Урок литературного чтения в 4 классе по теме «И.А. Бунин "Листопад"»

4
0
Материал опубликован 14 January 2018

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан учителем начальных классов  МОУ «СОШ №93» Кировского района  г. Саратова

 Вахлюевой Ириной Владиславовной.

 

 

 

 

 

 

г. Саратов, 2013 г.
Урок литературного чтения по теме: И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)

 

Цели:

 

1.     Знакомство с отрывком стихотворения «Листопад» И.А.Бунина.

2.     Формирование вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.

3.     Создать условия для формирования  умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений.

4.     Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.

 

 Оборудование урока:

 

1.     Учебник

2.     Репродукция картины Н.Рериха

3.     Фотографии осенних пейзажей

4.     Портрет И.А.Бунина

5.     Таблица «Словарь настроений»

6.     Модульные алгоритмы для организации самостоятельной работы учащихся.

7.     Аудиозапись.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент.

 

И дверь распахну я на солнечный блеск

Для новой работы, для нового счастья.

 

2.     Постановка цели. Актуализация знаний.

 

¾   На прошлом занятии мы говорили о многообразии человеческого восприятия. И сегодня я предлагаю совершить путешествие в мир красок и звуков вместе с И.А. Буниным. Мы познакомимся с его стихотворением «Листопад».

Цель нашего путешествия  увидеть за словами образы, прислушаться к чувствам (своим и автора) и постараться выразить это эмоциональным исполнением стихотворного текста.

¾   Все готовы к путешествию с этой целью или какие-то проблемы мешают вам отправиться в путешествие? Покажите красным сигналом готовность.

 

3.     Речевая разминка.

¾   Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо хорошо подготовиться.

1.     дыхательная гимнастика

(на счет1-5 вдох,1-3 задержка дыхания,1-5 выдох)

 

2.     Повторите ла ло лу лы ли

 

¾   Прочитайте, повышая голос, понижая голос

¾   Выделяя первый слог,4 слог- прочитайте, выражая восторг.

 

4.     упражнение «Фотоглаз» (даются на 3 секунды слова на экране)

 

Лиловый

Синий

Багряный

Звонкий

Лазурь

 

¾   Есть ли слово зеленый, багровый, звонкий?(см.вновь)

¾   Сверьте свои ответы. Какую нашли ошибку.

¾   Какое из слов лишнее? Почему вы так считаете?

¾   Эти слова встретятся нам в сегодняшнем путешествии, поэтому уточним их значение.(заранее подготовленные ученики)

¾   Также нам встретятся слова вдова и терем. Прошу пояснить их значение.

 

Работа над новым материалом.

 

1)знакомство с новым материалом

-Послушайте стихотворение и определите выраженные автором чувства.(читает учитель)

 

2)Беседа по содержанию после прочтения

Какие чувства я смогла вам передать?

Может кто-то готов описать картины, возникшие в его воображении?

 

3)Чтение стихотворения с анализом.

¾   Давайте рассмотрим эти картины повнимательнее и проследим как автору удалось их описать.

¾   Прочитайте первую часть до слов «Сегодня на пустой поляне». (чтение стихотворения детьми)

¾   Что описывает автор в этой части?

¾   С чес сравнивается лес?

¾   Что общего у осеннего леса с теремом?

¾   -У кого-то может появилось желание изобразить такой образ леса?(с помощью кистей и красок)

¾   -Но обратите внимание терем не простой, а какой? (расписной)

¾   -Кто же расписывал терем (осень)

¾   -Посмотрите в текст, слово Осень написано с большой буквы. Почему?

¾   -Почему же он называется вдовой? Что она теряет?

¾   -Какие цвета нужно взять для изображения стены терема? И что представляет собой эта стена?  (деревья издали)

¾   -А что украсило терем резьбой? (березки). Почему именно они?

¾   -А каким цветом изобразите башни терема? (темно-зеленым)

¾   -Найдите в тексте слова близкие по значению данным понятиям:

а)проникающий, пробивающийся через что-нибудь, луч света или светлая полоса-…(просвет)

б)неплотный, просвечивающий….-? (сквозной)

-Может мы упустили еще важные для внимания художника элементы? Тогда приступайте к работе.

- А мы посмотрим только ли глазами воспринимает лес поэт? Найдите и прочитайте, что говорит о запахах?

 

 Работа над второй частью.

-   А теперь прочитаем вторю часть от  слов «Сегодня» до «Сегодня». Опишите своими словами картины которые вы увидите и соотнесите их с текстом.

-Прочитайте последнее вслух (восемь строк)

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

-А почему о тишине автор говорит «мертвая»?

-Какое слово еще более усиливает ощущение наступающей тишины?

-А какие звуки употребляет автор, что бы мы могли услышать шуршанье ластика. Послушайте (я читаю)

 

 4) Определение главной мысли стихотворения.

-Что автор хотел сказать своим стихотворением?

-Как в стихотворении он подчеркнул эту свою мысль?

-Только ли об этом он хотел сказать?

-Почему два раза он употребил слово сегодня.

 

5)   Подготовка к выразительному чтению.

 - Найдите слова в которых автор выражает свои чувства и настроения. «Словарь настроений поможет вам в этом».

-Задание по рядам

1 ряд-1 часть до слов «Сегодня по пустой полянке»..

2 ряд- 2 часть до слов «Сегодня так светло кругом»..

3 ряд-3 часть –последние 8 строк.

-Какое настроение вы выбрали для своего отрывка, какие слова помогут его выразить?

Продолжите работу по мод.4 п.1,2,3,4(самостоятельная работа + работа в

парах)

 

V)              Закрепление 

- Прежде чем возвращаться, вспомним цель  нашего путешествия. Все ли мы вспомнили?

- Готовы ли описать понравившийся эпизод? (ответ детей)

-Подобрать строчку из текста к фотографии?

-Выразить чувства эмоциональным прочтением?(желающий читает все стихотворение)

- И справились ли со своей задачей наши художники?

    

          V1)     Домашнее задание

Не расстраивайтесь если не получилось намеченное вами, у вас есть возможность потренироваться дома(домашнее задание по выбору)

1.выразительное чтение с.152-153

2.наизусть с.152-153

3.нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку с комментарием и подтверждением текстом.

4.сочинить стихотворение на тему «Осень»

 

              V11)    Итог урока

-Что нового узнали? Чему научились?

-Спасибо за работу на уроке…

-Оценки за урок…

Комментарии
Комментариев пока нет.