Урок литературного чтения в 3 классе по теме «А.П. Чехов "Белолобый"»
Конспект урока литературного чтения
Класс | 3д |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема: | А. П. Чехов “Белолобый”. |
Цель: | формировать у учащихся активную читательскую позицию, формировать собственное суждение и высказывание по теме. |
Задачи: | формировать умение определять главную мысль произведения и умения работать с текстом формировать умение общаться через работу, умение слушать и оценивать ответы одноклассников создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения; учить оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки. |
Планируемые результаты | Регулятивные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать адекватно воспринимать предложения учителя, сверстника формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений. Коммуникативные: формировать умения строить понятные для партнёров высказывания; формировать договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Личностные: содействовать в понимание чувств других людей и сопереживание к ним. формировать адекватную оценку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Методы | создание проблемной ситуации; поисковый; наглядно-иллюстративный; словесный. |
Формы деятельности | индивидуальная, групповая, , фронтальная |
Технологии | проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин); развивающего обучения (УМК Л.В.Занкова) информационно-коммуникативный. |
Оборудование | Учебник "Литературное чтение" для 3 класса, проектор, презентация, индивидуальные карточки. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; Задачи: -организовать направленное внимание на начало урока; -создать положительный эмоциональный настрой. Методы: словесно-иллюстративный | -Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! - А теперь давайте улыбнёмся нашим гостям и поделимся с ними хорошим настроением. Посмотрите, гости нам тоже улыбаются, значит, нам удалось передать хорошее настроение и наш урок пройдёт продуктивно и интересно. Садитесь. | Приготовление к работе. |
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию произведения. 2. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: настроиться на активную работу на уроке. Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе: -Организовать учебную деятельность по повторению, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока; Задачи: -способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке; -выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего материала и подготовленности к уроку; -напомнить о важности соблюдения правил групповой работы ; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, побуждающий диалог | -Ребята, перед вами выставка книг. На перемене вы уже рассмотрели их. Кто автор этих книг? (А.П. Чехов). --С какими произведениями этого писателя мы уже знакомы? -«Каштанка», «Ванька» -Давайте вспомним, ребята, а каковы темы этих произведений? -Какие чувства у вас вызывали герои произведений Чехова? -Итак, А.П. Чехов заставляет читателей сопереживать героям произведений, как людям так и животным. -Сегодня на уроке мы будем исследовать рассказ А.П. Чехова «Белолобый» -А теперь посмотрите на слайд, ребята, кто изображен на нем?(волк) -В рассказе «Белолобый» волчица – одна из героев рассказа. -Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора? (Чаще всего, в сказках волк бывает глупым и злым ) -Как вы думаете, может А.П.Чехов в своём произведении показать нам другой взгляд на этого животного? Цель: -Постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного.
| Ставят перед собой цели, прогнозируют результат своей работы С творчеством А.П. Чехова. (Свои ответы сравнивают с экраном) Писатель, драматург. Рассказы, повести, пьесы. «Ванька», «Белолобый» С рассказом А. П. Чехова «Белолобый». Волчица – одна из героев рассказа. |
3. Изучение учебного материала. Постановка целей урока. Самоопределение в деятельности. Цель, которая должна быть достигнутаобучающимися: -обсудить учебнуюпроблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке. -повторить знание содержания текста и его особенности для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по анализу художественного произведения. Подготовка к восприятию произведения.Цель, которую учитель ставит перед обучающимися:показать (продемонстрировать)умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, чётко и правильно отвечать на поставленные вопросы, составлять план рассказа. Цель, которую учитель хочет достичь: -проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности обучающихся. Методы организации работы: -словесные -иллюстративные -учебный диалог -практические Восприятие рассказа.(чтение учтелем)Словарная работа. Физминутка. Анализ произведения. Самостоятельная работа в группах. Цель, которую учитель ставит перед учениками: -закрепить умения составлять характеристику героя произведения, обращать внимание на значение пейзажных зарисовок автора. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения выполнять различные виды работ с текстом. Задачи: развивать умения анализировать поступки героев произведения ,различать научный и художественный стили; -развивать способность давать адекватную самооценку, делать самопроверку. Методы: репродуктивные | - Какую цель вы поставите перед собой на урок(исследовать рассказ, дать характеристику героям, понять основную мысль произведения) - Ребята, а что вам уже известно о жизни и творчестве писателя? - Семён нашел дополнительный материал о личности писателя, который нам поможет в исследовании. Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то время лекарств.
Итак, ребята вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Белолобый» Встретились ли вам, ребята, в тексте слова, значение которых было не известно? Словарная работа ВЕРСТА- старая русская мера длины, немногим более километра; ЗИМОВЬЕ- Место или помещение, где зимуют животные ; МЕХАНИК- Тот, кто занимается эксплуатацией и ремонтом машин и механизмов; ЯРКА- молодая овца; (толковый словарь) ХЛЕВ- Специальное помещение для домашнего скота; ЯГНЁНОК- Детеныш овцы; СЛЕГА- толстая жердь, палка; НАМЕДНИ- Совсем недавно -Хорошо, а какие впечатления у вас от прочитанного? - Какие места в рассказе вам понравились? -Ребята, а было ли что-то смешное в этом рассказе? -Значит, какой это был смех? -Добрый- юмор. -Ребята, а показал ли красоту автор в описании природы?? (описание природы, утро весеннее)-читают. -А говорит ли автор о красоте чувств? (волчихи к детям)-читают эпизод - Назовите главных героев (Щенок, волчиха, Игнат) - Какой мы привыкли видеть волчицу (злобный, хищный зверь) - А как А.П.Чехов говорит о волчихе? Прочитайте начало и найдите ответ на этот вопрос (она заботливая мать: она голодает, любит своих волчат, думает о том, как их прокормить) - Какое чувство у вас возникло, когда читали о волчихе? (жалость) -А как Чехов относится к волчихе? (с уважением)- прочитайте эпизод, где рассказывается о внешнем виде волчихи, о том, чем она питалась. - А.П.Чехов с уважением относится к этому животному, и использует слово, которое употребляют по отношению к людям: «Свежее мясо ей приходилось кушать редко». - Кто еще герой? (Белолобый) - Каким вы представили этого щенка? Внешний вид (читаем описание) - Каков характер щенка? (глупый, добрый, смешной)-читают - В чем проявляется глупость? (ответы детей) - Кто еще герой рассказа? (Игнат) - Каким его описывает автор? (старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой) -А понял ли Игнат, почему образовалась дырка в крыше хлева? -Как вы думаете, почему не понял?(потому что был невнимательный к животным) - А почему рассказ назван «Белолобый»? Если бы не было щенка, не было бы развития событий. - Что особенного в этом произведении?(автор описывает мысли животного). Заметили ли вы, что А.П.Чехов описывает волчиху как человека, она думает, в голове возникают разные мысли. О чем она думает? Найдите и прочитайте этот эпизод. - Сегодня на уроке будут работать 5 групп. -1 и 2 группы будут составлять портрет литературного героя, с опорой на памятку. - 1 группа - составляет портрет Белолобого, 2 группа – портрет волчихи. Каждая группа получает памятку. Внешний вид героя. Поступки. Мысли. Переживания. Черты характера. Отношение автора к герою. Моё отношение. - Для 3 группы задание «Проталинки». - Вам нужно вставить пропущенные фразы в предложения. Задание. К ночи похолодало. Щенок соскучился и ……. Когда волчата уснули, волчиха опять отправилась………. Она обогнала тёмное пятно и узнала. Это …….. щенок. Когда на крыльце показался Игнат ……….. далеко. А утром он подозвал к себе Белолобого …………. - 4 группа. Я прошу вас вспомнить, всё ли хорошо в этом рассказе закончилось для волчицы и щенка? (Нет, волчица осталась голодной, а щенка побил хозяин). Я вам предлагаю изменить концовку произведения так, чтобы всё хорошо закончилось для главных героев. -5 группа составит вопросы к первой части рассказа. - Презентация работы групп. -Итак, ребята, вернемся к проблемному вопросу, который мы ставили перед собой. Удалось ли нам посмотреть на волчицу с другой стороны? -Какой она показана в рассказе А. П. Чехова? --А.П.Чехов умел так описать животное, что злой зверь показан беззащитным, пробуждает у нас чувство жалости, а не злобу и ненависть по отношению к нему -Какие качества развивают в человеке рассказы А. П. Чехова? -Выставление оценок за урок. | Ставят перед собой цели, прогнозируют результат своей работы Высказывают свои предположения. Быть внимательными читателями. Понять основную мысль произведения. Учащиеся путём сотрудничества составляют план совместной работы на уроке. Рассказ о волчихе и щенке. О волчихе. Если бы не было Белолобого, то рассказ получился не такой интересный. С образом щенка связаны все остальные действующие лица; именно щенок, его образ помог лучше понять волчиху, узнать, как борются два чувства: голода материнства. Представители групп выступают со своими мини-проектами. |
Рефлексия. Цель: -осознание учащимися своей учебной деятельности; -самооценка результатов деятельности своей и классного коллектива. . | - Оцените свою работу на уроке, используя лучики солнышка, если все было понятно. Используйте жёлтые лучики. Если осталось что-то непонятным- оранжевые. | Мы были внимательными читателями. |
6. Домашнее задание. Цель, которую ставит учитель перед учениками: -закрепить умение использовать полученную информацию для практического применения. Цель, которую хочет достичь учитель: -развивать умение определять практическую значимость изученного материала; -развивать умение аргументировано формулировать свою точку зрения. -способствовать развитию творчества. | - Домашнее задание по выбору. Подготовить пересказ понравившегося отрывка. - Желаю удачи! | |