Урок внеклассного чтения в 9 классе «А.П. Чехов «Человек в футляре»»
Технологическая карта
урока литературы в 9 классе
Тема: «Человек в футляре» А.П. Чехов
Автор: Цанто Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ «Знаменская СОШ»
2019г.
Тема урока |
«Человек в футляре» А.П. Чехов
|
Цель урока |
Раскрытие авторского замысла произведения через анализ образа главного героя. |
Тип урока |
Урок – размышление |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: у ученика возникнет личное эмоциональное отношение к героям и их поступкам, формирование жизненных ценностей; продолжит формироваться умение оценивать свои возможности, осознавать себя как успешного ученика; развитие рефлексивного мышления Метапредметные: ученик научится Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цель урока; выбирать из предложенных вариантов условия для выполнения учебной задачи;определять степень успешности своей работы на уроке; Познавательные: находить в тексте запрашиваемую информацию, ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий; строить рассуждение на основе сравнения / противопоставления; Коммуникативные: высказывать и обосновывать своё мнение (суждение), организовывать учебное взаимодействие в группе. Предметные: ученик научится воспринимать художественный текст как послание автора читателю; продолжит совершенствовать навыки чтения и умения работать с художественным текстом. |
Методы и формы обучения |
Формы: групповая, фронтальная. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, наглядный, интерактивный прием неоконченных предложений |
Технологии |
развитие критического мышления, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая, личностно ориентированное обучение |
Оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, аудио-колонки |
Наглядно-демонстративный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, видеофрагмент эпизода |
Основные понятия |
«футлярный человек», «свободный человек», |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Мобилизация |
Приветствуют и слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку |
Вступительное слово. Учитель приветствует учеников и мобилизует их к активной учебной деятельности. |
Фронтальная |
Личностные: идентификация себя как полноправного субъекта общения |
Целеполагание |
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы и определяют тему и цель урока |
Определяет совместно с учащимися тему и цель урока |
Фронтальная |
Регулятивные: учащиеся смогут поставить цель деятельности на основе определенной проблемы; Коммуникативные: выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Актуализация знаний |
Знакомятся с эпиграфом урока, определяют его связь с темой урока, выражают свои мысли о понятиях «абсолютная свобода», «футлярная жизнь»
|
Озвучивает слова А.П. Чехова, взятые в качестве эпиграфа к уроку, побуждает к размышлению |
Фронтальная |
Познавательные: умеют ориентироваться в системе своих знаний, находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные ранее Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: могут выразить свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |
Семантизация |
1. Выбирают слова и фразы, называющие те детали, которые соответствуют главному герою, характеризующие его как человека несвободного, объясняют, какое отношение к названным характеристикам имеет футляр (работа на основе прочитанного текста);
2. Обсуждают в группах черты личности, характерные для свободного человека (на основе своего личного опыта);
3. Просматривают видео-эпизод и отвечают на вопрос «Что оказалось для Беликова непреодолимым препятствием в женитьбе?»
4. Работают с текстом произведения, зачитывая подтверждения из текста на поставленные вопросы учителя |
1. Организует работу в группах, консультирует, наблюдает за деятельностью, заслушивает представителя из каждой группы
2. Заслушивает мнение детей
3. Формулирует вопрос и организует просмотр видео, обсуждение после просмотра
4. Организует работу с текстом (выборочное чтение), анализ произведения
|
Групповая
Групповая
Фронтальная
Групповая Фронтальная
|
Познавательные:находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений; раскрывают авторский замысел; Регулятивные: удерживают цель своей деятельности до получения результата; выбирают из предложенных вариантов условия для выполнения учебной задачи. Коммуникативные: формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, отстаивают свою точку зрения |
Систематизация знаний |
Определяют главную мысль произведения; |
Снова обращает внимание ребят к эпиграфу урока; Помогает сформулировать авторский замысел произведения; |
Фронтальная
|
Познавательные: активизируют словарный запас; Коммуникативные: высказывают и обосновывают своё мнение, |
Задание на дом |
Выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями.
|
Предлагает задания на выбор: письменный ответ на один из вопросов: 1.Как сегодня люди могут спрятаться в футляре? 2.Как бы закончилось произведение, если бы Беликов женился? |
Индивидуальная |
Регулятивные: определяют необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составляют алгоритм её выполнения; Коммуникативные: выбирают, строят и используют адекватную информационную модель для передачи своих мыслей, в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: адекватно оценивают свои возможности, осознают себя как успешного ученика |
Рефлексия «Заверши фразу» |
Анализируют собственную деятельность на уроке с помощью неоконченных фраз. |
Организует рефлексию детей |
Индивидуальная работа |
Регулятивные:анализировать свою учебную и познавательную деятельность Коммуникативные: формулируют свои мысли Личностные: формирование жизненных ценностей; развитие рефлексивного мышления |
Рефлексия учителя |
Совместно с учителем «прячут в футляр» озвученные страхи и черты характера, которые мешают быть свободным человеком. |
Организует подведение итогов занятия |
Индивидуальная Фронтальная |
Конспект урока
Если день начинать с улыбки, то можно быть уверенным, что он пройдёт удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведём в хорошем настроении, и оно обязательно принесёт нам радость общения друг с другом.
Обратите внимание на предмет у меня в руках. Для чего он нужен? Что может находиться в футляре?
Глядя на этот предмет, скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
«Человек в футляре» странное название, правда?
Какие вопросы возникают у вас, когда вы слышите это название?
Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Вместе мы постараемся раскрыть авторский замысел рассказа через анализ образа главного произведения.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова А.П. Чехова: «…»
Что означают слова «абсолютнейшая свобода»? От чего может быть свободен человек?
Как вы думаете, почему я выбрала именно этот эпиграф к сегодняшнему уроку?
Эти слова соответствуют главному герою рассказа? Почему?
Далеки ли друг от друга 2 этих понятия: футлярная жизнь и абсолютная свобода. Попробуем разобраться.
Для этого нам необходимо будет поработать в группах. Каждой группе предложено выбрать слова и фразы, называющие те детали, которые соответствуютглавному герою, характеризующие его как человека несвободного. Это белые прямоугольники на ваших столах. 1 группа характеризует внешность героя, 2 группа – его речь и мысли, 3 группа – эмоции и привычки. Будьте внимательны во время выбора и подумайте, какое отношение футляр имеет к вашей части характеристики героя. (2 минуты)
У доски прикрепите ответ вашей группы и объясните свой выбор.
На цветных листах вам нужно записать те черты личности, которые, по вашему мнению, независимо от произведения, могут охарактеризовать свободного человека. По тому же принципу: 1 группа – внешность, одежда, 2 группа – речь и мысли, 3 – эмоции и привычки. Выбор группы также нужно будет пояснить у доски.
Изучая творчество А.П. Чехова, нельзя не вспомнить его знаменитые слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Сам Чехов всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж создан писателем в рассказе. Соответствует ли Беликов всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях?
К чему стремится такой человек, как Беликов? (окружить себя оболочкой, создать себе так называемый футляр, который бы защитило его от внешних влияний)
Ребята, вспомните, какая профессия у Беликова? Кто-то сейчас пользуется этим языком? Профессия его как-то связана с темой футляра? (отгородиться от реальной жизни)
Ребята, выбраться из такой оболочки, из футляра самому будет легко? Нужна ли помощь?
Кто из персонажей рассказа мог стать шансом Беликова выбраться из футляра? (получить какие-то качества свободной личности)
Какое событие в рассказе возвращает героя в реальную жизнь?
Почему Беликов решил жениться?
Состоялась ли свадьба? Почему? Что помешало Беликову жениться?
Посмотрим этот эпизод (видео).
Что же оказалось для Беликова таким непреодолимым препятствием в женитьбе? Почему этот поступок помешал? (свобода поведения невесты)
Чем закончилось сватовство Беликова?
Как вы считаете, только ли о физическом низвержении идёт речь в этом эпизоде?
(это падение с высоты его положения)
Какого же положение героя?
« Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых 15 лет»
Как такое возможно? В существовании Беликова видит проблему Чехов, или проблема в другом? Попробуем разобраться.
1 группа – найдите в тексте подтверждение тому, как к Беликову относились коллеги.
2 группа – отношение к герою жителей города.
3 группа – брат и сестра Коваленко. Приготовьтесь зачитать эти фрагменты.
(заслушали 1 и 2 группы)
Человек, который сам всего боится и закован в футляр, умел влиять практически на всех. Кто же в этом виноват? Почему? (они тоже боятся действительности)
(крепим на доску жителей города и преподавателей гимназии на сторону футляра)
А что же Коваленко? (заслушали 3 группу)
Почему они так отнеслись к нему? Чем они отличаются от жителей города? А их мы отнесём к какому типу людей?
Посмотрите, как мы разделили героев этого произведения. Какой приём использует Чехов при создании этих образов?
Какая сцена завершила жизнь Беликова? Почему же он умер?
Чего Беликов достиг?
«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие». Почему такое кощунство? На что надеялись жители города?
Подтвердите словами из текста их ожидания. «Когда мы возвращались…»
Вернёмся к эпиграфу, к вопросу о свободе. (убрать с доски Беликова) Его не стало. Что-то изменилось в городе? Чехов пишет: «свобода тайком, украдкой, пока взрослые уехали». Это абсолютная свобода?
Вы проанализировали образы главных героев этого произведения, но все ли герои названы?
Ребята, обратите внимание на структуру произведения. Какой композиционный приём здесь использован? (рассказ в рассказе)
Есть ли среди героев ещё человек в футляре? Почему Мавра? (крепим на доску)
С кем Беркин сравнивает Мавру? В чём смысл такого сравнения? (человек сам себя закрывает в скорлупу)
А Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин? Это футлярные люди или абсолютно свободные личности?
Символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звёздным небом, его глубиной, бездонностью. Символом чего может быть звёздное небо? Толчок к чему даёт Чехов таким финалом?
(если что зачитать слова ИИ)
Финал – это намёк на выход из этой футлярности. От чего нужно освободиться героям рассказа?
Чехов даёт возможность героям самим сделать выводы.
А чему же он учит нас?
А что же вы получили от сегодняшнего урока? Ответим на эти вопросы ещё раз поработав в группах. Обсудите и напишите на цветных карточках, что сегодня произошло с вами хорошего, что было интересно, что мешало работе, что бы из этого урока вы взяли с собой. (1 минута) Представитель от каждой группы озвучит результат у доски.
Сегодня вы отлично поработали, благодаря вашей сплочённости при работе в группах, знанию текста, умению анализировать и рассуждать, мы смогли ответить на все вопросы, заданные в начале урока.
В качестве домашнего задания, я предлагаю вам письменный ответ на один из вопросов:
1. Как сегодня люди могут спрятаться в футляре?
2. Как бы закончилось произведение, если бы Беликов женился?
Я очень надеюсь, что вы не остановитесь на достигнутом и к следующему уроку подтвердите свой сегодняшний результат письменной работой.
В завершение урока хотелось бы задать вам ещё один вопрос: а вы сами когда-нибудь испытывали страх перед выбором, перед каким-либо действием?
То есть каждый из нас может сказать, что у него есть какие-то качества, заключающие его в футляр.
Мне сегодня хотелось бы создать свой футляр, в который мы поместим все лишние качества, мешающие вам быть свободными и счастливыми.
Я крепко закрываю этот футляр и обещаю, что увезу все ваши страхи далеко-далеко, чтобы они никогда к вам не возвращались.
Не надо бояться густого тумана,
Не надо бояться пустого кармана,
Не надо бояться ни горных потоков,
Ни топей болотных, ни грязных подонков!
Не надо бояться тяжёлой задачи,
А надо бояться дешёвой удачи.
Не надо бояться быть честным, но битым,
А надо бояться быть лживым и сытым.
Умейте всем страхам в лицо рассмеяться, -
Лишь собственной трусости надо бояться!
(Евгений Евтушенко)
Спасибо вам за урок. Моё общение с вами – это вознаграждение за мой учительский труд.