Сценарий урока литературного чтения «Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

2
0
Материал опубликован 24 January 2016

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«Нравственная коллизия в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Тип урока: Открытие.

Тема: Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Планируемые результаты (УУД) на данном уроке:

Личностные УУД:

У обучающегося будут сформированы:

эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим»;

способность осознавать нравственные по­нятия и моральные нормы, такие как подде­ржка, понимание, взаимопомощь, милосер­дие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

умение выражать свое эмоциональное от­ношение к содержанию прочитанного (уст­ное высказывание по поводу героев и обсуж­даемых проблем).

Обучающийся получит возможность для формирования:

способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир клас­са, школы;

способности осознавать себя как лично­стную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;

представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека;

ответственности за свое дело, понятий о дружбе, верности, коллективизме;

мотиваций к самовыражению в чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

менять позиции слушателя, читателя, зри­теля в зависимости от учебной задачи;

ориентироваться в принятой системе учеб­ных знаков;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать в соответствии с алгоритмом и контролировать этапы сво­ей работы;

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, корректировать его выполнение, осуществлять самоконтроль, оценивать результаты своей работы, самостоятельно работать с учебными пособиями.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

читать тексты, понимать фактическое со­держание текста, выделять в нем основные части;

находить в тексте ответ на заданный воп­рос;

ориентироваться в содержании учебника;

- обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные вы­воды.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать информацию, заложенную в вы­разительных средствах произведения;

- подбирать слова-определения для харак­теристики героев;

- осознавать роль названия произведения;

- выполнять первоначальный анализ худо­жественного текста.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

реализовывать потребность в общении со сверстниками;

проявлять интерес к общению и группо­вой работе;

участвовать в выразительном чтении;

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать контекстную речь взрослых;

- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

- высказывать оценочные суждения, рас­суждать, доказывать свою позицию;

- уважать мнение собеседников;

-корректировать действия товарищей, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

Предметные результаты:

- осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера;

- ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев;

- участие в обсуждении (диалоге, полилоге) прослушанного и прочитанного произведения;

- овладение навыками осознанного, правильного, выразительного чтения;

- расширение представлений о произведениях Л.Н.Толстого.

Возможные виды деятельности обучающихся:

- отвечать на вопросы по содержанию литературного текста;

- характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев;

- определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

- читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения для выражения эмоционального подтекста;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, участвовать в диалоге.

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение», 2 класс, В.Ю.Свиридова.

- презентация к уроку

- карточки-приложения 1,2.

План – конспект урока.

Орг. момент. Начинаем урок литературного чтения. Как вы думаете, ребята, для чего нам нужны эти уроки? Сегодня мы вновь будем исследовать тайны литературы и развивать наши чувства.

Актуализация знаний. Предлагаю поиграть в игру «Третий – лишний» СЛАЙДЫ 2-4

СЛАЙД 2 – лишнее слово «быль», т.к. действие происходит на самом деле

СЛАЙД 3 – лишняя фамилия – Л.Толстой, т.к. Есенин и Пивоварова – поэты

СЛАЙД 4 - лишнее произведение «Лев и собачка», т.к. мы ещё не знакомы с ним. Это произведение тоже написал Л.Толстой. Покажите его портрет.

СЛАЙД 5

Формулирование темы урока. А теперь из «лишних» слов составьте тему урока. СЛАЙД 6

Повторение изученного. Что вы знаете о Л.Толстом?

Проблемная ситуация. - Можете ли вы по заголовку сказать – о ком этот рассказ?

- Какое противоречие наблюдается уже в самом заголовке рассказа?

( Лев – большое хищное животное, а собачка – маленькая.)

- А о чём этот рассказ?

(Нельзя ответить, для этого нужно прочесть рассказ, проанализировать поступки и поведение героев, узнать их характер.)

СЛАЙД 7 Эпиграфом урока будут такие слова – «Чуткому сердцу откроются тайны». Как вы их понимаете? Что значит «чуткое сердце»?

В детстве Л.Толстого называли «Лёва – рёва». Почему? Он, слушая жалостливые рассказы о людях животных, плакал, потому что принимал их боль и горе как своё, страдал вместе с ними. Как называется это чувство? СОСТРАДАНИЕ

Первичное знакомство с текстом. АУДИО прослушивание рассказа.

- Какие чувства у вас возникли?

- Какие эпизоды разбудили в вас эти чувства?

Анализ произведения.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ рассказа детьми «по цепочке».

- как собачка попала в клетку?

- что она испытала? Найдите в тексте

- почему лев не съел её?

- когда собачка поняла, что лев её е тронет? Как называется это чувство со стороны льва? ЗАБОТА СЛАЙД 8 - анимация 1

- собачка перестала бояться льва и поверила ему? Докажите

- Как называется это чувство со стороны собачки? ДОВЕРИЕ СЛАЙД 8

- анимация 2

- можем ли мы сказать, что забота и доверие переросли в ДРУЖБУ зверей? СЛАЙД 8 - анимация 3-5

Докажите.

- какое чувство возникло у льва после смерти собачки? Как он себя вёл?

- почему лев разорвал другую собачку? СЛАЙД 8 - анимация 6

ПРЕДАННОСТЬ

- отчего умер лев?

Решение проблемной ситуации.

ТАК КАКОЕ НРАВСТВЕННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЫ ЗАМЕТИЛИ В РАССКАЗЕ?

Воспроизведение ранее полученных знаний. Моделирование сюжета - работа в группах.

Сейчас я раздам вам предложения из текста, разрезанные на 2 части. Нужно их соединить и расположить по порядку действия. ПРИЛОЖЕНИЕ1 Проверяем - СЛАЙД 9

Проверка знаний. А теперь давайте проверим ваши знания о Л.Толстом и внимательность при знакомстве с новым произведением. Проведём тест- игру «Да или нет?»

Если будет 10 правильных ответов – отметка «5»,

8 или 9 правильных ответов – отметка «4»,

4 -7 правильных ответов – отметка «3».

- Л.Толстой был поэтом? НЕТ

- Его усадьба называлась «Ясная поляна»? ДА

- Л.Толстой открывал школы в городе? НЕТ

- Правда, что Л.Толстой создал «Азбуку»? ДА

- «Лев и собачка» - это быль? ДА

Диких зверей показывали в Москве? НЕТ

Собачка сама забежала в клетку льва? НЕТ

Лев и собачка прожили в клетке целый год? ДА

Лев умер на 6 день после смерти собачки? ДА

Лев умер от болезни? НЕТ

Рефлексия. Итог урока. - Для чего создают грустные произведения? (чтобы развивать чувство сострадания, доброты).

- О ЧЁМ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ? ЧЕМУ ОНО УЧИТ?

13. Доп.материал - О верности животных сложено много песен и стихов. Прочтите стихотворение Игоря Хавроничева «О верности животных», (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) подготовьтесь к выразительному чтению.

- что значит «прочесть выразительно»?

- Заслушать и проанализировать 2-3 ученика

14. - Д.З. – по выбору- пересказ рассказа или стих-ие наизусть.

15. ОТМЕТКИ по итогам теста.

Я ВАМ ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ У ВАС БЫЛО ДОБРОЕ, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ

И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

В Лондоне показывали диких зверей


 

и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.


 

 Его пустили смотреть,


 

а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.


 

Вечером, когда лев лёг спать,


 

собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.


 

Через год


 

собачка заболела и издохла.


 

Хозяин хотел унести мёртвую собачку,


 

но лев никого не подпускал к ней.


 

На шестой


 

день лев умер.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игорь Хавроничев

«О верности животных»

В животном мире всё не так, как у людей,
Из всех законов знают только кодекс чести,
Уж если вместе - до конца, и только вместе,
Не предадут, не заплетут шальных идей.

Хоть мы сильней и в этом нет особой лести,
И разум наш всегда богаче чем у них,
Но в самый лютый холод на двоих,
Они найдут тепло в своей могучей шерсти!

Порой так хочется сильней к себе прижать,
Такого верного и преданного друга!
Животные не предают друг-друга!
Мы их должны за верность уважать!

 

Комментарии
Комментариев пока нет.