Урок литературы в 9 класс «А.П. Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ "Смерть чиновника"»

4
1
Материал опубликован 17 February 2016

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: « Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в. »

 

Цели урока:

1. Обучающая: продолжать формировать умение анализа

эпического о произведения;

2. Развивающая: стимулировать у каждого учащегося

желание проявлять инициативу, работая в группе, учить

жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, быть

людьми среди людей.

3. Воспитательная: формировать у учащихся понятие

чувства собственного достоинства.

 

Этапы урока:

Урок начинается с работы над презентацией «А. П. Чехов. Штрихи к портрету писателя». Учитель предлагает детям подумать над эпиграфом к уроку. Не зря эти слова Чехова о человеческом достоинстве взяты к сегодняшнему уроку. Мой рассказ о Мелихове продолжит 3–я «Творческая» группа, у которой было следующее индивидуальное задание: Создать презентацию на тему:

«Наши учителя в Мелихове во время экскурсии ».

2. Работа по анализу текста рассказа « Смерть чиновника » А. П. Чехова в группах.

Слова учителя: Приступаем к анализу рассказа « Смерть чиновника ».

Готовясь к уроку, я, естественно, читала критику. В ней, конечно же, говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…. Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

Дома вы рассказ прочли и заранее 3 группы получили от меня индивидуальное задание. Анализ произведения предварим небольшой предысторией:

В основу рассказа « Смерть чиновника » легли конкретные факты.

М. П. Чехова вспоминала, что о подобном случае рассказывал бывший директор московских театров Бегичев. Возможно, Чехов опирался и на другой факт, о котором ему рассказал в письме А. В. Петров: один таганрогский чиновник пытался попросить извинения у своего начальника за незначительный проступок, но попытка оказалась неудачной, и чиновник покончил жизнь самоубийством. Оказывается, на первый взгляд, невероятная история имеет реальную основу! И она заставила Чехова задуматься о многом и даже создать на её основе рассказ.

Попробуем понять, к каким же мыслям хотел привести нас писатель.

К работе приступает 1-я группа. ( демонстрируется 30 слайд презентации)

 

Вся индивидуальная работа 1-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:

1. В первую очередь, остановимся на названии. На что оно настраивает читателя?

Ответ: Конечно, на грустную ноту – что же радостного в смерти?.. А то, что обозначено, чья смерть, заставляет думать о значимости умершего – значит, это какой – то значительный, важный человек.

 

2. Соответствуют ли наши ожидания тому, что мы прочли?

Ответ: Совсем нет: грусти нет и в помине, чиновник вовсе не является важным человеком – напротив, экзекутор, оказывается, мелкий чиновник, ведавший хозяйственными делами учреждения, наблюдавший за порядком в канцелярии.

И служба его нужна, может быть, полезна, пусть она и не такая значительная.

Всё перевернуто, так сказать, с ног на голову.

 

3. Почему смерть его оказывается смешной и нелепой?

Как же произошла такая метаморфоза?

Каким образом Чехов превратил значительное в ничтожное, а грустное в смешное?

Ответ: Начнем с самого начала. Что создает комический эффект уже в первом предложении: « В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел на втором ряду кресел и глядел в бинокль на « Корневильские колокола »»? ( рук. группы держит в руках словарь, в тетрадь выписано значение слова « Экзекутор » )

Ответ: Сразу бросается в глаза употребление прилагательного: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…» Оно вызывает улыбку, так как вечер можно назвать прекрасным, но сопоставить с ним мелкого чиновника уже трудно.

 

4. Над чем же иронизирует Чехов?

Ответ: Над тем, что даже в театре Червяков не забывает, что он – чиновник – экзекутор. Смотрите, уже в первом предложении на первом месте не имя и фамилия героя, а должность.

Случайна ли фамилия героя? Обоснуйте.

Самые разные ответы членов группы:

а) Безусловно, нет. Чехов был мастером по изобретению неожиданных, точных и комических фамилий. Фамилия образована от слова червяк, что обычно помимо буквального своего смысла, обозначающего членистоногое, связывается еще с чем-то незначительным, мелким, пресмыкающимся где-то в прахе земном.

б) Должность у Червякова маленькая – мы уже говорили об этом. Кроме того, кажется, что он, как книжный червь, зарылся в бумагах и ничего, кроме них, не видит.

в) Да, должность у Червякова маленькая, но даже она имеет над ним большую власть, так как подменяет собой весь человеческий мир и становится содержанием его жизни, в которой все измеряется и диктуется чинами.

г) После своего злополучного «апчхи» Червяков оглядывается, как вежливый человек, и первое, что он видит, - не человек, не имя, а должность: «В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения».

 

6. Какую реакцию вызывает у него открытие, что он обрызгал начальника? Что говорит об этой реакции?

Ответ: Сначала он просто сконфузился, но затем пришел в смятение, испытал ужас:

« Я его обрызгал! – подумал. – Не мой начальник, чужой, но всё – таки неловко. Извиниться надо».

Что он тут же и сделал, но смятение не улеглось: « Его начало помучивать беспокойство». Червяков больше не чувствовал блаженства от оперы.

 

7. Почему в антракте он снова начинает извиняться перед генералом?

Ответ: Ему кажется, что тот не простил его: собственная незначительная оплошность, в которой он, по сути, был неволен, разрастается в его глазах в нечто устрашающее. «Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..» Невозможно себе представить, что человек, сидящий в театре, может возыметь намерение плюнуть на лысину соседа!.. Но фантазия Червякова рисует ему такие невообразимые мысли генерала.

Учитель подключается к работе в группе: Почему? Что питает эту странную фантазию? ( выслушав ответы детей, добавляет:

Она порождена страхом « маленького человека » перед большим начальником, пусть даже чужим. Поэтому его собственная оплошность вырастает в глазах Червякова до оскорбления: нет у него права на чихание рядом с вышестоящими. Он не сразу подошел к Бризжалову а, « походил возле него и, поборовши робость, пробормотал». Страх усилился, и « прекрасный экзекутор » с трудом справляется с ним, что помогают почувствовать данные глаголы и деепричастие. ( найти их и назвать в тексте )

Наша группа проследила, как еще проявляет себя страх у Червякова?

Ответ: В несвязной речи Червякова, насыщенной многоточиями: он будто запинается, теряется, с трудом подбирает слова.

Мы понаблюдали, как реагирует поначалу на его извинения генерал?

Ответ: Сначала он, как любой воспитанный человек, говорит: « Ничего, ничего…», потом, уже в антракте, Червяков начинает его раздражать. ( доказываем текстом )

Генерал « нетерпеливо шевельнул нижней губой », желая отвязаться от странного чиновника, как от надоедливой мухи.

Почему чиновник не успокоился на извинениях в театре?

Ответ: Его беспокоит, что Бризжалов в ответ на его извинения « ни одного слова путного не сказал ». Ему неловко, не хочется вспоминать о происшедшем. Беспокойство изводит Червякова. И он решает извиниться еще раз.

Каким образом Чехов показывает, что эти извинения становятся для Червякова делом особой значимости и важности?

Ответ: Чиновник даже « надел новый вицмундир, подстригся », как перед экзаменом.

К работе приступает 2-я группа. ( демонстрируется 31 слайд презентации)

 

Вся индивидуальная работа 2-й группы с вопросами, заданиями и примерными ответами учащихся:

Мы обратили внимание на то, как Червяков ведет себя в приемной генерала и почему Чехов, описывая ситуацию, избегает фамилий, а называет чины?

Ответ: Для Червякова фамилии исчезли, он чувствует себя маленьким экзекутором перед большим генералом. ( доказываем текстом )

«Вчера в « Аркадии », ежели припомните, ваше – ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул – с и… нечаянно обрызгал… Изв…»

Почему он не извиняется, а « докладывает »?

Ответ: Приемная генерала оказывает на него магическое действие: здесь он маленький чиновник, который может лишь « докладывать », отчитываться, а не говорить по – человечески

Какую реакцию это вызывает у Бризжалова?

Ответ: У Бризжалова « доклад » Червякова не вызывает ничего, кроме раздражения: он даже недослушал его.

А как воспринял его реакцию Червяков? Почему?

Какие детали это подсказывают?

Ответ: Червяков испугался еще больше и побледнел. «Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

Учитель помогает группе сделать вывод: Страх мешает ему увидеть истину: проступок экзекутора настолько незначителен, что не заслуживает воспоминаний о нем, а Червяков без конца извиняется, подробностями напоминая незначительный случай, о котором генерал хочет поскорее забыть. Поэтому Червяков тут же делает еще одну попытку которая заставляет Бризжалова состроить «плаксивое лицо ».

О чем говорит нам это « плаксивое лицо »?

Ответ: Да надоел этот назойливый: он его измучил извинениями. И опять экзекутор понимает это выражение лица на свой лад. Для примирения с начальником решает еще раз извиниться: « Я вчера приходил беспокоить ваше – ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинился за то, что, чихая, брызнул – с…а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…»

Какие слова в этом извинении особенно показательны, смешны?

Что в нем доведено до абсурда, до нелепости?

Ответ: Смешно, что сам смех в присутствии « персон » оказывается под запретом. Самоунижение доведено в этом извинении до абсурда.

Дополнения учителя: Удивительно, что еще не поставлена под сомнение возможность дышать!

Как отреагировал генерал на эти слова чиновника?

Ответ: « - Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что – с? – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

- Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами ».

 

8. Какие детали подсказывают нам степень его негодования?

Ответ: Он не крикнул, а « гаркнул », то есть закричал, не сдержав себя, затопал ногами, посинел и затрясся: выдержка изменила ему. И из вежливого начальника он превратился в грубого, злого: « Пошел вон!! »

А какие художественные детали рисуют состояние Червякова?

Ответ: Червяков извинений не просит, а бормочет, потом он переходит на шепот и млеет. Заметьте, если в предыдущий раз он просто побледнел, то теперь он млеет, то есть почти теряет сознание. И в конце концов « в животе у Червякова что–то оторвалось ».

Ситуация достигла кульминации. Развязкой станет смерть чиновника.

 

Рефлексия. ( слайд 32 из презентации )

Учитель вместе с учащимися подводит итог работы групп и говорит об эволюции образа «маленького человека» в литературе 19 века.

А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» из сборника «Повестей Белкина». Образ Самсона Вырина.

Н.В.Гоголь Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.

А.С.Грибоедов Пьеса «Горе от ума». Образ Молчалина.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки.

А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника».

О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

Спектакли по произведениям А. П. Чехова ставятся во многих театрах мира, в том числе и в Москве, во МХАТе, и продолжают воспитывать наших зрителей. ( слайд 33 – 34 )

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1455962437.ppt (Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету)

Предварительный просмотр презентации

«Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19в.» Тема урока:

Цели урока: Обучающая: продолжать формировать умение анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении. Развивающая: стимулировать у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, быть людьми среди людей. Воспитательная: формировать у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.

Эпиграф к уроку: Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство! (из письмаА.П.Чехова брату Михаилу)

Антон Павлович Чехов Известный режиссер театра В.И. Немирович-Данченко рисует портрет Чехова так: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого человека, с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами. Без излишней застенчивости и, очевидно, склонен к невычурной чистоплотности и внешней порядочности. Голос очень низкий, молодой бас, дикция настоящая, русская, даже переливающаяся в легкий распев. Он без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности».

Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860г. в Таганроге, небольшом портовом городе на берегу Азовского моря. Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860г. в Таганроге, небольшом портовом городе на берегу Азовского моря.

Троицкая церковь в Таганроге. 19 век В 1841г. дед Чехова, энергичный и предприимчивый крестьянин, заплатив за себя и троих сыновей 3500 рублей, выкупился у помещика Черткова на волю. Один из этих сыновей, служивший сначала приказчиком, а потом занявшийся в Таганроге мелкой торговлей, и был отцом будущего писателя. Предки Чехова, крестьяне Воронежской губернии, были крепостными.

В обстановке детских и юношеских лет Чехова было много типично мещанского. У отца была бакалейная лавка. В ней, подчиняясь требованиям отца, маленький Антоша терпеливо отсиживал долгие часы. Этот круг совсем не детских забот и интересов накладывал на домашнюю жизнь будущего писателя отпечаток скуки и обывательщины. Впоследствии Чехов говорил:»В детстве у меня не было детства».

Семья молодого мещанина. 19 век Семья молодого мещанина. 19 век В праздничные дни Антоша с братьями пел в церкви на клиросе, прислуживал в алтаре и звонил на колокольне. Учился Чехов сначала в местной греческой школе, а затем в гимназии. Большой радостью его детской жизни, скрашивавшей и скуку домашнего быта, и казённую серость гимназического уклада, было посещение местного театра.

Можно думать, что именно театр заронил в душу впечатлительного мальчика первые искры любви к литературе и искусству. Можно думать, что именно театр заронил в душу впечатлительного мальчика первые искры любви к литературе и искусству. Театр в Таганроге. 18 век

Именно под влиянием посещений театра Антоша организует домашние спектакли. Актерами были его братья и сестра. И сам он выступал в главных ролях. (например, в роли Городничего в комедии Гоголя «Ревизор»).

К гимназическим годам относятся и первые литературные опыты Чехова (драма «Безотцовщина» и другие пьесы). Запутавшись в денежных делах и спасаясь от кредиторов, скрылся, уехав в Москву, отец Чехова. Антон был оставлен до окончания курса гимназии в Таганроге один, зарабатывая средства к жизни репетиторством. Предоставленный самому себе, юноша проходит суровую жизненную школу.

Борьба за существование приучает его рано приглядываться к окружающему быту. Он самостоятельно мыслит и критически относится к пошлости, которой пропитана была провинциальная жизнь. Закончив курс гимназии, Чехов осенью 1879 г. переезжает в Москву, где кое-как устроилась его семья.

Получив стипендию от таганрогского городского управления, он поступает на медицинский факультет Московского университета. Получив стипендию от таганрогского городского управления, он поступает на медицинский факультет Московского университета. К студенческому периоду относятся первые выступления Чехова в печати. Юный студент в поисках заработка начинает сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки» и других под псевдонимами: Антоша Чехонте , Антон Ч., Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Крапива и пр.

Некоторые из произведений этого периода составили первый сборник рассказов Чехова-«Сказки Мельпомены» Выпущен им в год окончания университета(1884). Окончив университет, Чехов решил заняться медицинской практикой, выполнял в одной из больниц обязанности земского врача. «За все лето-заработал я всего 1 рубль». По соседству жил в это время художник И. Левитан, тесная дружба с которым продолжалась у Чехова вплоть до смерти художника.

В 1886 г. вышел в свет второй сборник Антоши Чехонте- «Пёстрые рассказы». Известность Чехова постепенно росла. А в 1887 г. появляется третий сборник его рассказов – «В сумерках». Этот сборник приносит писателю настоящую славу: Академия наук присуждает ему Пушкинскую премию.

В 1888г. на сцене частного московского театра Корша появилась первая пьеса Чехова «Иванов» В 1888г. на сцене частного московского театра Корша появилась первая пьеса Чехова «Иванов» В том же году печатается повесть Чехова «Степь». Ему хотелось добиться того, чтобы в повести «пахло сеном»

Как человек Чехов производил на всех обаятельное впечатление. Лев Толстой, познакомившись с ним, говорил А.М. Горькому: «Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий, точно барышня! Просто-чудесный!» По своим общественным взглядам Чехов не был революционером. Некоторые критики обвиняли его даже в отсутствии политических убеждений.

В 1890 г. Чехов приходит к мысли, что участие его в борьбе с правительственным насилием должно вылиться в какую-то серьезную и активную форму. В 1890 г. Чехов приходит к мысли, что участие его в борьбе с правительственным насилием должно вылиться в какую-то серьезную и активную форму. Он решает отправиться на остров Сахалин для изучения быта каторжан и ссыльных поселенцев. Поездка была разрешена.

Писатель вообще не отличался крепким здоровьем. Уже в 1884 г. у него обнаружились признаки туберкулёза и пошла горлом кровь. Писатель вообще не отличался крепким здоровьем. Уже в 1884 г. у него обнаружились признаки туберкулёза и пошла горлом кровь. Как врач, Чехов знал, что это значит. Поездка его на Сахалин была подлинным гражданским подвигом. Каторга произвела на него страшное впечатление. Сахалин – «это место невыносимых страданий», - заявил он.

Результатом этого путешествия была книга «Остров Сахалин». Из-за нее писатель был взят под надзор полиции.

В 1892 году писатель принимает участие в организации помощи голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний. В селе Мелихове Московской губернии заведует холерным бараком.

В этом селе Мелихове, в шестидесяти километрах от Москвы, Чехов покупает себе небольшое имение и переселяется туда со своей семьей. В этом селе Мелихове, в шестидесяти километрах от Москвы, Чехов покупает себе небольшое имение и переселяется туда со своей семьей.

Работа 3 творческой группы над презентацией: «Наши учителя в Мелихове»

Учитель нашей школы Наталья Николаевна Удовенко была на курсах в Москве. Учитель нашей школы Наталья Николаевна Удовенко была на курсах в Москве.

В один из прекрасных дней они совершили экскурсию в имение Мелихово, где когда-то жил А.П. Чехов.

Виды Мелихова Виды Мелихова

Интерьер одной из комнат дома Чеховых. Интерьер одной из комнат дома Чеховых.

Комната горничной. Комната горничной.

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» Приступает к работе 1 группа

К работе по анализу К работе по анализу рассказа приступает 2 группа.

Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 века. А.С.Пушкин Повесть «Станционный смотритель» из сборника «Повестей Белкина». Образ Самсона Вырина. Н.В.Гоголь Повесть «Шинель». Образ Акакия Акакиевича. А.С.Грибоедов Пьеса «Горе от ума». Образ Молчалина. М.Е.Салтыков – Щедрин. Сказки. А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника».

МХАТ имени Чехова в Москве

Главный режиссер театра в наши дни О.П. Табаков. Главный режиссер театра в наши дни О.П. Табаков.

Самоанализ урока Уважаемые гости! Сегодня вам был представлен урок литературы в 9 классе . Урок по теме: «Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в литературе 19в.»

Цель урока была поставлена перед учащимися в понятной, вполне доступной форме. Цель урока была поставлена перед учащимися в понятной, вполне доступной форме. Содержание урока соответствует заявленной теме, которая идёт по тематическому планированию.

По своему типу урок – объяснение нового материала с элементами анализа эпического произведения. По своему типу урок – объяснение нового материала с элементами анализа эпического произведения. Дети заранее были разделены на три группы : две группы получили индивидуальное задание, третья -творческая, также с индивидуальным заданием ( применяю технологию сотрудничества)

В конце урока – основной вывод всей работы . В конце урока – основной вывод всей работы . Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Считаю, что личностно-ориентированные технологии, какой является технология обучения в сотрудничестве, в группе, достаточно свободно может вписаться в мои традиционные уроки. Знаю, что на таких уроках, ученик является главной фигурой, а не учитель.

Ученик самостоятельно получил знания и желает поделиться ими с товарищами в группе. Совместные размышления, дискуссии, исследования имеют огромное значение для развития личности. Ученик самостоятельно получил знания и желает поделиться ими с товарищами в группе. Совместные размышления, дискуссии, исследования имеют огромное значение для развития личности.

Традиционная парадигма образования -«учитель-ученик-учебник» на таких уроках заменяется на новую парадигму - «учебник-книга-учитель». А я смею надеяться, что мой сегодняшний урок подходит под эту формулу. Традиционная парадигма образования -«учитель-ученик-учебник» на таких уроках заменяется на новую парадигму - «учебник-книга-учитель». А я смею надеяться, что мой сегодняшний урок подходит под эту формулу.

Трудностей всегда много: дети подходили до урока несколько раз с просьбой проверить, правильно ли я сделал вывод, обобщение . Трудностей всегда много: дети подходили до урока несколько раз с просьбой проверить, правильно ли я сделал вывод, обобщение . Основные методы, используемые мной на уроке,- исследовательский и метод наблюдения при работе в группе, ведь главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Обучение в сотрудничестве сегодня на уроке и особенно подготовка к этому уроку были главными методами обучения .

Думаю, что гости видели, как каждая группа заинтересована в успехе всей команды, каждого её члена, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Думаю, что гости видели, как каждая группа заинтересована в успехе всей команды, каждого её члена, поскольку успех команды зависит от вклада каждого. Задания в группах соответствовали возрастным особенностям учеников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

спасибо,Надежда Николаевна!

30 November 2023