Урок литературного чтения в 3 классе по теме «А.П. Чехов "Белолобый"»

8
0
Материал опубликован 28 May 2021



Конспект урока литературного чтения

Класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема:

А. П. Чехов “Белолобый”.

Цель:

формировать у учащихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме.

Задачи:

формировать умение определять главную мысль произведения и умения работать с текстом

формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников

создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения;

учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Планируемые результаты

Регулятивные:

формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать адекватно воспринимать предложения учителя, сверстника

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативные:

формировать умения строить понятные для партнёров высказывания;

формировать договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные:

содействовать в понимание чувств других людей и сопереживание к ним.

формировать адекватную оценку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы

создание проблемной ситуации;

поисковый;

наглядно-иллюстративный;

словесный.

Формы деятельности

индивидуальная, групповая, , фронтальная

Технологии

проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

развивающего обучения (УМК Л.В.Занкова)

информационно-коммуникативный.

Оборудование

Учебник "Литературное чтение" для 3 класса, проектор, презентация, индивидуальные карточки.

























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Задачи:

-организовать направленное внимание на начало урока;

-создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесно-иллюстративный


-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

- А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям и поделимся с ними хорошим настроением. Посмотрите, гости нам тоже улыбаются, значит, нам удалось передать хорошее настроение и наш урок пройдёт продуктивно и интересно. Садитесь.



Приготовление к работе.














2. Актуализация

опорных знаний. Подготовка к восприятию произведения.

2. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: настроиться на активную работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе:

-Организовать учебную деятельность по повторению, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока;

Задачи:

-способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке;

-выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего материала и подготовленности к уроку;

-напомнить о важности соблюдения правил групповой работы ;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, побуждающий диалог



-Ребята, перед вами выставка книг. На перемене вы уже рассмотрели их. Кто автор этих книг? (А.П. Чехов).

--С какими произведениями этого писателя мы уже знакомы?

-«Каштанка», «Ванька»

-Давайте вспомним, ребята, а каковы темы этих произведений?

-Какие чувства у вас вызывали герои произведений Чехова?

-Итак, А.П. Чехов заставляет читателей сопереживать героям произведений, как людям так и животным.

-Сегодня на уроке мы будем исследовать рассказ А.П. Чехова «Белолобый»

-А теперь посмотрите на слайд, ребята, кто изображен на нем?(волк)

-В рассказе «Белолобый» волчица – одна из героев рассказа.

-Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора?

(Чаще всего, в сказках волк бывает глупым и злым )

-Как вы думаете, может А.П.Чехов в своём произведении показать нам другой взгляд на этого животного?

Цель:

-Постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного.







 













Ставят перед собой цели, прогнозируют результат своей работы



С творчеством А.П. Чехова.


(Свои ответы сравнивают с экраном)

Писатель, драматург.

Рассказы, повести, пьесы.

«Ванька», «Белолобый»












С рассказом А. П. Чехова «Белолобый». Волчица – одна из героев рассказа.



3. Изучение учебного материала.

Постановка целей урока. Самоопределение в деятельности.

Цель, которая должна быть достигнутаобучающимися:

-обсудить учебнуюпроблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке.

-повторить знание содержания текста и его особенности для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по анализу художественного произведения.


Подготовка к восприятию произведения.Цель, которую учитель ставит перед обучающимися:показать (продемонстрировать)умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, составлять план рассказа.

Цель, которую учитель хочет достичь:

-проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности обучающихся.

Методы организации работы:

-словесные

-иллюстративные

-учебный диалог

-практические


Восприятие рассказа.(чтение учтелем)Словарная работа.




Физминутка.














Анализ произведения.


















































Самостоятельная работа в группах.


Цель, которую учитель ставит перед учениками:

-закрепить умения составлять характеристику героя произведения, обращать внимание на значение пейзажных зарисовок автора.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения выполнять различные виды работ с текстом.

Задачи: развивать умения анализировать поступки героев произведения ,различать научный и художественный стили;

-развивать способность давать адекватную самооценку, делать самопроверку.

Методы:

репродуктивные











- Какую цель вы поставите перед собой на урок(исследовать рассказ, дать характеристику героям, понять основную мысль произведения)












- Ребята, а что вам уже известно о жизни и творчестве писателя?

- Семён нашел дополнительный материал о личности писателя, который нам поможет в исследовании.

Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то время лекарств.

Итак, ребята вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Белолобый»

Встретились ли вам, ребята, в тексте слова, значение которых было не известно? Словарная работа

ВЕРСТА- старая русская мера длины, немногим более километра;

ЗИМОВЬЕ- Место или помещение, где зимуют животные ;

МЕХАНИК- Тот, кто занимается эксплуатацией и ремонтом машин и механизмов;

ЯРКА- молодая овца; (толковый словарь)

ХЛЕВ- Специальное помещение для домашнего скота;

ЯГНЁНОК- Детеныш овцы;

СЛЕГА- толстая жердь, палка;

НАМЕДНИ- Совсем недавно










-Хорошо, а какие впечатления у вас от прочитанного?

- Какие места в рассказе вам понравились?

-Ребята, а было ли что-то смешное в этом рассказе?

-Значит, какой это был смех?

-Добрый- юмор.

-Ребята, а показал ли красоту автор в описании природы?? (описание природы, утро весеннее)-читают.

-А говорит ли автор о красоте чувств? (волчихи к детям)-читают эпизод

- Назовите главных героев (Щенок, волчиха, Игнат)

- Какой мы привыкли видеть волчицу (злобный, хищный зверь)

- А как А.П.Чехов говорит о волчихе? Прочитайте начало и найдите ответ на этот вопрос (она заботливая мать: она голодает, любит своих волчат, думает о том, как их прокормить)

- Какое чувство у вас возникло, когда читали о волчихе? (жалость)

-А как Чехов относится к волчихе? (с уважением)- прочитайте эпизод, где рассказывается о внешнем виде волчихи, о том, чем она питалась.

- А.П.Чехов с уважением относится к этому животному, и использует слово, которое употребляют по отношению к людям: «Свежее мясо ей приходилось кушать редко».

- Кто еще герой? (Белолобый)

- Каким вы представили этого щенка? Внешний вид (читаем описание)

- Каков характер щенка? (глупый, добрый, смешной)-читают

- В чем проявляется глупость? (ответы детей)

- Кто еще герой рассказа? (Игнат)

- Каким его описывает автор? (старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой)

-А понял ли Игнат, почему образовалась дырка в крыше хлева?

-Как вы думаете, почему не понял?(потому что был невнимательный к животным)

- А почему рассказ назван «Белолобый»? Если бы не было щенка, не было бы развития событий.

- Что особенного в этом произведении?(автор описывает мысли животного). Заметили ли вы, что А.П.Чехов описывает волчиху как человека, она думает, в голове возникают разные мысли. О чем она думает? Найдите и прочитайте этот эпизод.


-Предлагаю исследовательскую работу в группах.

- Сегодня на уроке будут работать 5 групп.

-1 и 2 группы будут составлять портрет литературного героя, с опорой на памятку.

- 1 группа - составляет портрет Белолобого, 2 группа – портрет волчихи.

Каждая группа получает памятку.

Внешний вид героя.

Поступки. Мысли. Переживания.

Черты характера.

Отношение автора к герою.

Моё отношение.


- Для 3 группы задание «Проталинки».

- Вам нужно вставить пропущенные фразы в предложения.

Задание.

К ночи похолодало. Щенок соскучился и …….

Когда волчата уснули, волчиха опять отправилась……….

Она обогнала тёмное пятно и узнала. Это …….. щенок.

Когда на крыльце показался Игнат ……….. далеко.

А утром он подозвал к себе Белолобого ………….

- 4 группа. Я прошу вас вспомнить, всё ли хорошо в этом рассказе закончилось для волчицы и щенка? (Нет, волчица осталась голодной, а щенка побил хозяин). Я вам предлагаю изменить концовку произведения так, чтобы всё хорошо закончилось для главных героев.

-5 группа составит вопросы к первой части рассказа.

- Презентация работы групп.

-Итак, ребята, вернемся к проблемному вопросу, который мы ставили перед собой. Удалось ли нам посмотреть на волчицу с другой стороны?

-Какой она показана в рассказе А. П. Чехова?

--А.П.Чехов умел так описать животное, что злой зверь показан беззащитным, пробуждает у нас чувство жалости, а не злобу и ненависть по отношению к нему



-Какие качества развивают в человеке рассказы А. П. Чехова?

-Выставление оценок за урок.



Ставят перед собой цели, прогнозируют результат своей работы



Высказывают свои предположения.


Быть внимательными читателями.

Понять основную мысль произведения.


Учащиеся путём сотрудничества составляют план совместной работы на уроке.























































































Рассказ о волчихе и щенке.

О волчихе.

Если бы не было Белолобого, то рассказ получился не такой интересный.

С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода материнства.












































Представители групп выступают со своими мини-проектами.



Рефлексия.

Цель:

-осознание учащимися своей учебной деятельности;

-самооценка результатов деятельности своей и классного коллектива.

.



- Оцените свою работу на уроке, используя лучики солнышка, если все было понятно. Используйте жёлтые лучики. Если осталось что-то непонятным- оранжевые.


Мы были внимательными читателями.


6. Домашнее задание.

Цель, которую ставит учитель перед учениками:

-закрепить умение использовать полученную информацию для практического применения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

-развивать умение определять практическую значимость изученного материала;

-развивать умение аргументировано формулировать свою точку зрения.

-способствовать развитию творчества.


- Домашнее задание по выбору.

Подготовить пересказ понравившегося отрывка.



- Желаю удачи!













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.