Урок литературного чтения в 4 классе по теме «И.А. Бунин "Листопад"»
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме: И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)
Разработан учителем начальных классов МОУ «СОШ №93» Кировского района г. Саратова
Вахлюевой Ириной Владиславовной.
г. Саратов, 2013 г.
Урок литературного чтения по теме: И.А.Бунин «Листопад» (отрывок)
Цели:
1. Знакомство с отрывком стихотворения «Листопад» И.А.Бунина.
2. Формирование вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
3. Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений.
4. Создать условия для эмоционально-эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Оборудование урока:
1. Учебник
2. Репродукция картины Н.Рериха
3. Фотографии осенних пейзажей
4. Портрет И.А.Бунина
5. Таблица «Словарь настроений»
6. Модульные алгоритмы для организации самостоятельной работы учащихся.
7. Аудиозапись.
Ход урока:
1. Организационный момент.
И дверь распахну я на солнечный блеск
Для новой работы, для нового счастья.
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
¾ На прошлом занятии мы говорили о многообразии человеческого восприятия. И сегодня я предлагаю совершить путешествие в мир красок и звуков вместе с И.А. Буниным. Мы познакомимся с его стихотворением «Листопад».
Цель нашего путешествия увидеть за словами образы, прислушаться к чувствам (своим и автора) и постараться выразить это эмоциональным исполнением стихотворного текста.
¾ Все готовы к путешествию с этой целью или какие-то проблемы мешают вам отправиться в путешествие? Покажите красным сигналом готовность.
3. Речевая разминка.
¾ Но прежде, чем отправиться в путешествие, надо хорошо подготовиться.
1. дыхательная гимнастика
(на счет1-5 вдох,1-3 задержка дыхания,1-5 выдох)
2. Повторите ла ло лу лы ли
¾ Прочитайте, повышая голос, понижая голос
¾ Выделяя первый слог,4 слог- прочитайте, выражая восторг.
4. упражнение «Фотоглаз» (даются на 3 секунды слова на экране)
Лиловый
Синий
Багряный
Звонкий
Лазурь
¾ Есть ли слово зеленый, багровый, звонкий?(см.вновь)
¾ Сверьте свои ответы. Какую нашли ошибку.
¾ Какое из слов лишнее? Почему вы так считаете?
¾ Эти слова встретятся нам в сегодняшнем путешествии, поэтому уточним их значение.(заранее подготовленные ученики)
¾ Также нам встретятся слова вдова и терем. Прошу пояснить их значение.
Работа над новым материалом.
1)знакомство с новым материалом
-Послушайте стихотворение и определите выраженные автором чувства.(читает учитель)
2)Беседа по содержанию после прочтения
Какие чувства я смогла вам передать?
Может кто-то готов описать картины, возникшие в его воображении?
3)Чтение стихотворения с анализом.
¾ Давайте рассмотрим эти картины повнимательнее и проследим как автору удалось их описать.
¾ Прочитайте первую часть до слов «Сегодня на пустой поляне». (чтение стихотворения детьми)
¾ Что описывает автор в этой части?
¾ С чес сравнивается лес?
¾ Что общего у осеннего леса с теремом?
¾ -У кого-то может появилось желание изобразить такой образ леса?(с помощью кистей и красок)
¾ -Но обратите внимание терем не простой, а какой? (расписной)
¾ -Кто же расписывал терем (осень)
¾ -Посмотрите в текст, слово Осень написано с большой буквы. Почему?
¾ -Почему же он называется вдовой? Что она теряет?
¾ -Какие цвета нужно взять для изображения стены терема? И что представляет собой эта стена? (деревья издали)
¾ -А что украсило терем резьбой? (березки). Почему именно они?
¾ -А каким цветом изобразите башни терема? (темно-зеленым)
¾ -Найдите в тексте слова близкие по значению данным понятиям:
а)проникающий, пробивающийся через что-нибудь, луч света или светлая полоса-…(просвет)
б)неплотный, просвечивающий….-? (сквозной)
-Может мы упустили еще важные для внимания художника элементы? Тогда приступайте к работе.
- А мы посмотрим только ли глазами воспринимает лес поэт? Найдите и прочитайте, что говорит о запахах?
Работа над второй частью.
- А теперь прочитаем вторю часть от слов «Сегодня» до «Сегодня». Опишите своими словами картины которые вы увидите и соотнесите их с текстом.
-Прочитайте последнее вслух (восемь строк)
-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?
-А почему о тишине автор говорит «мертвая»?
-Какое слово еще более усиливает ощущение наступающей тишины?
-А какие звуки употребляет автор, что бы мы могли услышать шуршанье ластика. Послушайте (я читаю)
4) Определение главной мысли стихотворения.
-Что автор хотел сказать своим стихотворением?
-Как в стихотворении он подчеркнул эту свою мысль?
-Только ли об этом он хотел сказать?
-Почему два раза он употребил слово сегодня.
5) Подготовка к выразительному чтению.
- Найдите слова в которых автор выражает свои чувства и настроения. «Словарь настроений поможет вам в этом».
-Задание по рядам
1 ряд-1 часть до слов «Сегодня по пустой полянке»..
2 ряд- 2 часть до слов «Сегодня так светло кругом»..
3 ряд-3 часть –последние 8 строк.
-Какое настроение вы выбрали для своего отрывка, какие слова помогут его выразить?
Продолжите работу по мод.4 п.1,2,3,4(самостоятельная работа + работа в
парах)
V) Закрепление
- Прежде чем возвращаться, вспомним цель нашего путешествия. Все ли мы вспомнили?
- Готовы ли описать понравившийся эпизод? (ответ детей)
-Подобрать строчку из текста к фотографии?
-Выразить чувства эмоциональным прочтением?(желающий читает все стихотворение)
- И справились ли со своей задачей наши художники?
V1) Домашнее задание
Не расстраивайтесь если не получилось намеченное вами, у вас есть возможность потренироваться дома(домашнее задание по выбору)
1.выразительное чтение с.152-153
2.наизусть с.152-153
3.нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку с комментарием и подтверждением текстом.
4.сочинить стихотворение на тему «Осень»
V11) Итог урока
-Что нового узнали? Чему научились?
-Спасибо за работу на уроке…
-Оценки за урок…