Урок литературного чтения: Дети войны в произведении Смирнова С.С. «Брестская крепость»
Тема |
Внеклассное чтение. Дети войны в произведении Смирнова С.С. «Брестская крепость». |
|
Планируемые результаты |
Цель: Создать условия для ознакомления с новым произведением «Брестская крепость» С.С. Смирнова. |
|
Предметные результаты |
УУД |
|
|
Имеют представления: О жизни детей в годы ВОв
Учащиеся знают: 1)Историю жизни Зои Космодемьянской 2)Историю танка Зои Космодемьянской
Умеют: Анализировать художественный образ ребенка на войне |
Личностные: Формируется уважение к подвигам своего народа, к своей родине; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение определять и сохранять цель учебной деятельности.
Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. |
Тип урока |
Ознакомление с новым материалом. |
|
Ресурсы |
Текст произведения «Брестская крепость», распечатки фотографий детей войны, |
Урок литературного чтения во 2 классе
№п/п |
Этап урока, цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|
Мотивация |
Начнем урок литературного чтения. Ребята, что такое история? Как вы понимаете фразу: История — учительница жизни? Многие писатели и поэты очень часто затрагивали в своих произведениях историю, потому что литература и история тесно друг с другом связаны. Я предлагаю вам сегодня, обратиться к истории России и раскрыть одну из тайн тяжелого времени. |
История - наука о прошлом.
История учит людей в будущем не совершать ошибки. |
|
Постановка цели урока |
УЗ №1 «Постановка цели урока». УЗУ: Создать условия для постановки цели урока учащимися, настроить их на работу. УЗу+ПЗ: Что бы узнать, какому времени будет посвящен наш урок, предлагаю прослушать запись диктора. СМК: Будьте очень внимательными. СУЗ+ОРД: Прослушивают аудиозапись голоса Левитана об объявлении войны. КВ: -Какому времени будет посвящен сегодняшний урок? -А что вы знаете про ВОв? ИВ: С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, но еще сложнее было детям, которые оставались без родителей, родного дома, голодали, но несмотря на это выполняли тяжелый физический труд, во имя Великой победы. -Ребята, так какова цель нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком одного из произведений на тему: дети войны. |
Урок будет посвящен временам Великой отечественной войны. ВОв началась 22 июня в 1941году. Советский Союз сражался против Германии. ВОв закончилась 9 мая в 1945 году.
Сегодня мы поговорим о детях войны. |
|
Подготовка к первичному восприятию текста (Актуализация знаний учащихся) |
УЗ №1 «Знакомство с автором книги «Брестская крепость» Смирновым С.С.». УЗУ: Познакомить учащихся с автором книги «Брестская крепость» Смирновым С.С. УЗу: Перед тем, как узнать, с каким произведением мы сегодня будем работать, предлагаю познакомиться с автором этого произведения. ПЗ: Для этого немного побеседуем. СМК: Не отвлекайтесь. СУЗ + ОРД: Обратите внимание на доску, на ней изображен портрет Сергея Сергеевича Смирнова. Это русский советский писатель и историк. Он был участником Великой Отечественной войны, окончил школу снайперов под Москвой. Писатель сделал многое, для того что бы раскрыть всю правду жестокой войны. -Еще раз обратите внимание на портрет писателя, какое у него лицо? -Какие эмоции оно выражает? КВ: По ходу ответов детей. ИВ: Мы сегодня познакомимся с отрывком одной из его книг о войне под названием «Брестская крепость». -Кто-нибудь уже слышал это название? Что такое Брестская крепость? Брестская крепость находиться в городе Брест. Из всех городов Советского Союза, именно Бресту выпала участь первым столкнуться с немцами. Ранним утром 22 июня 1941 г. вражеской бомбардировке подверглась Брестская крепость, в которой на тот момент находились примерно 7 тысяч советских воинов со своими семьями и их командиры. УЗ №2 «Работа с трудными словами» УЗУ: Создать условия для снятия у учащихся лексических трудностей во время прочтения текста. УЗу+ПЗ: Предлагаю разобрать трудные слова, которые могут встретиться вам в тексте. СМК: Не отвлекайтесь. СУЗ+ОРД: 1)Боеприпасы - снаряды, патроны и т. п. 2)Название рек Буг и Муховец. Эти реки находиться на территории Белоруссии. 3)Пулеметный кожух - деталь огнестрельного оружия, которая служит для охлаждения оружия. 4)Полз по-пластунски - ползти на локтях, при этом не отрывая тело от земли. 5)Каска - шлем для защиты головы военнослужащих. КВ: В процессе разбора слов. ИВ: Теперь, вовремя прочтения у вас не возникнет трудностей. |
.
Грустное лицо, тяжёлый взгляд. На его лице печаль. |
4. |
Первичное восприятие текста (Восприятие) |
УЗ №1 «Чтение отрывка из книги «Брестская крепость»». УЗУ: Организовать прочтение отрывка из книги «Брестская крепость». УЗу +ПЗ: Перейдем к прочтению. СМК: Будьте внимательны. СУЗ + ОРД: Положите текст на середину парты. После прочтения текста ваша задача ответить на вопрос: «Какой поступок совершили дети» Я начну читать текст, а вы внимательно слушайте и не отвлекайтесь, пытайтесь найти ответ на вопрос. Читаю текст. Продолжаем читать по цепочке. КВ: В процессе прочтения. ИВ: Ребята, какой поступок совершили дети? |
Следят по тексту.
Читают по цепочке. Дети отказались от воды, что бы напоить солдата, сражавшегося на поле боя. |
5. |
Проверка первичного чтения (Осмысление) |
УЗ №1 «Проверка первичного чтения отрывка «Брестская крепость»». УЗУ: Создать условия для проверки первичного восприятия учащимися прочитанного текста. УЗУ: Поговорим о вашем отношении к прочитанному тексту. ПЗ: Для этого устно ответите на вопросы. СМК: Работаем активно! СУЗ + ОРД: - Вам понравилось произведение? Почему? -В каком моменте стало страшно? -Было ли вам жалко людей, попавших в заложники Брестской крепости? КВ: По ходу ответов учащихся. ИВ: С помощью, какого цвета можете описать ваше настроение после прочтения текста? |
|
6. |
Анализ художественного произведения (Закрепление) + Обобщение |
УЗ №1 «Анализ художественного образа». УЗУ: Создать условия для анализа художественного образа детей. УЗу+ПЗ: Теперь поговорим о детях. - Что нового вы узнали о детях войны из произведения? - Как относиться к детям автор? Докажем примерами из текста. -Опишите, какой образ ребенка войны вы представляете? - Как думаете, почему « малыш с горошину» отказался от воды? А почему его примеру последовали все дети? КВ: По ходу ответов учащихся. ИВ: Что хотел донести до нас автор в этом отрывке? Автор хотел показать истинный патриотизм детей к своей Родине. Несмотря на те условия, которые создавала война, дети не сдавались и сильнее всех верили в победу. В честь детей войны во многих городах России воздвигнуты памятники. Фотографии этих памятников вы можете рассмотреть на перемене, так же на доске висят фотографии, на которых показаны условия жизни детей. Хочу обратить внимание еще на один благородный поступок детей. Об этом поступке написано в газете времен ВОв. Зачитываю Ребята отдавали последнее, для того что бы внести свой вклад в общую Победу. |
Мы узнали, что дети не пили воду. Делились последним с тем, кому это было необходимо.
Автор хочет напоить детей, потому что им тяжело.
Голодный, в рваной одежде, в ссадинах, заплаканный, испуганный. Он хотел поделить с папой, ради того, что бы он смог продолжить бой за Родину.
Несмотря на сильную жажду, дети пожертвовали воду, тем, кто нуждался в ней больше всех. |
7. |
Итог
|
С каким произведением вы сегодня познакомились - Что узнали о детях войны? - Зачем вам знать его историю? - Стали ли эти дети для вас примером и в чём?
|
Мы познакомились с отрывком из книги «Брестская крепость» |
8. |
Организация домашнего задания |
Я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему: дети войны. Каким вы представляете себе ребёнка в те страшные годы? |
Записывают домашнее задание. |