текстом )
Генерал « нетерпеливо шевельнул нижней губой », желая отвязаться от странного чиновника, как от надоедливой мухи.
Почему чиновник не успокоился на извинениях в театре?
Ответ: Его беспокоит, что Бризжалов в ответ на его извинения « ни одного слова путного не сказал ». Ему неловко, не хочется вспоминать о происшедшем. Беспокойство изводит Червякова. И он решает извиниться еще раз.
Каким образом Чехов показывает, что эти извинения становятся для Червякова делом особой значимости и важности?
Ответ: Чиновник даже « надел новый вицмундир, подстригся », как перед экзаменом.
К работе приступает 2-я группа. ( демонстрируется 31 слайд презентации)
Вся индивидуальная работа 2-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:
Мы обратили внимание на то, как Червяков ведет себя в приемной генерала и почему Чехов, описывая ситуацию, избегает фамилий, а называет чины?
Ответ: Для Червякова фамилии исчезли, он чувствует себя маленьким экзекутором перед большим генералом. ( доказываем текстом )
«Вчера в « Аркадии », ежели припомните, ваше – ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул – с и… нечаянно обрызгал… Изв…»
Почему он не извиняется, а « докладывает »?
Ответ: Приемная генерала оказывает на него магическое действие: здесь он маленький чиновник, который может лишь « докладывать », отчитываться, а не говорить по – человечески
Какую реакцию это вызывает у Бризжалова?
Ответ: У Бризжалова « доклад » Червякова не вызывает ничего, кроме раздражения: он даже недослушал его.
А как воспринял его реакцию Червяков? Почему?
Какие детали это подсказывают?
Ответ: Червяков испугался еще больше и побледнел. «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»
Учитель помогает группе сделать вывод: Страх мешает ему увидеть истину: проступок экзекутора настолько незначителен, что не заслуживает воспоминаний о нем, а Червяков без конца извиняется, подробностями напоминая незначительный случай, о котором генерал хочет поскорее забыть. Поэтому Червяков тут же делает еще одну попытку которая заставляет Бризжалова состроить «плаксивое лицо ».
О чем говорит нам это « плаксивое лицо »?
Ответ: Да надоел этот назойливый: он его измучил извинениями. И опять экзекутор понимает это выражение лица на свой лад. Для примирения с начальником решает еще раз извиниться: « Я вчера приходил беспокоить ваше – ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинился за то, что, чихая, брызнул – с…а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…»
Какие слова в этом извинении особенно показательны, смешны?
Что в нем доведено до абсурда, до нелепости?
Ответ: Смешно, что сам смех в присутствии « персон » оказывается под запретом. Самоунижение доведено в этом извинении до абсурда.
Дополнения учителя: Удивительно, что еще не поставлена под сомнение возможность дышать!
Как отреагировал генерал на эти слова чиновника?
Ответ: « - Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.
- Что – с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
- Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами ».
8. Какие детали подсказывают нам степень его негодования?
Ответ: Он не крикнул, а « гаркнул », то есть закричал, не сдержав себя, затопал ногами, посинел и затрясся: выдержка изменила ему. И из вежливого начальника он превратился в грубого, злого: « Пошел вон!! »
А какие художественные детали рисуют состояние Червякова?
Ответ: Червяков извинений не просит, а бормочет, потом он переходит на шепот и млеет. Заметьте, если в предыдущий раз он просто побледнел, то теперь он млеет, то есть почти теряет сознание. И в конце концов « в животе у Червякова что–то оторвалось ».
Ситуация достигла кульминации. Развязкой станет смерть чиновника.
Рефлексия. ( слайд 32 из презентации )
Учитель вместе с учащимися подводит итог работы групп и говорит об эволюции образа «маленького человека» в литературе 19 века.
А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» из сборника «Повестей Белкина». Образ Самсона Вырина.
Н.В.Гоголь Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.
А.С.Грибоедов Пьеса «Горе от ума». Образ Молчалина.
М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки.
А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника».
О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?
О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.
Спектакли по произведениям А. П. Чехова ставятся во многих театрах мира, в том числе и в Москве, во МХАТе, и продолжают воспитывать наших зрителей. ( слайд 33 – 34 )
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1455962437.ppt (Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету)
Селиванова Галина Геннадьевна