Урок литературного чтения: М.Лермонтов «Утёс», «Молитва» (4 класс)

8
0
Материал опубликован 14 September 2020

Волосникова Елена Ивановна , 4 класс Литературное чтение

Тема: М.Лермонтов «Утёс», «Молитва».

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

М.Лермонтов «Утёс», «Молитва»

Форма проведения

Урок-проект

Тип урока

Открытия новых знаний

Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.

Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля,

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая



Межпредметные связи

Русский язык



Цель для учителя

Цель для обучающихся

Планируемый результат

Создать условия для открытия творчества Лермонтова учащимися.

- открыть новое качество в поэзии Лермонтова;
- развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности;

Предметные:
- продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова,

- формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение

.Метапредметные:
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной речи;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
- владеть диалогической формой коммуникации;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Задачи для учителя

Задачи для обучающихся

- формировать стойкий интерес к книге и потребность чтения, знакомить с литературными понятиями, продолжить работу с поэтическим произведением,

- формировать личные качества ученика, прививать любовь к русской литературе,

- развивать дикцию, речь, память учащихся, учить устанавливать причинно – следственные связи.

- развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей;
- формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

- обогащать словарный запас.

Определить:

- Что такое одиночество?

- Как его избежать?

- Как помочь людям , оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

- Выразительно читать стихотворение.




Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Начинаем наш урок

В школе ты не одинок

Сели прямо, повернулись

И друг другу улыбнулись.

- Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок литературного чтения.

Проверяют готовность к уроку. Дети улыбаются.

Регулятивные, личностные, коммуникативные

2.Актуализация опорных знаний.

- Скажите, пожалуйста, с творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

-Что было задано на дом? Давайте ещё раз послушаем стихотворение.



-Вспомним, что вы узнали о М.Ю.Лермонтове. Работаем в парах.

На столе у вас листы с вопросами. Вы должны записать ответы. Даю 2 мин. Приступаем















Проверка.

-М.Ю.Лермонтова.

-Чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Горные вершины».

Кто воспитывал будущего поэта?

бабушка

Где жил М.Ю.Лермонтов?

в Тарханах

Когда Россия открыла стихи великого поэта- молодого офицера Лермонтова?

после смерти А.С.Пушкина

Как называлось это стихотворение?

«Смерть поэта»

Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов?

неполные 27 лет

Как называли Лермонтова?

преемником Пушкина

Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные

3.Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи.

-Ребята, вы уже много знаете. А чему бы вы хотели научиться?



-Для чего это нужно?







- Итак, цель нашего урока сегодня:

- Задачи?





- Каким образом мы решим все поставленные задачи?

-Прочитайте, с какими произведениями мы познакомимся?

- Почему они изучаются на одном уроке? Что их объединяет?

- Давайте сделаем предположение, что хотел сказать М.Ю.Лермонтов этими произведениями?




-Выразительно читать стихотворение Лермонтова, открывать секреты создания стихов поэтом.

-Понимать смысл, настроение героя, развивать эмоции, чувства, уметь контролировать свои эмоции, помогать другим, находить выход из сложившейся ситуации, знать творчество М.Ю.Лермонтова.

-Дальше изучить творчество поэта.

-Выявить душевное состояние поэта, научиться контролировать свои эмоции, применять в жизни полученный литературный опыт.

- Проанализируем стихотворение, выразительное чтение.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные


4.Открытие нового знания.









5.Стадия осмысления









































































































6.Работа над изобразительными средствами языка.

















7.Выразительное чтение стихотворения.









8.Включение нового знания.









































9.Рефлексия деятельности (итог урока)

- Прочитайте название 1 стихотворения на с.51.

- Как вы понимаете значение слова утёс? Прочитайте в учебнике.

- В последние месяцы жизни поэт создал это стихотворение.

-Как вы думаете, о чём будет это произведение?

- Какое настроение оно вызовет у вас? Предположите и попробуйте объяснить. Вспомните, когда поэт писал это стихотворение.

- Слушаем стихотворение. Вспомним наши вопросы и дадим на них ответы (настроение, о чём)

- Где мы обычно находим ответы для нахождения значения непонятных слов?

- Я сделала закладки, прочитайте.

- Кто герои этого произведения?

- Чтобы понять, какие литературные средства использовал Лермонтов в своём стихотворении, предлагаю поработать в группах и выполнить задания.

Инструктаж.

1.Прочитайте.

2.Ответьте.

3.Выберите выступающего, докажите.

Приступайте, даю 7 мин.



























- Какая была тучка?





- Весёлая или грустная? Докажите.

-Что делала тучка?

- Где?

- Почему?



- Подумала ли она об утёсе?

- Что олицетворяет тучка?

- Какой был утёс?





- Где он стоит?

- Почему в пустыне?



-Почему?

-Как автор сначала назвал утёс?



- А потом, когда тучка улетела?

- Это стихотворение о природе или о чём-то другом?

- Зачем Лермонтов его написал, что он хотел сказать?





- Кого вы сейчас вспомнили?

- Что вы для них делаете?



- На чьей стороне автор?



- Послушаем отчёт 2 группы.















- Все проверяют.

-Оцените свою работу.



- Одинаково ли мы будем читать обе части?

Выразительное чтение.









- Послушаем 4 группу.



















- Какие чувства испытывал сам поэт, когда писал это стихотворение?

- Прочитайте название второго стихотворения.

- Скажите, пожалуйста, в каком случае человек обращается к молитве?





- Что такое молитва? Прочитаем в словаре.



- В учебнике на стр. 52 прочитайте 1 вопрос.

- Какой выход предлагают авторы учебника? Прочитайте.

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва».

- Знаете ли вы молитвы?

- Прочитайте задание1 на стр.53 молча.

-Ответим на вопрос, поставленный вначале урока. Что объединяет эти два произведения?

- Что хотел сказать Лермонтов этими стихотворениями?

Одиночество - самое большое несчастье в жизни, но его можно и нужно преодолевать. И не только самому, но и помогать другим, уметь контролировать свои эмоции, « не опускать руки»

- Достигли ли мы цели урока?

- Решили поставленные задачи?

-Подведём итоги:

На уроке я узнал...

Было интересно...

Я понял, что...

Теперь я могу...

- Желаю вам удачи!

М.Ю.Лермонтов «Утёс».



Предположения детей.









- В «Толковом словаре» Ожегова.





-Тучка, утёс.











1 группа.

Разложите карточки в 2 группы. Докажите свои мысли: «Что олицетворяют герои?»

Тучка М Утёс о

маленькая о великан д

золотая л старый и

молодая о задумчивый н

весёлая д грустный о

беззаботная о одинокий ч

легкомысленная с е

т с

ь т

в

о

- Маленькая, потому что тучка, а не туча.

- Золотая, от цвета луны.

Молодая.

- Ночевала.

- На груди.

Ей было плохо, тревожно. А утром она умчалась.

- Нет, она была беззаботная, легкомысленная.

- Молодость.

- Большой, великан. Старый, задумчивый, грустный (плачет, остался один)

- В пустыне.

- Тучка улетела, и для утёса ничего не осталось, только одна пустыня – пустота.

- Он любил, оберегал тучку, заботился о ней.

- Великан.

- Старый утёс. Человек становится старым, когда он одинок.

-Об одиночестве.

- Чтобы мы не бросали стариков, одному плохо. Человек становится старым, когда он никому не нужен.

- Бабушек и дедушек.





- Утёса. Это название стихотворения.



Группа 2.

- Прочитайте стихотворение и найдите средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности

Примеры.

1.Эпитет

тучка золотая, весело играя, старый утёс

2.Сравнение

утёса-великана

3.Олицетворение

ночевала, умчалась, играя, задумался, плачет



Группа3.

Обозначьте паузы. Выразительно прочитайте стихотворение.







Группа 4.

Заполните пропуски и сделайте вывод.

Я прочитал стихотворение________________.

В этом стихотворении автор показал________________________.

Поэт сумел передать____________

настроение.

Это стихотворение вызывает во мне __________чувство, потому что____.

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что____________.

- Одиночество.

- «Молитва».

- Человек обращается к Богу в ту минуту, когда не находит опоры в себе, в жизни; когда ему трудно, не от кого ждать помощи.

- Молитва – у верующих : установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.



















- Одиночество поэта.











- Да, мы познакомились с творчеством Лермонтова.

- Выявили душевное состояние поэта.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные











Регулятивные,

познавательные, личностные, коммуникативные



































































































Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные

















Регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные







Регулятивные,

личностные, коммуникативные







































Регулятивные,

личностные, коммуникативные









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.