Сценарий урока литературного чтения «Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»
Тип урока: Открытие.Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;
способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;
ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;
мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы своей работы;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться в содержании учебника;
- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- осознавать роль названия произведения;
- выполнять первоначальный анализ художественного текста.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении;
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать контекстную речь взрослых;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- уважать мнение собеседников;
-корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.
Предметные результаты:
- осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;
- ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;
- участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;
- овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;
- расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.
Возможные виды деятельности обучающихся:
- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;
- характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;
- определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;
- читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.
- презентация к уроку
- карточки-приложения 1,2.
План – конспект урока.
Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.
Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий – лишний» СЛАЙДЫ 2-4
СЛАЙД 2 – лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле
СЛАЙД 3 – лишняя фамилия – Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова – поэты
СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.
СЛАЙД 5
Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6
Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?
Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать – о ком этот рассказ?
- Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?
( Лев – большое хищное животное, а собачка – маленькая.)
- А о чём этот рассказ?
(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)
СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова – «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?
В детстве Л.Толстого называли «Лёва – рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ
Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.
- Какие чувства у вас возникли?
- Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?
Анализ произведения.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».
- как собачка попала в клетку?
- что она испытала? Найдите в тексте
- почему лев не съел её?
- когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1
- собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите
- Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8
- анимация 2
- можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5
Докажите.
- какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?
- почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6
ПРЕДАННОСТЬ
- отчего умер лев?
Решение проблемной ситуации.
ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?
Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.
Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9
Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»
Если будет 10 правильных ответов – отметка «5»,
8 или 9 правильных ответов – отметка «4»,
4 -7 правильных ответов – отметка «3».
- Л.Толстой был поэтом? НЕТ
- Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА
- Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ
- Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА
- «Лев и собачка» - это быль? ДА
Диких зверей показывали в Москве? НЕТ
Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ
Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА
Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА
Лев умер от болезни? НЕТ
Рефлексия. Итог урока. - Для чего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).
- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?
13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничева «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.
- что значит «прочесть выразительно»?
- Заслушать и проанализировать 2-3 ученика
14. - Д.З. – по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.
15. ОТМЕТКИ по итогам теста.
Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ
И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Лондоне показывали диких зверей
и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Его пустили смотреть,
а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Вечером, когда лев лёг спать,
собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
Через год
собачка заболела и издохла.
Хозяин хотел унести мёртвую собачку,
но лев никого не подпускал к ней.
На шестой
день лев умер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«О верности животных»
В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.
Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!
Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!