Урок внеклассного чтения «Нравственные уроки произведений Льва Николаевича Толстого»
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
(совместно с родителями)
ПРОВЕДЕН В РАМКАХ ПРОЕКТА
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Цель урока: воспитание любви и интереса к русской литературе, родному языку, к Отечеству.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний;
развитие доброжелательности, умение соотносить поступки с моральными нормами, оценивать свои и чужие поступки;
способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь;
формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися, с родителями.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: способность формулировать и удерживать учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
уметь самостоятельно читать рассказы Л.Н.Толстого, определять смысл поступков героев.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
1. Организация класса
- Ребята, когда я шла утром в школу, мне встретился необычный старичок - Дед Мороз и попросил передать вам это послание (послание от Деда Мороза красочно оформлено).
- Вам интересно, что в нём написано? Давайте прочтём
«Дорогие ребята! Приближается всеми нами любимый праздник - Новый год. Ребята, говорят, что этот праздник нужно встречать с чистой душой, с добрым сердцем.
Вот и сейчас я хочу, чтобы вы прислушались к голосу своего сердца. Взгляните на себя со стороны. Все ли вы делаете так, как подсказывает вам ваша совесть? Так ли вы поступаете, как хотели бы, чтобы поступали с вами? Много ли вы дарите душевного тепла и внимания своим близким, родным, окружающим вас людям?»
- Да, трудную задачу поставил перед нами Дед Мороз. Ведь оценить себя, быть честным с самим собой очень нелегко! Но разобраться в этом нам поможет наш урок.
-А главную проблему урока я сформулировала так: "Чуткому сердцу откроются тайны" (высказывание на доску).
- Кому принадлежат эти слова?
(Великому русскому писателю Л.Н.Толстому (портрет писателя)).
- Читая и анализируя произведения Л.Н.Толстого, мы еще раз в этом убедимся сегодня.
2. Целеполагание
- Предложите учебные задачи, которые попробуем решить на уроке? (Ответы детей)
- Да, мы будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
3. Речевая разминка
- Прочитать сначала по слогам, потом целиком.
Кни-га от-кры-ва-ет-ся.
Рас-сказ на-чи-на-ет-ся
3. Работа над биографией писателя
- А что известно нам, современным читателям, о писателе? (Ответы детей)
- А что могут дополнить родители? (Дополнения родителей)
(Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году – почти 200 лет назад. А умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений – 90 томов!
Он говорил: « Если бы я знал, что то, что я пишу, будут читать дети через 20 лет, я писал бы и днём и ночью. Без устали, не это ли истинная награда». Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.
В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своем детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем).
- Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».
4. Актуализация знаний
- Мы знакомы со многими произведениями Л.Н.Толстого. Давайте проверим, насколько хорошо мы их помним. Я предлагаю поработать в группах.
1 группа - соотнести картинку и произведение Л.Н.Толстого (на листе А3).
2 группа - подготовить выразительное чтение, восстановив реплики в рассказе Л.Н Толстого «Два товарища» (карточка)
3 группа – «Бюро находок»: в каких произведениях Л.Н.Толстого встречаются эти предметы? (в помощь даются рассказы, лучше в книжках)
ружье («Прыжок»)
слива («Косточка»)
шапка – ушанка («Филлипок»)
- веник («Отец и сыновья»)
- котёнок («Котёнок»)
4 группа – собрать из разрозненных предложений одно из произведений писателя (на лист А3).
5 группа – выразительное чтение рассказа «Косточка»
5. Проверка.
При проверке работы 2 и 4 групп выбираем пословицу, которая раскрывает смысл произведения
Друг познается в беде.
Любую ошибку можно исправить.
Поспешишь – людей насмешишь.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Доброе дело навек.
1 группа предъявляет результат на доску, комментирует
- С помощью иллюстраций наша группа вспомнила рассказы …
2 группа зачитывает рассказ, выбирает пословицу
ФИЗМИНУТКА (о дружбе «Найти друга»).
У детей карточки с именами сказочных героев (Мальвина –Буратино, Малыш – Карлсон, Иван-царевич – Царевна-Лягушка и т.д.).
3 группа предъявляет предмет и название рассказа (КНИГУ)
4 группа зачитывает рассказ, выбирает пословицу
— Каким можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным)
6. Работа над новым произведением
5 группа
- Все рассказы Л.Н.Толстого были поучительными. Среди произведений, которые Лев Толстой сочинил для знакомых и незнакомых детей был маленький рассказ “Косточка”. И сегодня мы попробуем понять, чему нас учит этот рассказ.
- Итак, послушайте его и попробуйте представить все, что происходит.
Читают родитель и учащиеся 5 группы. Возьмите в руке карандаши, и если вам в тексте встретятся непонятное слова, то вы аккуратно их подчеркните.
Словарная работа
- Встретились ли вам в тексте незнакомые слова?
- Что они означают?
«Сочла» – сосчитала.
«Горница» – большая светлая комната.
- Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?
– А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.
- Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу.
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу?
- Выберите из этой части слова, описывающие его действия.
(«Никогда не ел», «нюхал их», «они нравились», «очень хотелось съесть», «ходил мимо»).
- О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался)
-Герой сомневается…. А что произошло дальше? Прочтите. (Не удержался, схватил и съел)
- Как вы думаете, хорошо он поступил?
- А как бы вы поступили на месте Вани?
- Так может, надо было автору закончить рассказ на этом месте? Почему автор написал продолжение? (ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ)
- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел, как рак…)
-А когда люди обычно краснеют? Было ли с вами такое?
- Что он сказал детям? Прочитай.
- Почему он так сказал?
(Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным. Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване).
- Как вы думаете, Ваня испугался? Докажите словами из текста (Ваня побледнел).
- Догадались ли другие дети?
- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? Выберите правильный ответ.
Ему не понравились сливы.
Ему хотелось ещё слив.
Ему стало страшно, что он умрёт.
Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
Он съел косточку.
– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)
- Как вы думаете, о чем хотел сказать писатель в своем произведении? (Толстой учит нас не брать без разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и тд.)
- Какая пословица раскрывает смысл рассказа?
– Представьте себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу? (ответы детей)
– Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!
– Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?
– А приятно прощать маленького?
– А раньше вы о себе знали, что вы такие великодушные?
– Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы - сильные, добрые, великодушные. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот зачем Лев Толстой написал этот рассказ.
8. Рефлексия.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?
3 вещи которые я сегодня понял(а)
2 вопроса, которые у меня остались
1 идея о том, как я буду использовать материал урока
- Мне хочется, чтобы вы проанализировали свои собственные мысли и поступки. Стали мудрее, терпеливее, добрее, и тогда наши желания под Новый год обязательно исполнятся. А завтра на уроке русского языка мы будем писать письмо Деду Морозу.
- Я надеюсь, что герои прочитанных произведений научили нас доброте, состраданию, уважению.
С помощью сердечек, оцените свою работу на уроке. Покажите мне.