Урок литературного чтения "Что есть красота? Николай Алексеевич Заболоцкий "Некрасивая девочка"

Пояснительная записка к презентации
Урок литературного чтения 8 класс «Что есть красота?
Николай Алексеевич Заболоцкий «Некрасивая девочка»
Разработала и провела: учитель русского языка и литературы
МКОУ «Чёрмозская КШИ» Гладких Мария Павловна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со стихотворение Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
совершенствовать технику правильного, беглого чтения;
познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;
помочь обучающимся понять, что есть красота для Н.А. Заболоцкого;
Коррекционно - развивающие:
коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;
развивать память через обогащение и уточнение словарного запаса у обучающихся;
развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;
развивать эстетический вкус у обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви, милосердия, доброты, понимания, сострадания, проявлять уважительное отношение к другому человеку;
формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать учащихся к саморазвитию;
формирование собственной нравственной позиции.
Оборудование:
Чтение. 8 - й класс: учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авт.-сост. З.Ф. Малышева. - 18-е изд. стер. - М.: «Просвещение, 2023. стр. 227 (190)
Видеоклип«Вальс Е. Доги «Мой ласковый и нежный зверь. Монтаж» (автор Светлана Левина); презентация.
Раздаточный материал: листочки со словарными словами, листочки с кувшином для практического задания.
На доске наглядность: таблички (словарное слово «красота»; выдержка из стихотворения «что есть красота?»), две картинки с сосудами, портрет девочки.
Планируемые результаты. Учащиеся должны уметь:
- внимательно слушать стихотворение и понимать его смыл;
- выразительно читать стихотворение;
- по вопросам учителя рассказать о чем читали или слушали.
Ход урока.
СЛАЙД 1
1.Организационный момент.
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята, присаживаемся на свои места, дежурный сдает рапорт.
II. Психологический настрой.
Чтобы наш урок прошёл интересно, пробудил добрые чувства, начнём его с общения с прекрасным – с музыкой. (Просмотр видеоклипа «Евгений Дога. Вальс «Мой ласковый и нежный зверь. Монтаж»).
Какими словами вы могли бы охарактеризовать эту музыку, эта музыка ……. какая?(волнующая, тревожная, красивая, чарующая, приятная, прекрасная).
То есть мы с вами ощутили, почувствовали от неё удовольствие. Вы сказали красивая. И тема урока связана с красотой.
СЛАЙД 2
III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
Тема урока «Что есть красота? Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Познакомиться со стихотворением, научимся читать выразительно, ответим на вопрос: что есть красота?
IV. Речевая разминка.
Чтобы говорить на уроке правильно, четко, красиво, читать выразительно - давайте подготовимся. Выполним упражнения.
СЛАЙД 3
На картинке зашифрована скороговорка. Предположите, о чем будет эта скороговорка?
СЛАЙД 4
Давайте прочитаем скороговорку тихо, громко, шепотом, беззвучно, но при этом, следите за тем, чтобы ваши губы двигались при чтении шепотом.
Красавица Карина-
Красива на картине.
У красавицы Карины
Красота , а не картины!
Молодцы, возвращаемся к теме урока.
СЛАЙД 5 тема урока
V. Изучение нового материала.
1. Новый материал.
Прежде чем мы начнем работать давайте обозначим границы понятия «Красота». В начале урока мы слушали красивую музыку. Воспринимали красоту на слух.
Как еще мы можем воспринимать красоту?(Глазами, зрением, её можно увидеть)
Красота – это всё красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (вывешивается на доску слово красота).
Составьте словосочетания со словами «красота», «красивый», «красивая», «красиво» (красивая душа, красота природы, красивый поступок, красивые мысли, красивая одежда, красивое лицо, выглядеть красиво).
Какая бывает красота? (внешняя и внутренняя, красота души) Как вы думаете? Что означает внешняя красота? (красивое лицо, красивая внешность). Внутренняя красота?( красивый поступок, красивая душа).
Николай Алексеевич Заболоцкий затронул тему внутренней красоты в стихотворении «Некрасивая девочка»
О жизни писателя небольшое сообщение подготовил Егор.
Николай Алексеевич Заболоцкий родился в 1903-1958. Вырос в большой семье. Отец – агроном, мать – школьная учительница, в семье – шестеро детей. Николай – первенец. Детство протекало в селе. Поэзия в биографии Николая Заболоцкого была основным увлечением уже с детства. В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. Переехав в Петроград, Заболоцкий поступает в педагогический институт и становится писателем. В 1938 году поэт был несправедливо лишён свободы и сослан на Дальний Восток. Он работал на стройке, прокладывал железную дорогу в тайге, добывал соль в степи. Писать приходилось по ночам, расположившись на кровати – стола не было. Вернувшись в Москву, Заболоцкий занимался в основном переводами. Он становится признанным мастером переводческого дела. Появляются в печати и его собственные стихотворные произведения. В них поэт говорит о красоте природы, о жизни, о человеке, которому сострадает, в котором уважает человеческое достоинство. Его стихи просты и искренни, они несут идеи добра и красоты.
2. Прослушивание стихотворения (видеопрезентация)
А сейчас прослушаем стихотворение «Некрасивая девочка» (прослушивание аудиозаписи и просмотр ролика, сделанный с помощью искусственного интеллекта) СЛАЙД 6
СЛАЙД 7 тема урока
3. Проверка первичного восприятия.
Понравилось ли вам стихотворение?
Кто главный герой? (девочка)
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие, сострадание) Почему?
4.Чтение стихотворения учащимися «вполголоса». Словарная работа.
Откройте учебники на стр.190. Вам предстоит самостоятельно прочитать стихотворение. Но прежде, чем вы приступите к чтению, давайте поработаем со словами. Вам встретятся такие слова, как: (на слайде и листочки со словами и их определениями у детей на партах)
Худая рубашонка - рваная старая одежда.
Сверстники – люди одного возраста.
Томит - переполняет душу, волнует.
Ликует - торжествует, радуется.
Бытиё – жизнь.
Умысла худого – злые намерения, плохие мысли.
Безмерно - чрезвычайно, очень…
Что для иных мертво – неинтересно, безразлично для некоторых людей.
Дурнушка – некрасивая.
Прельстить воображенье - понравиться, привлечь внимание.
Младенческая грация души – чистая душевная красота.
Сквозит - пропускает свет.
Обожествляют–преклоняются, обожают, боготворят.
Сосуд - вместилище для чего-либо.
Приступаем к самостоятельному чтению «вполголоса».
Прежде, чем мы продолжим работать над стихотворением, я предлагаю вам немного отдохнуть. Я прошу вас встать.
5.Физминутка.
- Предлагаю вам немного отдохнуть.
Упражнения для шейного отдела позвоночника.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
Вращение головы.
Поворот головы вправо-влево.
Круговые движения головой в одну и другую сторону.
Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Разминка для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Аналитическое чтение по частям, с последующим разбором содержания.
1 часть
А теперь давайте поработаем над текстом стихотворения.
Почему Николай Заболоцкий назвал стихотворение «Некрасивая девочка»? (некрасивая по внешности)(вывесить на доску портрет некрасивой девочки)
Найдите в тексте и зачитайте описание портрета девочки.
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Что происходит вокруг, чем занята девочка?
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
А кем является девочка для мальчишек? (подружка)
А почему они сейчас про неё забыли? (они заняты обкаткой нового велосипеда)
А девочка обиделась на них? (нет)
Докажите примером из текста.
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Перечислите, какие чувства испытывает девочка? (радость, смех, счастье)
А почему она себя так ведёт. Давайте прочитаем «хором» следующие 4 строчки.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
Как вы понимаете эти строчки? (она не завидует, не желает зла другим, она радуется за других, а радость других – это её радость)
Итак, давайте обобщим: что мы узнали о героине стихотворения? (некрасивая внешне девочка испытывает смех, радость, счастье вместе со своими друзьями, радуется вместе с другими, не испытывает зависти, зла, радуется за других)
Как вы думаете, автору нравится эта девочка?
С каким настроением будем читать 1 часть стихотворения? (воодушевленно, приподнятое настроение)
Прочитайте выразительно 1 часть.
Часть
Читает учитель:
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
О чём переживает автор? Что поймет девочка, когда подрастет?(пока она маленькая, она не понимает, что она некрасивая, а взрослея, будет понимать, возможно, будет стыдиться, переживать и страдать)
Во что верит автор? Кто зачитает нам эти строки?
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
-Автор надеется, что жестокий мир не сломит ее чистую душу, верит, что память внутри нее сможет сжечь всё плохое.
- Николай Алексеевич считает, что девочке даст силу «переболеть боль» её «младенческая грация души». Давайте вспомни, что такое «младенческая грация души»? Об этом мы говорили в начале урока (у девочки богатая чистая душа)
Аня, прочитай следующие 4 строки.
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
Как автор к девочке относится? (он любит её, у неё богатая душа)
Как вы думаете, автор переживает за девочку? За ее будущее?
С каким настроение будем читать эту часть? (с переживанием)
Прочитайте выразительно 2 часть
3 часть
Кто готов прочитать последние строчки.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Какой вопрос задает автор? (А если это так, то что есть красота и почему её обожествляют люди?)
Какие слова вы считаете главными, самыми важными в стихотворении? (на доску вывешиваются сосуды с надписями).
ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?
СОСУД, ОГОНЬ,
в котором мерцающий
ПУСТОТА в СОСУДЕ
О какой красоте свидетельствует пустой сосуд?(о внешней)
А что такое огонь в сосуде? (огонь души, душевная красота)
Что же, по мнению Заболоцкого, главное: внешний вид или внутренний мир человека?
Так что же такое внутренняя красота? (это внутренний мир человека, красота его души, сострадание, хорошие поступки, человеческое отношение к окружающим)
Сам поэт обладал этими качествами. Современники отмечали в нем «величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность - то, что входит в понятие «грация души». Его стихи очищают и согревают душу читателя.
Прочитайте выразительно последнюю часть.
Чем же человек может наполнить сосуд своей души, чтобы она была красива? (Конечно же, нравственными ценностями – важные и правильные принципы. Обучающиеся получают лист бумаги с изображением красивого сосуда)
Представьте, что это ваша душа. Наполните, сосуд важными ценностями человека, запишите которые для вас являются главными в жизни, которые смогут зажечь вашу душу. (Благодарность, уважение, сострадание, чуткость, милосердие, благородство, честность, терпимость к людям, сдержанность, деликатность, доброта, любовь)
Кто готов представить свой сосуд.
Спасибо за ваши ответы.
VI.Итог урока.
С каким произведением мы познакомились? Кто автор этого произведения?
В чём истинная красота героини произведения?
Как отвечает Заболоцкий на вопрос: «Что есть красота?
Что главное вы на уроке запомнили? (что человека судят не по внешности, а по делам и поступкам)
Спасибо вам за ваши ответы. Ребята, я хочу, чтобы этот урок стал не просто уроком, обучающим вас работать с текстом, понимать его, видеть красоту авторского слова и мысли, сколько уроком человечности, доброты, чуткости. Хочется верить, что вы, став взрослыми, никогда не утратите огонёк своей души, что всегда будете стараться за внешней красотой разглядеть внутреннюю. Хочу вам вручить памятки - закладки, с советами о том как воспитывать у себя лучшие качества присущие человеку с красивым внутренним миром.
Советы учащимся, как воспитать у себя нравственные ценности. (памятка)
Надо критически оценивать своё поведение.
Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждое твоё желание, каждый твой поступок отражается на окружающих.
Проверяй свой поступок вопросом, не делаешь ли ты зла, не причиняешь ли неудобство другим людям.
Старайся всё делать так, чтобы тем, кто рядом с тобой, было хорошо.
Научись платить добром на добро.
VII. Выставление оценок за урок
Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Оценку «5» я поставлю ..., «4» поставлю ….., «3» поставлю…. ,
VIII. Рефлексия.
Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, вам было интересно, то прикрепите к вазе с надписью «огонь, мерцающий в сосуде» белый цветок, если не понравилось, или вам что было не понятно - то красныйцветок в вазу с надписью «сосуд, в котором пустота».
Спасибо всем за хорошую работу на уроке.
Ссылка на презентацию к уроку: https://disk.yandex.ru/i/wB-Ufny-WxHg9w
Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/wB-Ufny-WxHg9w
Селиванова Галина Геннадьевна